Алексей Варламов: «Если это талантливо, то можно всё!»

Варламов Алексей Николаевич
Апр 16 2018
18 апреля в Гатчине завершается XXIV Российский кинофестиваль «Литература и кино». В областной прессе опубликован небольшой репортаж о круглом столе «Литература в эпоху кино. Обратная связь» с участием ректора Литинститута Алексея Николаевича Варламова.

13 апреля в библиотеке имени Куприна, в рамках XXIV кинофестиваля «Литература и кино», проходил круглый стол на тему «Литература в эпоху кино. Обратная связь». Ведущим был филолог, культуролог, киновед, председатель жюри кинофестиваля Андрей Шемякин.

«Какой сегодня должна быть литература, чтобы зрителю, придя в кинозал, захотелось посмотреть фильм?» — этот вопрос волновал председателя читательского жюри кинофорума.

Вступительное слово сказал председатель жюри кинофестиваля Вадим Абдрашитов.

— Кино — это конкретика, и поэтому оно оперирует конкретными образами. Возьмём, к примеру, фразу: «На столе лежит книга». Её можно записать шестью различными способами: «На столе книга лежит», «Лежит на столе книга», и так далее. При этом каждый читатель, исходя из своего опыта, будет представлять разные книги. А в кино книга будет совершенно конкретная, хоть и показать её можно по-разному.

Так кинорежиссёр обозначил отличие языка литературного от языка кино. Но высказал убеждение в том, что кино — искусство молодое, и язык его разовьётся. Тем более, что у каждого великого режиссёра есть свой особый язык.

Кинооператор и актёр Владимир Климов привёл в качестве примера взаимопроникновения литературы и кино работу Антона Уткина — прозаика, снимающего документальные фильмы. «Он делает прозу в документальном кино», — выразился о нём Владимир Михайлович.

На языке музыки предпочёл поговорить со зрителями композитор Евгений Дога. Он исполнил музыкальную композицию из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», попутно отметив, что в данном случае без хорошего текста Антона Павловича Чехова в этом фильме не было бы и замечательной музыки.

Лариса Лужина оценила вопрос с актёрской точки зрения:

— Мы, актёры, люди подневольные. Если роль ложится на душу, то и говорится хорошо. А что касается языка, то хотелось бы, чтобы в кино присутствовала более «высокая речь», как говорят немцы “Hochsprache”.

Андрей  Шемякин подытожил конференцию, пройдясь по истории кино:

— Кино — искусство синтетическое и синкретическое. Это на заре кино режиссёры всеми силами пытались отойти от литературы, в 1910-е и далее, и достигли большого успеха. Потом всё-таки состоялось возвращение литературной основы.

Писатель Алексей Варламов, автор ряда биографий в серии «Жизнь замечательных людей», проиллюстрировал тему судьбой писателя и кинорежиссёра в одном лице — Василия Шукшина.

Писатель охарактеризовал жизнь своего героя и коллеги как «метания от кино к литературе».

— Существует такая легенда, что однажды, гуляя по набережной, Шукшин встретил случайно кинорежиссёра Пырьева. Он хорошо с ним пообщался, и, конечно, на деревенского паренька произвело впечатление, как живёт прославленный советский режиссёр. Потом он свёл знакомство с писателем Шолоховым, который также жил неплохо, и Василий Макарович стал пробовать себя в писательской карьере.

На вопрос относительно мата и эротики в современном кино и театре Варламов заметил:

— Если это талантливо, то можно всё! Но если художник использует эпатажные приёмы, то и цена ошибки возрастает.

Образно подытожил тему Андрей Шемякин:

— Экран должен задышать, чтобы люди увидели книгу!