Алексей Варламов: «Всё у нас замечательно»

Варламов Алексей Николаевич
Апр 16 2018
13 апреля, в рамках XXIV Российского кинофестиваля «Литература и кино», в Гатчине состоялась творческая встреча с писателем и ректором Литинститута Алексеем Варламовым. Репортаж об этом мероприятии опубликован в областной прессе.

13 апреля в центральной межпоселенческой библиотеке имени Пушкина прошла творческая встреча писателя Алексея Варламова. Член жюри проходящего в Гатчине кинофестиваля «Литература и Кино» рассказал о последних работах, ответил на вопросы.

— Что изменилось в моей жизни с тех пор, как я последний раз был в Гатчине в 2010 году? Я стал ректором Литературного института имени Горького, и у меня сейчас остаётся мало времени на литературную работу…

Из последнего, что я написал, была биография Андрея Платонова. Это был сложный труд, но меня привлёк этот человек. Он был очень закрытый, и про него мало что было известно, и про него сложно писать.

Как результат работы над биографиями родился роман «Мысленный волк»:

— Очень много биографических исканий, которые давили на меня, и хотелось написать свободно.

Действие этого романа происходит в один из переломных моментов русской истории, в 1914-18 годах. Действующими лицами являются исторические личности, в частности Григорий Распутин, биография которого в рамках серии «Жизнь замечательных людей» также вышла из-под пера Варламова.

— Про Г. Распутина было тоже очень сложно писать, по противоположной причине — про него написано слишком много, и всё противоречиво. Все политические и церковные деятели того времени оставили о нём воспоминания.

Я решил, что не буду его заранее считать ни плохим, ни хорошим, буду изучать материал и, может быть, к какому-нибудь выводу приду.

К какому же выводу пришёл Алексей Николаевич? «Хороший человек, сыгравший плохую роль в русской истории. Он этого не хотел, им манипулировали».

По словам сегодняшнего гостя, его всё же «уговорили» написать биографию Василия Шукшина.

— Как сказал Валентин Распутин — «Если от каждой нации взять человека, в котором есть все характерные черты этой нации, то от русского народа нужно взять Шукшина». В процессе работы над его биографией, я понял, что В. Распутин прав! В судьбе Шукшина сплелись все радости и ужасы советского строя: сын репрессированного, он прошёл все ступени социального лифта, был крестьянином, рабочим, солдатом, интеллигентом, а похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с советской партийной элитой. Книга получилась динамичная, можно сказать, герой сам помогал писать её.

Самый новый роман называется «Душа моя Павел». Дело происходит в 1980-е годы, из закрытого сибирского города в Москву приезжает парень – поступать в институт. Искренне верящий во всё советское, он попадает в атмосферу скептицизма, когда в ходу мнение, что «вместо коммунизма у нас – Олимпиада».

Писателю понравилась выставка его книг, подготовленная библиотекарями:

— Спасибо за такую обширную коллекцию! Всё замечательно!

На вопрос о своих творческих планах Варламов отвечал:

— Я чувствую себя некомфортно, если не пишу. Но так, как я теперь ректор литературного института, времени для писательской работы стало меньше. Поэтому вряд ли буду писать ЖЗЛ, так как это требует много времени.

— В процессе написания биографии Шукшина, встречались ли вы с его родственниками?

— Нет. Лидия Шукшина со мной не хотела встречаться, а от его дочерей я не надеялся узнать что-либо новое, когда отец умер, они были совсем маленькие. Сложность была в том, что живы те люди, кто знал его. Я ездил в его родное село Сростки, с односельчанами, сотрудниками музея общался, и даже отправил туда свою книгу на «цензуру». Очень благодарен им за те замечания и исправления, которые они сделали.

В серии «ЖЗЛ» вышли у Варламова биографии Алексея (Николаевича) Толстого и Михаила Булгакова.

— Можно ли назвать Алексея Толстого родоначальником советской фантастики?

— Я всегда относился к Алексею Николаевичу, как к цинику и приспособленцу. Но в процессе моих исследований понял, что он больше. Он очень талантливый и мог написать о чём угодно, другого такого писателя не было.

В его фантастике мало внимания к техническим деталям, например, в «Аэлите». Если его считать родоначальником фантастики, то не научной, а социальной.

— Был ли Булгаков мистиком?

— Смотря что считать мистицизмом. Вся та нечистая сила, которая выписана им в «Мастере и Маргарите» — это не более чем литературный приём. Реальный мистицизм у него был связан с тем, что он верил в судьбу.

Например, пьеса Булгакова «Мольер», сразу же запрещённая, которая, как считал автор, роковым образом повлияла на его судьбу. Во многом автобиографичная, она заканчивается словами: «Его погубила судьба…»

Поделился ректор и своими наблюдениями относительно современных студентов:

— Молодёжь сейчас мало интересуется русской классикой. Сейчас же не нужен стаж после школы, и к нам поступают люди с малым жизненным опытом. Где его взять? Вот молодёжь и «высасывает из пальца», отсюда обилие фэнтези, хотя, например, хорошее фэнтези писать сложно!

Но есть и талантливые люди, и мы всячески обращаемся к реальной жизни, поощряем студенческие путешествия, к примеру.

После встречи Алексей Варламов раздал автографы и дополнительно пообщался со всеми желающими.