Ангел наш! Павел Басинский о вручении Олегу Павлову премии ANGELUS 2017

Окт 29 2017
В "Российской газете" вышла статья руководителя творческого семинара в Литинституте Павла Валерьевича Басинского о присуждении руководителю творческого семинара в Литинституте Олегу Олеговичу Павлову престижной литературной премии ANGELUS.

На прошлой неделе случилось, на мой взгляд, важное литературное событие. Российский прозаик Олег Павлов стал обладателем Литературной премии ANGELUS 2017 года.

ANGELUS, по сути, одна из крупнейших европейских премий, но дается она только тем прозаикам, чьи книги переведены на польский язык.

Жюри премии отметило российского писателя за три повести, в которых описывается жизнь солдат и лагерных охранников во времена заката СССР. Эта тема сквозная для Олега Павлова. С блестящих, предельно коротких рассказов о службе в конвойных войсках Туркестанского военного округа он начинал совсем молодым писателем в 1990 году (родился в Москве в 1970 году). Как ни странно, но цикл его рассказов "Караульные элегии" был опубликован не в "толстом" журнале, а в журнале, который специализировался на критике, - "Литературное обозрение".

Яркий, ни на что не похожий стиль молодого писателя был тогда замечен многими. Пожалуй, проза начинающего писателя поражала именно своим стилем, а не столько темой, к тому же уже освоенной Сергеем Довлатовым. О прозе Олега Павлова высоко отзывались Алла Марченко и Андрей Немзер, критики разных поколений и эстетических пристрастий.

Так что в Литературный институт молодой писатель поступил уже в некотором роде вкусив литературной славы, что было невозможно по тем временам. Большинство студентов Литературного института не имели ни одной серьезной публикации за все время учебы. Печататься было трудно. Молодых если и публиковали, то в составе каких-нибудь сборников или альманахов с непритязательными названиями вроде "Молодые голоса".

Ранний яркий дебют не обманул ожиданий критиков и читателей. В скором времени Олег Павлов "выстрелил" потрясающей, написанной в постплатоновской манере повестью "Казенная сказка". Я убежден, что эта вещь уже навсегда останется в русской литературе. Она была написана в удивительном жанре - смесь сказки, реализма, бешеного гротеска и трогательно-надрывной русской мелодии. Помню, я тогда сгоряча написал в "Литературной газете", что главный герой повести капитан Хабаров стоит в одном ряду с капитаном Мироновым ("Капитанская дочка"), штабс-капитаном Максимом Максимовичем ("Герой нашего времени") и капитаном Тушиным ("Война и мир"). Наверное, это преувеличение. Но что Павлов талантливо продолжил "капитанскую" тему русской литературы - это несомненно.

Эта повесть едва не получила одного из первых русских "Букеров". В шорт-листе у Павлова был единственный настоящий конкурент (и это все понимали). Это был роман Георгия Владимова "Генерал и его армия". И я помню, как на церемонии премии Георгий Владимов горячо поздравлял "проигравшего" собрата по литературе и прочил ему большое литературное будущее.

Потом был рассказ "Конец века", который высоко оценил Александр Солженицын. Так что присуждение в 2012 году Олегу Павлову премии Александра Солженицына было вполне закономерным.

 

Читать дальше...