Балданмаксарова Елизавета Ешиевна

Какой вуз и когда окончил, специальность (и высшее образование, и аспирантура) 

Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова (ныне – Бурятский государственный университет), с отличием

Квалификация по диплому (в том числе научная) 

Преподаватель русского языка и литературы;
преподаватель бурятского языка и литературы

Основная трудовая деятельность  

Бурятский научный центр СО АН РАН; Бурятский институт повышения квалификации работников образования при Минобрнауки Республики Бурятия; Бурятский государственный университет; Институт мировой литературы им. А.М. Горького; ФИРО Минобрнауки России, ФИРО РАНХиГС; Литературный институт имени А.М. Горького

Иные виды деятельности 

Член Союза писателей России;

Являлась членом редакционной коллегии, рецензентом, автором в коллективных трудах ИМЛИ РАН: «Литературная классика в диалоге культур», «Изучение литератур и фольклора народов России и СНГ: Теория. История. Проблема современного развития», «История национальных литератур: перечитывая и переосмысливая», «Литературное зарубежье. Лица. Книги. Проблемы»; как член Экспертного совета Министерства образования и науки РФ занималась экспертизой учебников по русскому языку и русской литературе для национальных школ РФ;

являлась членом Экспертного совета Министерства культуры Республики Бурятия по присуждению Госпремии РБ в области литературы и искусства; была заместителем председателя Диссовета Д 212.022.04 по специальностям «Русская литература», «Литература народов России» при ФГБОУ ВПО «БГУ»; членом Диссовета Д 002.209.4 по специальности 10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа, Калмыкии, Урала, Поволжья, Карелии, Севера, Сибири и Дальнего Востока) при ИМЛИ РАН; является участником многих международных научных конференций, конгрессов и форумов. Пишет на русском, бурятском языках, владеет старомонгольским письменным языком, современным монгольским языком. Преподаваемые ранее учебные дисциплины: «Теория литературы», «Введение в литературоведение», «Раннемонгольская литература» (Монгольская литература XIII-XIV вв.), «Фольклор монгольских народов», «Бурятская литература», «Бурятский язык».

Профессиональные интересы 

Научные интересы связаны с разработкой вопросов теории и истории литератур монгольских народов в культурно-историческом контексте, изучения динамики национальной литературы во взаимосвязи исторического и аксиологического принципов анализа, межлитературного диалога в евразийском культурном пространстве, а также влияния русской классической и через ее посредство мировой литературы на развитие современной литературы народов РФ

Участие в исследовательских проектах 

Доклад на тему: «Литературное образование в современной цифровой информационной среде» на научно-практической конференции «Литературная школа как творческая и педагогическая проблема», посвященная 85-летию со дня основания Литературного института им. А.М. Горького (3.12.2018);

Доклад на тему: «Образ «Великой Матери» в художественном сознании монгольских народов» на научно-практической конференции с международным участием «Женщина в мировой литературе», приуроченная к 200-летию со дня рождения Эмилии Бронте (13.12.2018)

Биография 

Родилась в Республике Бурятия РФ. В апреле 1987 г. защитила кандидатскую диссертацию по бурятской поэзии 20-80-х гг. XX века, в феврале 2003 г. – докторскую, связанную с исследованием средневековой монгольской поэзии (XIII-XVIII вв.) и бурятской поэзии XX в. на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Имею более 130 публикаций, из них 120 научного, в том числе 3 монографии, изданные в гг. Улан-Удэ, Москве и 4 учебных пособия для студентов вузов, 2 учебно-методических пособий для учителей-филологов, 1 хрестоматия для восточного факультета БГУ на старомонгольской письменности, 2 программы для общеобразовательных школ Бурятии. Печаталась в научных рецензируемых журналах «Восток» (ORIENS); «Вестник Московского университета. Серия филология»; «Вестник БГУ. Серия филология», «Вестник БГУ. Серия философия», «Вестник БГУ. Серия педагогика», «Вестник БГУ. Спецвыпуск А»; «Вестник БНЦ СО РАН», «Вестник Калмыцкого государственного университета», «Ценнности и смыслы», «Studia Litterarum. Литературные исследования: научный журнал ИМЛИ РАН, «Mongolica», «Altaica», «Отечественная и зарубежная педагогика» и др., а также в «Литературной газете» и в СМИ Республики Бурятия: журналах «Байкал», «Вершина»; «Байгал» и «Морин хуур» (на бурят. яз.); в газетах «Правда Бурятии», «Бурятия», «Новая Бурятия»; «Буряад Унэн» (на бурят. яз.); на радио и ТВ; в сетевых литературных журналах «Камертон», «Великоросс». В рамках полученного гранта Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» занималась исследовательской работой по теме «Духовное наследие буддийской культуры в становлении и развитии бурятской литературы. Проблемы генезиса и поэтики жанров»

Достижения и поощрения (премии, награды, почетные звания) 

Почетная грамота Правительства Республики Бурятия;

Лауреат конкурса «Лучшие люди Бурятии – 2011»;

Серебряная медаль Всероссийского Литературного фестиваля фестивалей – 2018 Ассоциации народов России

Библиография 

Монографии: Бурятская поэзия: традиции и новаторство (1920-1980-е гг.). Улан-Удэ: БГУ, 1999. 8 п.л.; Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров. М., 2002. 23 п.л.; Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров. - 2-е изд., испр., доп. Улан-Удэ, - 16 п.л.; Культурно-исторические основы зарождения литературы монгольских народов (XIII - нач. XX вв.). Улан-Удэ: Изд-во Минобрнауки РБ «Бэлиг», 2011. - 236 с. -14 п.л.

Учебно-методические пособия: Научно-исследовательская работа студентов. Учебно-методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ по литературе. Улан-Удэ: БГУ, 1999. – 2 п.л.; Монгольская литература XIII-XIV вв. Учебное пособие. - Улан-Удэ: БГУ, 2001. - 104 с.; Хрестоматия по монгольской литературе XIII-XIV вв. – Улан-Удэ: БГУ, 2001. - 64 с. (на старомонгольской письменности); Введение в литературоведение. Учебное пособие. – Улан-Удэ: БГУ, 2004. – 5,23 п.л.; Программа по преподаванию литературы на основе принципа «диалога культур» для общеобразовательных учреждений с двуязычной образовательной средой. Улан-Удэ: Изд-во Минобрнауки РБ «Бэлиг», 2009. - 20 с.; Справочный материал для сопоставления государственного языка РФ и языков монгольской группы (на примере бурятского, калмыцкого языков) // Учимся и живём в России: практическое пособие для учителей. М., 2017. С. 176-199.

Основные научные статьи: Мифо-ритуальная первооснова поэзии общемонгольского периода // VIII Международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 5-12 августа 2002 г. - М.: Гуманитарий, Академия гуманитарных исследований, 2002. – 0,6 п.л.; Мифо-ритуальные истоки бурятской поэзии // Вестник Московского университета. Серия филология. 2003. № 1. С. 45-56; Раннемонгольская поэзия и ее связь с ритуалом // Altaica – VIII. Сборник статей и материалов. М.: ИВ РАН, 2003. С.12-28; «Кавьядарша» Дандина как основа развития теории поэзии монгольских народов // Международный конгресс востоковедов ICANAS XXXVII. Т.2. М.: ИВ РАН, 2004. С. 741-744; Общность корней и самобытность литератур тюрко-монгольских народов // Проблемы этнокультурных связей монгольских и тюркских народов. Колл. монография. Улан-Удэ: ИД «Буряад унэн», 2005. С. 297-311; Развитие средневековой монгольской поэзии в XIII-XIV вв. // Восток (ORIENS). М.: ИВ РАН, 2005. № 2. С. 107-116; Жанр магтала в средневековой монгольской литературе // Владимирцовские чтения–V. Доклады Всеросс. науч. конф. Москва, 16-17 ноября 2005 г. М.: ИВ РАН, 2005. С. 135-144; Художественная символика образа коня в словесном искусстве монгольских народов // ALTAICA XI. Сборник статей и материалов. М.: ИВ РАН, 2006. С. 7-13; Средневековая монгольская поэзия XIII-XIV вв. // Найдаковские чтения - 2. Материалы науч. конф. Ч. 1, 2. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. С. 7-21; Раннемонгольская литература в этнокультурном контексте XIII–XIV вв. // Литературная классика в диалоге культур. Вып. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 236-247; Художественный текст и его интерпретация в аспекте герменевтики // Филология-искусствознание-культурология. Новые водоразделы и перспективы взаимодействия. М.: М-во культуры РФ, РИК, 2009. С. 8-10; Средневековая монгольская литература: опыт историографии в России (XIX век) // Восток (ORIENS). М.: ИВ РАН, 2009. № 2. С. 81-89; Становление и развитие средневековой монгольской поэтики в контексте буддийской культуры // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. СПб., 2009. С. 219-229; Духовное наследие буддизма в формировании бурятской литературы (XVIII-XIX вв.) // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. В 2-х ч. Ч. 2. Элиста, 2009. - С. 24-29; Средневековая монгольская литература: опыт историографии в России (XX век) // Восток (ORIENS). М., 2011. № 2. С. 89-100; Этнокультурная идентичность в современной бурятской литературе и межлитературный диалог: к постановке проблемы // Исторический опыт взаимодействия народов и цивилизаций: к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. Улан-Удэ, 2011. С. 47-55; Монгольская поэзия XIII века в мифо-ритуальном контексте // Литературная классика в диалоге культур. Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 274-280; Религиозно-философское наследие Центральной Азии в формировании и становлении бурятской литературы XVIII - нач. XX вв. // Вестник БНЦ СО РАН. Улан-Удэ, 2011. № 4. С. 108-119; Проблемы интерпретации художественного текста в индо-тибето-монголо-бурятской литературной традиции // Эрдэм шинжилгээний бичиг. Хавсарга хэл шинжлэл. № 5. Улаанбаатар, 2011. С. 47-55; Проблемы периодизации средневековой монгольской литературы // Вестник БГУ. Спецвыпуск А. Улан-Удэ, 2012. С. 190-196; Выдающиеся деятели Бурятии в воспитании патриотических чувств молодого поколения // Вестник БГУ. Педагогика. Вып. 1.2. Улан-Удэ, 2012. С. 7-11; С.А. Козин как фольклорист и литературовед // Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации. Сб. науч. тр. В 2 ч. Ч.1. Улан-Удэ, 2012. С.132-134; Бурятская литература рубежа веков в контексте культурного пространства Востока и Запада // Вестник БГУ. № 10. Серия Философия. Улан-Удэ, 2012. С. 150-153; Многообразие поэтических жанров «Сокровенного сказания монголов» (1240 г.) // Вестник БНЦ СО РАН. 2013. № 1. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2013. С. 89-105; «Плач Тогон-Тумэр-хана»: литература общемонгольского периода как система ценностей // Россия – Монголия. Сто лет дипломатического сотрудничества. Улан-Удэ: БГУ, 2013. С. 55-59; Тенденции современной монгольской поэзии (на примере поэзии Болдын Батхуу) – на бурят-монг. яз. // Проблемы Центрально-азиатского фольклора: вербальный текст и этнокультурная традиция: Сб. науч. ст. Улан-Удэ, Иркутск, 2013. С. 93-95; Современные проблемы периодизации монгольской литературы // Вопросы изучения истории национальных литератур. Теория. Методология. Современные аспекты. - М.: ИМЛИ РАН, 2014. - С.300-311; Отражение религиозно-философских идей буддизма в бурятской дидактической поэзии конца XIX - нач. XX вв. // Евразийский фронтир: литература и религия в диалоге культур. - Улан-Удэ: БГУ, 2014. С. 71-74; Космичность бытия в лирике Давида Кугультинова (на примере поэтического цикла «Жизнь и размышления) // Вестник Калмыцкого государственного университета. Элиста: КГУ, 2014. № 2 (22). С. 46-49. (в соавторстве с Топаловой Д.Ю.); Развитие теории поэзии монгольских народов: индо-тибетская поэтическая традиция // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. V. М.: ИМЛИ РАН, 2014. С. 244-255; XX зуун жэлэй буряад поэзи: эхи үндэһэн, хүгжэлтэ. Байгал. № 1. 2015. Улан-Удэ: ИД «Буряад унэн», 2015. С. 72-90 (на бурят.яз.); XX зуун жэлэй буряад поэзии: эхи үндэһэн,  хүгжэлтэ. Байгал. № 2.  2015. Улан-Удэ: ИД «Буряад унэн», 2015. С. 100-111 (на бурят. яз); Тюрко-монгольские литературные связи: общность истоков и своеобразие // Вопросы тюркологии: Межвузовский тюркологический ежегодник. Махачкала, 2016. № 11. С. 72–78; Таинственный смысл бытия // Сетевой литературный журнал «Камертон». № 78. 24.04.2016. webkamerton.ru / 2016 / 04 / tainstvennyj-smysl-bytbya; Единство и целостность как вызовы времени // Сетевой литературно-исторический журнал «Великоросс». № 86. 2016; Инновации и традиции в обучении детей, слабо владеющих русским языком // Современная наука и образование. 2016. № 11. С. 16-19; Обучение языкам народов России в контексте «диалога культур» // Поликультурное образование и диалог культур. Сб. трудов конференции ИСРО РАО. М., 2017. С. 39-41; Принципы эффективного обучения детей, слабо владеющих русским языком. The principles of effective training of the children, who are poorly knowing rassian // Sciences of Europe. 2017. Vol 2. С. 73-75; Творчество школьников как один из методов формирования интереса и ценностного отношения к родному языку, включая русский // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике. Сборник статей в 2-х ч. Ч.1. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 135-138; «Завет» XII Хамбо-ламы Дашидоржи Итигэлова в контексте буддийской эстетико-философской системы // Studia Litterarum. Литературные исследования: журнал ИМЛИ РАН. М., 2017. Т. 2, № 4. С. 270-289; Литературная классика в диалоге культур Востока и Запада (опыт межкультурного диалога Л.Н. Толстого и буддийского монаха Г. Гомбоева) // Ценности и смыслы: Научный и информационно-аналитический гуманитарный журнал ИСРО РАО. 2018, № 1 (53). С. 7-16; Особенности языков монгольской группы Российской Федерации: бурятского и калмыцкого // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Сборник статей. Вып. I. М.: ИД «Научная библиотека», 2018. С. 50-55; Современные тенденции развития языкового образования в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Бурятия) // Отечественная и зарубежная педагогика: Научный и информационно-аналитический журнал ИСРО РАО.  2018. № 6. С. 70-82.

Публикации в СМИ