«Десять дней, которые потрясли мир»
«Десять дней, которые потрясли мир»
Историко-поэтическая композиция студентов 2-го курса
«…поток красных знамён, на которых были написаны слова надежды и братства, ошеломляющие пророчества. И эти знамёна развевались на фоне пятидесятитысячной толпы, а смотрели на них все трудящиеся мира и их потомки отныне и навеки…»
(с) Джон Рид «Десять дней, которые потрясли мир»
27 октября 2017 года в Литературном институте состоялся историко-поэтический вечер «Десять дней, которые потрясли мир», посвященный столетию Октябрьской революции 1917 года.
Под руководством доцента кафедры общественных наук Кочетковой Зои Михайловны и студентки IV курса Орловой Василиссы студенты II курса провели памятный вечер, на котором осветили влияние Октябрьской революции на культуру и творческий процесс того времени, иллюстрируя доклады об исторических деятелях и хронику событий стихотворениями поэтов начала XX века.
Выступления сопровождал видеоряд с кадрами революционной хроники, плакатами, картинами, карикатурами, портретами писателей и политиков.
***
«Затем - слово. Россию затоплял такой поток живого слова, что по сравнению с ним «потоп французской речи», о котором пишет Карлейль, кажется мелким ручейком. Лекции, дискуссии, речи - в театрах, цирках, школах, клубах, залах Советов, помещениях профсоюзов, казармах…»
(с) Джон Рид «Десять дней, которые потрясли мир»
Раскол в среде российской интеллигенции (и писателей - в частности) произошёл ещё до Октябрьских событий 1917 года: были те, кто принял "Февраль", и те, кто нет. Многие сторонники Февральской революции в последующем негативно отнеслись к Октябрьской.
Читая и комментируя стихи, студенты показали противоречивость революции и неоднозначность её восприятия, а также выделили основные тенденции в посвящённых ей произведениях.
Важный мотив в предоктябрьской поэзии 1917 г. – предчувствие надвигающегося взрыва, перерастающее в поэтическое пророчество. В стихах, связанных с революцией, отчётливо звучит голос автора, его личная позиция, поэтому «пророчества» так сильно отличаются друг от друга: там, где одни оплакивали гибель, другие славили освобождение.
Студенты отметили, что 1917 г. привнёс в поэзию новые образы, и один из самых ярких это, конечно, образ матроса. Произошли также переосмысление и переработка классических жанров, например, оды: освободителей славили, используя новые форму, метр, композицию и лексику. Требования угнетённых слоёв населения формировались в лозунгах. Поэзия переняла на себя их призывно-краткую форму. Октябрьская революция, как любое масштабное историческое событие, породила большое количество мифов и легенд, часть из которых были поддержаны и популяризованы литературой (например, обстрел Зимнего дворца из боевых орудий с крейсера Аврора). Поэты также пытались ответить на вопросы, закономерно возникавшие в сознании современников событий: кто же они – большевики – и чего на самом деле хотят, к чему стремятся.
Новая власть уделяла большое внимание идеологическому фронту, искусству и литературе в частности. Большевики понимали значимость художественных произведений в формировании мировосприятия масс. Студенты обратились к труду Л.Д. Троцкого «Литература и революция», отметив что воплощение директив в культуре ничуть не легче, чем в других сферах жизни общества. Октябрь остро поставил вопрос о праве нового уничтожать старое, ломать традиции и попирать святыни, который актуален во все времена. У обоих позиций были сторонники и в начале XX века. Деятели искусства вступали в открытые конфликты между собой, не сходясь в оценке происходящих событий.
Сегодня нам важно понимать, что и те, и другие любили Россию. Вера в свою страну и оберегающая любовь к своей Родине – очень важные мотивы в русской литературе и культуре. Находясь непосредственно в гуще событий, сложно отстраниться от них и помнить о самом главном, однако, уже в конце 1917 г. некоторые поэты заговорили о том, что Россия, какой бы они ни хотели её видеть и какой бы она ни была в реальности, погибнуть не может.
В конце мероприятия профессор Лебедев Сергей Николаевич выступил с докладом о поэзии Игоря Северянина, на примере творчества которого показал, как могут переосмысливаться исторические события одним человеком в довольно короткий промежуток времени, насколько может измениться оценка происходящего всего за несколько месяцев.
Октябрьская революция, как переломный момент истории нашей страны, навсегда останется в русской и мировой литературе и культуре. Это мотив, к которому обращаются не только учёные, но и деятели искусства до сих пор, пытаясь проанализировать события столетней давности и вывести их на общечеловеческий этический уровень, потому что не зная уроков истории, невозможно двигаться вперёд.
СПИСОК УЧАСТНИКОВ
• Лебедев Сергей Николаевич, профессор – доклад «Игорь Васильевич Лотарёв в революции и о революции»;
• Орлова Василисса (IV курс) – Автор сценария и презентации, режиссёр, ведущая.
II курс:
1. Арангулова Лина – хронология событий осени 1917 г.;
2. Бесполов Артемий – доклад о Л.Д. Троцком;
3. Блохина Анастасия – Велимир Хлебников «Воля всем»;
4. Виноградская Дарья – Борис Пастернак «До всего этого была зима»;
5. Добровинский Сергей – Сергей Есенин «Иорданская голубица»;
6. Добрыгина Мария – фотоотчёт;
7. Гаврилина Анастасия – Марина Цветаева «Москве»;
8. Грищенко Валерия – Александр Блок «Марш мертвецов»;
9. Громова Анастасия – Василий Александровский «Взрывайте»;
10. Елагина Анастасия – Николай Асеев «Небо революции»;
11. Иванова Мария – Осип Мандельштам «Когда октябрьский нам…»;
12. Иванов Юлия – Владимир Маяковский «Мы идём»;
13. Князькова Галина – Осип Мандельштам «Кассандре»;
14. Крылова Екатерина – Зинаида Гиппиус «Гибель», «Нет», эпиграмма А. Блоку;
15. Кузовихина Екатерина – Николай Тихонов «Баллада о гвоздях»;
16. Куршева Олеся – хронология событий осени 1917 г.;
17. Лысикова Анна – Александр Блок «Двенадцать»: 9 и 12, эпиграмма З. Гиппиус;
18. Мельников Антон – Дмитрий Мережковский «Возвращение»;
19. Моисеева Софья – доклад о А.Ф. Керенском;
20. Николаева Виктория – доклад «Легенды и мифы революции»;
21. Новикова Алла – Эдуард Багрицкий «Здесь гулок шаг»;
22. Солярик Александра – Сергей Есенин «Небесный барабанщик»;
23. Смирнова Ламара – Александр Блок «Двенадцать»: 3 и 11;
24. Трембич Ирина – хронология событий осени 1917 г.;
25. Третьякова Дарья – Евгений Евтушенко «Партизанские могилы»;
26. Федорова Марина – Марина Цветаева «Народоправству, свалившему трон»;
27. Хараз Мира – Ефим Флейдерман «Вы, Лев Давыдович, титан…»;
28. Харитонова Дарья – доклад «Троцкий о литературе»;
29. Холодилова Дарья – Сергей Есенин «Гуляй поле»;
30. Четверикова Юлия – Владимир Маяковский «Ода революции»;
31. Яковлева Екатерина – Владислав Ходасевич «Путь зерна»;
32. Янева Аглая – доклад о В.И. Ленине.