Казнина О.А. Горький и евразийство

Профессор Литературного института имени А.М. Горького, доктор филологических наук Ольга Анатольевна Казнина в марте 2018 года выступила на Международной научной конференции «Мировое значение М.Горького» с докладом «Горький и евразийство».

Истоки евразийских идей уходят глубоко в историю русской историко-философской мысли: евразийство впитало духовное наследие славянофильства и религиозно-философского ренессанса рубежа столетий. Однако как идейно-политическое движение евразийство обязано своим появлением на свет определенной исторической ситуации: оно оформилось в эмиграции в начале 1920-х годов в среде молодых представителей русской интеллигенции, которые утверждали, что Россия — это не «Европа» и не «Азия», а «Евразия». Мировоззрение евразийцев складывалось в атмосфере дискуссий о будущем России, о необходимости государственного самоопределения и сохранения культурной самобытности. Евразийские сборники статей и периодические издания содержали в себе осмысление кризиса европейской цивилизации и призыв к соотечественникам отказаться от европейской «романо-германской» культуры и повернуться лицом к Востоку, к Азии. Оценка М. Горьким евразийства в целом и отдельных выступлений его идеологов была предопределена совершенно иными взглядами на роль Запада и Востока в истории России. Ярко выраженный западник, М. Горький скептически смотрел на евразийство как на возрождение устаревших славянофильских идей. В своих художественных произведениях и в публицистике, в статьях 1905–1916 гг., в «Несвоевременных мыслях» он призывал русских преодолеть восточный фатализм и мистицизм, избавиться от «азиатчины» и повернуться лицом к Западу. В наиболее концентрированной форме его мысли на эту тему высказаны в статье «Две души» (1915). Одним из первых М. Горький отметил выход в свет изданий евразийского движения в эмиграции, хотя и характеризовал их весьма скептически. В его переписке отмечена публикация книги Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», появление «секты эмигрантов, утверждающих, что Русь — не Европа, не Азия, а Евразия», сходство их идей со «скифством» Р.В. Иванова-Разумника. М. Горький отозвался на доклад П.Н. Савицкого, прочитанный в Праге в 1926 г., в котором был выдвинут тезис о «евразийской струе» в советской литературе. М.Горький откликнулся также на издание литературного журнала левых евразийцев «Версты» и положительно характеризовал его редактора — князя Д.П. Святополк-Мирского, которому впоследствии помогал вернуться в Россию. В 1923 г. М. Горький вступил в переписку с В.К. Коростовцом, активным деятелем украинского националистического движения, который интересовался евразийством. Письмо М. Горького Коростовцу по-новому раскрывает взгляды писателя на евразийство: он признает, что с одной стороны, евразийские идеи для него не полностью приемлемы и тем не менее признается, что чувствует их «здоровый корень», их насыщенность энергией «верующей мысли».