Ко дню рождения писателя Саида Чахкиева

В архиве Литературного института хранятся личные дела выпускников, этого единственного в мире вуза, где по настоящий день «чеканят» будущих писателей.

Я представил себе, как, стряхивая наслоившуюся пыль десятилетий с пожелтевших листов архивных документов литинститута имени Максима Горького советской эпохи и листая студенческое «дело» нашего знаменитого земляка Саида Идрисовича Чахкиева, 22 января 1938 года рождения, вижу — в графе «национальность» записано «ингуш». В графе «социальное положение» синими чернилами начертано «сын крестьянина». Место рождения — село Насыр-Корт, Назрановского района, Чечено-Ингушской АССР.

Про родителей Саид не написал, что они не перенесли тяжкие испытания холодом, голодом и ушли из жизни в казахстанской ссылке, оставив его круглым сиротой, а вписал в анкету сухо: «отец — умер»; «мать — умерла». Образование — среднее. В автобиографии он напишет, что в 1945 году пошел в первый класс сельской семилетней школы с. Мичуринск Алма-Атинского района. После смерти родителей учился в вечерней школе рабочей молодежи и одновременно подрабатывал грузчиком в артели «Красный инвалид».

В 1953 году вступил в комсомол. В 1954 году получил аттестат о среднем образовании. Разворачиваю копию аттестата. Русский язык — «пять». Литература — «пять». История — «пять». География — «пять». Вот, алгебра — «четыре». Судьба подростка предопределилась. Он получил образование, хотя в автобиографии он не напишет, что ему после окончания семи классов очень хотелось учиться, но ближайшая школа-десятилетка находилась в пятнадцати километрах, в районном центре. Ему, как «спецпереселенцу», нужно было получить разрешение комендатуры, без которого, по действующему Указу ПВС СССР от 1948 года, за самовольный переход даже на короткое время в соседнее село или район могли приговорить к двадцати годам каторжных работ. С учетом, что он сирота, власти разрешение все же выдали. Ничто не могло угасить в Саиде жажду к знаниям.

Чтобы выжить, у него будет сложный, не по-юношески тяжелый трудовой путь. В свободные от учебы часы работал почти круглый год на каменных рудниках, зарабатывая себе на еду и одежду.

Уже в восстановленной Чечено-Ингушетии, куда он перебрался из Казахстана в 1957 году, через два года в поэтическом сборнике «Къона дегаш» («Молодые сердца») под редакцией Ю. Чахкиева публикуются его стихи: «Ког бай бIаьсти»; «Тракторист»; «БIасти»; «Воккха саг»; «Гуйран мух»; «Пхьагали пхъиди»; «Хоарсам».

В этом же году сбылась мечта — его приняли в Литинститут имени Горького на заочное отделение, и в следующем году он уже был в Москве, на поэтическом семинаре Льва Ошанина — первый ингуш в истории института.

В студенческом «деле» ни слова о депортации, которую он пережил. Хотя в дипломной работе выпускника Саида Чахкиева будет фигурировать роман «Золотые столбы» о бесчеловечной депортации целого народа. Роман, изданный в 1964 году в Чечено-Ингушском литературном альманахе «Утро гор» (главный редактор Ахмет Ведзижев) на ингушском языке, изобилует примерами официальной лжи, фальшивой искренности власти, пронизанной сверху донизу вопиющей несправедливостью.

Сразу же скажу, что роман Саида Чахкиева «Золотые столбы» — одно из бессмертных творений ингушской литературы. Бесспорно, он стал бесценным достоянием в литературной истории Ингушетии не только как первый роман, написанный на ингушском языке, но и как первый роман о правдивом рассказе очевидца, депортированного вместе с семьей, односельчанами и целым народом.

Вдали от родины, в Москве, удрученный плодом его личных воспоминаний и наблюдений, с усердием и воодушевлением отдался он работе и зажил образами героев своего романа. Большинство действующих лиц — подлинные жители его родового села Насыр-Корт, только изменены имена.


Источник: «Ингушетия» - интернет-газета