Мы должны как учителя запоминаться детям: интервью Александра Орлова

Июн 21 2017
На портале "Правчтение" опубликовано интервью с выпускником поэтического семинара Геннадия Николаевича Красникова - Александром Орловым, в котором он рассказывает о годах учёбы в Литинституте, некоторых преподавателях, о теперешнем состоянии своих дел в поэзии и о своих учениках.

А.О.: Когда я поступил в Литинститут, моим первым мастером был Сергей Арутюнов. На его семинаре я проучился два года, это было прекрасное время мы все были пропитаны стихами, дружили, я, Олег Будин, Амирам Григоров, Дима Артис (Краснов), Дима Иващенко, Марина Вахто, Тамара Сафарова, Наташа Мамлина, потом я ушёл от мастера. Как раз наши разногласия по поводу вероисповедания, неопытность мастера, спесь ученика дали о себе знать, но через два года мы помирились, видимо, нам не хватало друг друга. Потом я стал крёстным отцом Сергея, а Наташа Мамлина крёстной матерью, и теперь мы помимо ежедневных разговоров о стихах, рассуждаем о книжных новинках, которые приходят на конкурсы в Издательский Совет РПЦ. Сергей с блеском и самозабвением рецензирует большинство книг, его рецензия на книгу митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) просто потрясающая. Мой сродник во кресте плакал, когда читал её мне по телефону! Мне это вдвойне близко, так как примерно 12 лет назад я зачитывался катехизисом Владыки Илариона, который тогда был ещё епископом Венским и Австрийским.

– Разве есть достойная современная поэзия, чтобы о ней говорить?

– Начнём с того, что лауреатами премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стали три значимых поэта 20-21 веков, как понимаете я говорю о Олесе Александровне Николаевой, Юрии Михайловиче Кублановском, и Станиславе Юрьевиче Куняеве. В жюри Международного детско-юношеского конкурса входят прекрасные поэты Сергей Арутюнов, Галина Климова, Екатерина Ратникова.

С интересом читаю стихи Марины Кудимовой, Светланы Кековой, Марины Саввиных, Александра Хабарова, Дмитрия Мельникова, Максима Замшева, Станислава Ливинского, Сергея Бреля, Любови Колесник, Сергея Геворкяна, по прежнему у Сергея Арутюнова появляются талантливые ученики, я бы выделил: Елену Блынскую, Марину Марьяшину, Екатерину Монастырскую…

Особенным для меня является творчество моего друга Владимира Андреевича Кострова. Я бываю часто у своего наставника, люблю наши разговоры о литературе, особенно рассказы о Смелякове, Старшинове, Межирове, Тарковском, Соколове, Рубцове… воспоминания его супруги Галины Степановны о Тендрякове, Распутине, Богомолове, Вампилове, Белове….

Вы знаете, есть, и авторов достаточно много. Другое дело, что, литература чрезвычайно политизирована, в ней преобладают фобии, национальные и религиозные. Понимаете, есть люди, которые считают, что Россия — это не Москва, что настоящие поэты могут рождаться только в провинции, это такой мелкий национальный сепаратизм, который горделиво выставляется на показ, он демонстративен и обличает сам себя, словно свидетельствует в соответствии с евангельскими изречениями. Это не глупость, это слепота, оккультное видение вокруг, оно сопоставимо с язычеством, является отголоском быта разрозненных восточнославянских племенных союзов, это опасное мнение, с моей точки зрения, антигосударственное и антихристианское.

Поэты, принимающие участие в работе конкурсов ИС РПЦ и в частности – Международного детско-юношеского конкурса «Лето Господне» видят мир иначе, у нас участвуют и побеждают ребята вне в зависимости от национальности, вероисповедания, места жительства, мы единый мир, данный нам свыше, но никто не забывает и не превозносит своё генетическое начало.

– Что Вы обычно рекомендуете читать детям, которым преподаете?

– Дети должны быть в курсе происходящего. Я рассказываю им о разных авторах, могу советовать в зависимости от ситуации, но выбор должен оставаться за ними. Я не люблю Маяковского, я его не перевариваю автоматически, с детства. Но детям я все равно о нем рассказываю. Но другое дело, что мои эстетические пристрастия, из 30 человек будут влиять на 20, я это знаю. А я не могу бы не беспристрастным, хотя мне следует. Но у нас есть школьная программа и мы ей следуем, но можем и отступить, и устроить чтения авторов шестидесятых годов прошлого века, хотя они мне не близки, но так ученики узнают о Ахмадуллиной, Евтушенко, Рождественском, Вознесенском или Бродском, Рейне, Кушнере, Синельникове…

Читать дальше...