Николай Цискаридзе отвечает на вопросы Валерия Модестова

Фев 8 2018
В газете "Вечерняя Москва" опубликовано большое интервью профессора, заведующего кафедрой художественного перевода Литинститута Валерия Сергеевича Модестова с Николаем Цискаридзе - ректором Академии русского балета им. Вагановой.

Отношения между обществом, творцами и властью, регулярно входящие в клинч, сможет стабилизировать только обсуждаемый Закон о культуре. Да и судьба прежде незыблемой в России классики, которую сегодня пытается потеснить современное искусство, заботит многих. О принципиальных моментах будущего документа, настоящем и будущем гордости России— балета— мы решили поговорить с членом Совета при президенте РФ по культуре и искусству Николаем Цискаридзе.

Николай Цискаридзе нечасто дает интервью — очень занят. Пять лет назад он, один из самых знаменитых москвичей, премьер балета Большого театра возглавил Петербургскую Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой. Прославленный танцовщик, отличный педагог и магистр права с красным дипломом Юридического университета им. О. Е. Кутафина оказался прекрасным руководителем, что сегодня признают даже его недруги. И ежегодные концерты учащихся Академии на сцене Кремлевского дворца при переполненном зале стали триумфом старейшей балетной школы и классического балетного искусства, что тоже — явно его достижение. Ныне Цискаридзе и как человек искусства, и как теперь опытный администратор с юридическим образованием, и как член Совета при президенте по культуре и искусству принимает самое активное участие в работе над новым российским Законом о культуре. С обсуждения этой темы и начался наш разговор.

— Николай, в чем, как вам кажется, главная задача нового закона, принятия которого ждут очень многие и уже давно?

— На мой взгляд, необходимо установить ясные и прозрачные отношения между художником, обществом и властью. Между артистом и администрацией театра, например. С этой точки зрения очень важно, чтобы для каждой отрасли культуры и искусства были разработаны, с учетом ее специфики, права и обязанности сторон, которые, во-первых, организовывали бы работу разных институций, а во-вторых — определяли правила, по которым должна жить та или иная отрасль. И здесь мы вполне можем использовать опыт зарубежных стран.

— Например?

— Во Франции, скажем, существуют закрепленные на законодательном уровне правила жизни артистов драматических театров («Комеди Франсез») и музыкальных театров («Гранд Опера»). Так, четко расписан весь их путь от поступления на работу, продвижения по карьерной лестнице — и до выхода на пенсию. По достижению определенного, установленного законом, возраста человек без скандалов и душещипательных дискуссий покидает учреждение, и дальнейшие отношения с ним строятся на контрактной основе.

— Это касается и творческих учебных заведений?

— Конечно. Закон должен учитывать специфику работы наших уникальных учебных заведений, чьи дипломы ценятся во всем мире. Чиновники же время от времени пытаются уравнять нас с другими образовательными организациями. А этого не должно быть.

— Вроде все очевидно, но все же уточните, пожалуйста, почему?

— Ну, скажем, хореографические школы, где ребята обучаются с десяти лет, сталкиваются с такой ситуацией: наступает момент, когда в период естественного роста дети меняются. Одни грузнеют, у других изменяется фигура, нарушаются пропорции тела. Дальнейшее обучение таких детей в балетной школе становится проблематичным, а то и вообще бесперспективным. У классического танца — своя эстетика, свои художественные критерии. С этим приходится считаться.

Но делать из возникающей ситуации трагедию не стоит. Для обычной жизни и других профессий возрастные изменения внешней формы не имеют особого значения, а в некоторых случаях даже становятся плюсом (в модельном бизнесе, например, предпочитают девушек и юношей высокого роста, а среди характерных актеров театра и кино много грузноватых и даже полных). Однако эта ситуация должна быть законодательно прописана так, чтобы уход учащихся по естественным причинам, предусмотреть который никто, кроме разве что Создателя, не может, не влиял ни на общее финансирование школ, ни на штатное рас- писание их преподавателей и сотрудников.

— Это проблема, скажем так, широкая?

— Да, таких специфических проблем у каждой отрасли много. Поэтому на последнем заседании совета Владимир Владимирович Путин обратил особое внимание на то, что при формулировании базовых положений закона для каждой отрасли в отдельности необходимо предусмотреть профессиональные экспертизы любого рождающегося в недрах министерств постановления.

Читать дальше...


СПРАВКА

Николай Максимович Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Известный российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра (1992—2013), на сцене которого исполнял главные партии в самых известных постановках. Народный артист России, дважды лауреат Госпремии РФ и трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». С 2014 года — ректор Академии русского балета им. Вагановой.

ОБ АВТОРЕ

Валерий Модестов - профессор Литинститута имени Горького, литературовед, переводчик, театральный критик. Автор сотен публикаций по вопросам литературы, искусства, культуры и книгоиздания