О февральском (2015 г.) заседании ЛИТО ”Точки” при Совете по прозе Союза писателей России

Руководитель семинара 
пятница, 27 февраля, 2015 (Весь день)

«В городе и на отшибе»

О февральском (2015 г.) заседании ЛИТО ”Точки” при Совете по прозе Союза писателей России

 

Тема: В контексте будущей книги. Обсуждаем прозу Нины Кроминой.

  • 27 февраля 2015 года, актовый зал Правления Союза писателей России. Открывает заседание Михаил Михайлович Попов, председатель Совета по прозе Союза писателей России. Он отметил, что в литературе в последние годы реализм возвращает свои позиции. Привёл пример американской современной прозы – роман Джонотана Франзена “Свобода”.

«В реалистической традиции, – заметил Михаил Михайлович, –  работает и обсуждаемый сегодня автор – Нина Кромина».

  • Андрей Венедиктович Воронцов, руководитель ЛИТО “Точки”, доцент кафедры литературного мастерства Литературного института им. Горького, рассказал собравшимся о творчестве Нины Кроминой, её учёбе на ВЛК в его мастерской, а затем на курсах Литературного мастерства, которые А.В. Воронцов ведет в Литературном институте, о публикации её произведений в журналах и сборниках, об успешном участии в фестивале “Славянские традиции 2014 г.” (первая премия в номинации "проза").  Он отметил, что в творчестве Н. Кроминой главное − в сочувствии к "малым сим".
  • Николай Владимирович Переяслов, литературный критик, обратил внимание на то, что ему не хватает света в прозе Н.Кроминой, и остановился на вопросе ответственности автора в выборе тем, необходимости с осторожностью использовать сюжеты, поскольку написанное нами имеет свойство проецироваться на действительность и влиять на неё.
  • Елена Яблонская, староста ЛИТО “Точки”, ведущая заседание, для тех, кто впервые присутствует на мероприятии "Точек" рассказала о работе ЛИТО “Точки”, о том, что обычно  на заседаниях обсуждаются уже вышедшие книги или вёрстки, полученные из типографии: "А сегодня мы впервые обсуждаем проект книги. Будем же критиковать, давать советы автору, надо воспользоваться этим редким случаем, когда мы можем что-то изменить, улучшить в будущей книге.

В нашей сегодняшней программе, кроме критиков, рецензентов примут участие выпускники специальной Гнесинской музыкальной школы, актёр театра “Голос” Евгений Касаткин, актриса Ирина Шабышева".

  • Елена Яблонская зачитывает отзыв о творчестве Н. Кроминой и

выделяет рассказы “Жили-были”, “Лермонтова, 17” и “Скворцы прилетели”, которые, по её мнению, являются лучшими.

"К сожалению, автор часто перерабатывает свои произведения, – говорит Елена, – меняя саму сущность своих героев. Проза – не игра Лего. Создав героя, автор должен следовать его характеру, а не переворачивать с ног на голову. Как это произошло, например, с рассказом “На отшибе”. Поэтому я советую исключить из сборника рассказ "На отшибе" и вернуть полюбившийся читателям вариант рассказа, опубликованный под названием "Жили-были".

В некоторых циклах рассказов мы встречаемся с отсутствием мотивировки. Это тоже, я считаю, создание образа по принципу "Лего", из разнородных частей, плохо соответствующих друг другу черт характера. Так, в цикле рассказов об Олимпиаде Ивановне, эта тихая, забитая семьёй дамочка неожиданно предстаёт перед нами писательницей. Здесь какое-то несоответствие образа. Думается, Нина Кромина "подарила" героине свое творчество, но недостаточно мотивировала, не раскрыла способность героини писать серьезную прозу, на мой взгляд, измученная детьми и внуками Олимпиада Ивановна могла бы быть только детской писательницей, да и то с большой натяжкой. Но Нина может продолжить цикл этих рассказов и "оправдать" свою героиню".

  • Рассказ Н. Кроминой “Ведь я этого достойна!” читает артистка Ирина Шабышева.
  • Е. Яблонская: «Нина, расскажите, пожалуйста, как вы работали над составлением сборника».

Н. Кромина: «Так как текстов написано много, то возникли сложности по отбору материалов. Сначала была идея сделать сборник миниатюр. Я даже стала над ним работать. Потом решила объединить миниатюры и рассказы по внутреннему содержанию. Хотелось начать и кончить сборник детской темой. Первый раздел сборника полностью посвящён детству, второй – под названием “В городе и на отшибе” отражает нелёгкое время постсоветской России, третий раздел о любви, женских судьбах и заканчивается гимном детству и радости бытия рассказом “Я пришёл по солнцу!” Каждый раздел состоит из восьми текстов.

Что касается повестей, то из материальных соображений я решила их не включать в сборник. Пусть пока живут в журналах».

  • Яблонская: «Из третьего раздела сборника я бы выделила рассказ “На озере”. Очень лирический, добрый и тоже вполне современный, "постсоветский". О том, как молодая женщина пытается быть стервой, как тому учат нынешние "масс-медиа", но у нее ничего не получается, она – хороший человек и понимает в конце концов, что любит бывшего мужа. А какие рассказы, Нина, вам наиболее дороги?»

Кромина: «Очевидно те, которые писались дольше других, переписывались. Хотя, я согласна, при переписывании часто искажается первоначальный замысел и не всегда от этого текст выигрывает».

  • Своими впечатлениями о рассказах Н. Кроминой делится писатель Виктор Славянин.  Он говорит о том, что, как бывший однокурсник Нины по ВЛК, со многими ее произведениями хорошо знаком:

"В её небольших по объему текстах заключено множество мыслей и идей. Если их раскрутить, то можно написать не один роман.

Хочу обратить внимание, что в первом варианте рассказа о стариках и собаке, который назывался “Жили –были” и которым я был просто восхищён, автору удалось передать невероятное чувство бытия. Этот рассказ я бы назвал созвучным русским классическим произведениям. Поменяв вектор своего отношения к герою, Нина, к сожалению, разрушила первоначальный замысел.

Не знаю, войдёт ли в сборник рассказ “Расстрельная папка”, который мы недавно обсуждали, он показался мне очень удачным.

Сегодня я слышал рассказы Н. Кроминой в исполнении актёров. Мне понравилось. Хорошие тексты, хорошие исполнители, это здорово!»

  • Яблонская: «Я очень рада, что моё мнение о рассказе “Жили-были” и его переработке совпало с мнением Виктора Петровича».
  •  Музыкальная пауза. В исполнении Дарины Мезенцевой звучит произведение Векерлена “Бродя в лесах” и швейцарская народная песня “Кукушка”.

Арсений Балыбердин исполнил ”Если должны расстаться” (муз. Мендельсона, слова Геббеля) и “Не пенится море” (муз. Балакирева, слова А.К. Толстого).

  •  Своим мнением о творчестве  Н. Кроминой делится выпускница ВЛК А. Камалова.

По её мнению, творчество Нины постоянно эволюционирует:  "Безусловно, Нина – мастер короткого жанра. Мои любимые произведения у неё “Лермонтова, 17” и “Мир хрупок”.

Нужно отметить высокий профессионализм Кроминой, работоспособность и высокую требовательность к себе."

  •  Выпускница ВЛК Татьяна Медиевская отмечает, что Н. Кроминой удаётся с первых строчек погрузить читателя в атмосферу описываемых событий, в мир героя: "Нина пишет пронзительно, неожиданно. Ей интересны люди. Она внимательна к ним. К её творчеству можно поставить эпиграфом слова из стихотворения Евгения Евтушенко “Людей не интересных в мире нет”".
  • Олег Надточей, слушатель курсов Литературного мастерства, отметил, что герои Кроминой живут среди нас, они узнаваемы. Это наши соседи, друзья, родственники. Рассказы отличаются неожиданностью сюжета, их можно назвать картинами и даже "картинищами" нашей жизни.

Что касается рассказа “Жили-были”, то Олегу тоже больше понравился первый вариант.

  • Заключительное слово Андрея Венедиктовича Воронцова. Он сказал о том, что книга Н. Кроминой состоялась:

"Жаль, что в сборнике нет повестей. Нина защищала диплом с удачной “Повестью о Зине”, которая была напечатана в журнале “Простор”.  Классическая книга, как правило, включает не только рассказы, но и повести. Кроме того, издательства гораздо охотнее печатают повести, чем рассказы".

А.В. Воронцов также отметил, что рассказы Кроминой хорошо звучат со сцены, а это говорит о том, что ей удаётся работать со словом: "Многочисленные публикации в журналах, альманахах, сборниках и премии престижных литературных конкурсов подтверждают, что перед нами сложившийся автор, и считаю, что члены Союза писателей России, входящие в «Точки», могли бы дать Н.А. Кроминой рекомендацию в члены Союза писателей России.  Есть ли возражения?

Нет. Очень хорошо".

Н. Кромина благодарит всех за участие в вечере и оценку её творчества.