Поезд, идущий на восток

Июл 9 2018
На портале "Год литературы" опубликована рецензия Василия Авченко на сборник «Поезд идет на Восток», составленного из произведений слушателей Высших литературных курсов Литинститута.

Есть ощущение, что Дальний Восток постепенно возвращается в моду. Во властных кругах говорят о «развороте на Восток», на Восточный экономический форум приезжают не только президенты, но и Стивен Сигал с Памелой Андерсон, а писатели, как и положено, пишут книги. Если Леонид Юзефович с «Зимней дорогой», Алексей Коровашко с жизнеописанием Дерсу Узала и Андрей Геласимов с «Розой ветров» обращаются к прошлому, то Александр Кузнецов-Тулянин с «Язычником», Михаил Тарковский с «Тойотой-Крестой» и Виктор Ремизов с «Волей вольной» — к настоящему, а Эдуард Веркин с «Островом Сахалин» — даже к будущему этой удивительной территории.

Свежая новость: вышел в свет коллективный сборник рассказов о Дальнем Востоке (ЛитРес: Самиздат, М., 2018). Их авторы — слушатели Высших литературных курсов Литинститута имени Горького из мастерской Евгения Попова. Одни уже печатаются и издаются, для других это первая публикация. Составителем сборника под названием «Поезд идёт на восток» (был такой послевоенный фильм) выступил один из его авторов — Максим Шикалёв.

Признаюсь, сборник я начал читать с некоторым недоверием: ведь  многие авторы на Дальнем Востоке даже не бывали. А с другой стороны — разве не интересно, каким видится наш регион с той стороны Урала?

Из вступительного слова писателя, президента Русского ПЕН-центра Евгения Попова (кстати, сибиряка, в прошлом работавшего геологом в Якутии):

«Авторы — уроженцы разных городов нашей огромной страны и уже имеют жизненный опыт, выходящий за пределы Садового кольца, внутри которого, по мнению некоторых наших сограждан, только и вершится настоящая жизнь, чьим отражением являются глянцевые журналы, попсовая телевизионная дурь, пропаганда и жажда любой ценой занять хорошо оплачиваемое место под столичным солнцем…».

Идею сборника Попов объяснил так:

«Я предложил поупражняться, пофантазировать, а не жить вхолостую в огромной стране, где много интересного и загадочного».

Если в некоторых рассказах дальневосточный антураж лишь обозначен, то у авторов, имеющих о Дальнем Востоке не только телевизионное представление, место действия дано более рельефно. Интереснее всего было читать рассказы, в которых фигурируют узнаваемые современные реалии. Как, например, «дальневосточный гектар» в смешном и жутковатом рассказе Евгении Васильевой «Счастливый билетик», герой которого Вован решает получить землю под… частное кладбище: «Где-нибудь в далёкой тайге. Знаешь, такое экокладбище. Для продвинутых пользователей. Чтобы лежать себе под соснами, а сверху шишки, белочки…». Кладбище Вовану понадобилось для прикрытия своих криминальных дел: жертв разборок уже негде хоронить, всюду камеры. Кто проверит, сколько людей зарыто на этом самом «дальневосточном гектаре»…

В почти одноимённом с названием сборника рассказе Анны Изотовой «Поезд идёт на восход» вагонные попутчики вспоминают встречу Брежнева и Форда во Владивостоке в 1974 году. Мы узнаём о том, что договорённость об ограничении гонки вооружений была заключена благодаря чудесным пончикам некой бабы Вали. А почему бы нет?

Запомнился рассказ Полины Михайлюковой «Щепка», героиня которого решает не возвращаться в Москву и остаться на Камчатке. Автор бывала на Камчатке в географических экспедициях — отсюда узнаваемый Петропавловск, Ленин на фоне сопок, Авача, чёрный из-за вулканического песка пляж…

Актуальная тема переезда на Дальний Восток поднята у Анны Тихомировой в рассказе «Двадцать два», у Натальи Хромочкиной в «Диккенсе», у Елены Трифоновой в «Музыке с маяка». К числу героев последнего рассказа я бы отнёс легендарный альбом «Морская» группы «Мумий Тролль». Именно музыка приводит девушку Настю из Новоусольска во Владивосток, а её счастливая беременность даёт надежду на скорое решение демографических проблем региона.

Герой рассказа Алексея Небыкова «Битвоин», работающий на Сахалине смотрителем чеховского музея, узнаёт о создании «криптодолины на территории Свободного порта Владивосток» (такая идея действительно высказана, хотя, на мой взгляд, отдаёт шарлатанством).

Смотритель решает заняться биткойнами, чтобы построить мост на остров Врангеля и исследовать «сибирского лохматого землекопа» — существо с невероятными способностями… Это фантастика. А вот рассказ «На юг» Тимофея Орсини, знакомство которого с Дальним Востоком исчерпывается дегустацией камчатского краба, — это уже сатира, если вспомнить известный полёт президента Путина со стерхами. В рассказе некий дальневосточный губернатор, дабы к выборам улучшить рейтинг, взмывает в небо на дельтаплане в роли вожака птичьей стаи, примерив «костюм журавлиного альфа-самца».

Никита Евстратов описал владивостокский супермаркет «Реми», от которого «рукой подать до Амурского залива». Этот магазин я даже узнал — он у нас «на районе», на Второй Речке.
В рассказе Максима Шикалёва, знакомого с Приморьем лично, — хорошо знакомая картина: начало 90-х, только что открывшиеся границы, китайские городки, куда ринулись за шмотками наши «челноки». Женщина в трёх пальто, «Сунька», «помогайка»… — всё из жизни.

Разумеется, не обошлось (да и не могло обойтись) без неточностей и стереотипов. В одном рассказе говорится: «Дальний Восток такой дальний, что Владивосток до сих пор застыл в девяностых… По Москве бандиты уже с пистолетами бегать перестали, а там ещё нет». Герой другого рассказа говорит: «Раз уж мы в этих местах (во Владивостоке. — В. А.), предлагаю до Находки сгонять или до Беринга. Можно и до Сахалина прокатиться или до Курил». До Находки сгонять, конечно, можно, но что касается Беринга или Курил — нужно знать местную специфику: кое-куда дорог вообще нет, в другие места из-за погоды самолёт или вертолёт можно ждать неделями.

Общий тон сборника, как мне кажется, задан ироничной Галиной Бурденко в рассказе «Яичница с крабом»:

«Всё, что я помню, это в Петропавловске-Камчатском полночь. Там всегда была полночь. Там и сейчас, наверное, полночь. Попробую развеять тьму!» И дальше: «Думаю, что никогда, наверное, не увижу Дальний Восток. Но, даже не видя, почему-то очень его люблю».

Если интерес к Дальнему Востоку налицо, то знаний о регионе явно недостаточно: далеко и дорого. О чём говорить, если полёт из Владивостока на Камчатку сопоставим по цене с поездкой в столицу, а добраться из того же Владивостока на Чукотку вообще бывает проще через Москву. Чтобы как-то упорядочить нашу безумную логистику, не обойтись без решений, которые могут быть приняты только в Москве и которые должны пойти на пользу не одной лишь литературе. В этом смысле хорошо, что сборник «Поезд идёт на восток» уже получил одобрение комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

В июне во Владивостоке прошёл первый фестиваль «Литература Тихоокеанской России» (сокращённо — «ЛиТР»). На встрече гостей — столичных писателей, издателей, критиков — с вице-премьером, дальневосточным полпредом президента Юрием Трутневым была высказана и поддержана идея открытия на Дальнем Востоке писательской резиденции. Арт-резиденция для художников уже действует во Владивостоке при Центре современного искусства «Заря» — почему не появиться литературной?

Это тоже будет «склеиванием» нашей страны, разделённой расстояниями и транспортными тарифами. Задача, не побоюсь этого слова, — государственная. Не вечно же в Петропавловске-Камчатском быть полночи.


Книгу можно скачать в интернет-магазине Литрес.