Ракеты, нацеленные в будущее: Виктор Урин

Удивительная история: с Тверской областью связано имя человека, который считается одним из самых необычных поэтов советской эпохи. Человек, мечтавший превратить нашу страну в поэтическую столицу всего мира. Звали его Виктор Урин.

В районе поселка Редкино в Конаковском районе, близ трассы М-10 Москва – Ленинград (в те годы она еще носила название Е-95) находилась дача, где часто и подолгу жил этот человек, Виктор Урин. О его биографии известно не так много, к тому же сам Урин как всякий поэт любил придумывать себе красивые и романтические подробности своей жизни. Он родился в 1924 году и с самых ранних лет ощущал себя поэтом. После 8-го класса Виктор Урин сбежал из родного Харькова, из благополучной семьи в “мир литературы”. Кроме поэзии его ничего не интересовало… Разумеется, как и все поэты своего поколения, он был участником Великой Отечественной войны. Хотя сам впоследствии говорил, что в 1942-м попал под следствие, ему грозил суд, приговор и лагерный срок, но следователи решили, что молодому парню надо дать второй шанс — и после этого Виктор Урин попал на фронт.

Урин попал в танковую бригаду, в армию генерала Черняховского. Именно эту армию поставили на острие советского наступления, именно пехотинцам и танкистам Черняховского предстояло первыми форсировать Днепр. В ночном бою танк, в котором шел в атаку Виктор Урин, подбили. Сам он получил тяжелое ранение: до конца жизни его левая рука еле двигалась. Его так и запомнили многие по тому, как он элегантно нес перед собой эту искалеченную руку, навсегда согнутую в локте. Урина комиссовали подчистую, и в 1944 году Виктор Урин, которому еще не было двадцати, приехал в Москву осуществить мечту всей жизни — поступить в Литературный институт и стать «настоящим поэтом».

Стихи он начал сочинять еще до войны. И к своим двадцати уже вкусил поэтической славы. На фронте стала очень популярной его баллада «Лидка» — многие солдаты переписывали ее, не зная имени автора. Юношеская поэма «Лидка» не имела отношения, как утверждал потом сам Урин, к личному опыту автора, но ее сюжет оказался близок многим: предмет юношеской любви героя, вчерашняя школьница Лидка, попав на фронт, пошла по рукам… Поэма была популярна, ее переписывали в солдатские альбомы, посылали домой в солдатских письмах. Коллизия, которую переживал герой «Лидки», переживалась множеством 19-летних юношей, из мирной жизни окунувшихся в ад войны.

Первый стихотворный сборник Виктор Урин выпустил сразу после войны — в 1946 году вышла тоненькая книжица «Весна победителей», которую подвергли нешуточному критическому разгрому. Автора обвинили в формализме, обругали за грубость в стихах (а чего еще можно было ждать от раненого фронтовика!). Сам Урин к этим нападкам относился с насмешкой и иронией. Впрочем, вскоре ему стало не до смеха. Во время очередной встречи с секретарем Союза писателей СССР Александром Фадеевым Сталин потребовал от него жестче разобраться с формалистическими выкрутасами некоторых молодых поэтов. Фадеев тут же потребовал предоставить ему издания молодых поэтов, и кто-то положил на стол «главного писателя страны» сборник Виктора Урина. Кара была мгновенной: Урина немедленно сослали в Волгоград, пригрозив не появляться в Москве…

Виктор Урин к тому времени часто приезжал отдыхать на дачу в поселок Редкино. А совсем неподалеку, в доме директора редкинского завода Диева, отдыхал и Фадеев. Интересная могла бы получиться коллизия в истории советской литературы, если бы на узкой дачной дорожке близ Редкино встретились бы Виктор Урин и литературный вельможа Фадеев, отправивший его в ссылку. Самому Урину гораздо позже, когда Фадеева уже не было в живых, Самуил Маршак рассказывал, что Фадеев до конца жизни жалел, что так обошелся с молодым поэтом…

Хотя история о «поэтическом автопробеге» не выдуманная. Есть реальные подтверждения в виде газетных заметок. В 1956 году Виктор Урин на собственной «Победе» отправился в пробег от Москвы до Владивостока. В каждом городе он останавливался и посылал телеграммой в «Комсомольскую правду» восторженные заметки, вкрапливая в них только что сочиненные стихи. «Комсомолка» публиковала эти заметки, и когда Урин вернулся в Москву из Владивостока (уже самолетом), в редакции его ждал такой гонорар, которого хватило бы на вступление в кооператив по строительству квартиры. Так Виктор Урин стал столичным жителем.

Но Урин был непоседой. Ему абсолютно претила налаженная сытая жизнь. Поэтому в начале 70-х поэт, которому скоро должно было исполниться 50, совершил, пожалуй, самый экстравагантный поступок в своей жизни.

Урин обратился с письмом в правление Союза писателей СССР с предложением создать в Москве штаб по учреждению мировой поэтической республики. Поэта Урина вызвали на ковер, на заседание секретариата СП, и попросили объяснить, что это значит. Урин объяснил, что задумал всемирный союз поэтов. Это же здорово: единство всех пишущих стихи на всем земном шаре! Литературные чиновники, однако, с Уриным не согласились. И тут Урин предъявил главный аргумент. Он достал из кармана и продемонстрировал секретарям красивый конверт. Это было письмо от президента Сенегала Леопольда Сенгора. Сенгор стал первым поэтом, занявшим пост президента не только в этой африканской стране, но, пожалуй, вообще в мировой истории. Урин написал Сенгору, предложив ему стать вице-президентом будущего всемирного союза поэтов (на должность президента Урин без лишней скромности предложил себя). Сенгор согласился, прислал советскому поэту восторженное письмо на официальном бланке президента Сенегала. Поэт-президент пригласил своего собрата по перу в Сенегал и пообещал, что ему как президенту всемирного союза поэтов будет предоставлена соответствующая его рангу резиденция.

Когда Урин закончил читать письмо, все находились в шоке. Никто не знал, как на это следует реагировать. В итоге главный секретарь Георгий Марков ушел в свой кабинет «посоветоваться». С кем он советовался, осталось неизвестным, но когда Марков вернулся, он предложил исключить Урина из Союза писателей за международную провокацию. Все решили в пять минут. Виктор Урин перестал быть членом Союза писателей, что по тем временам означало для советского поэта творческую смерть. Его стихи отныне не публиковались, книги вычеркивались из издательских планов.

Когда Сенгор узнал о том, к каким последствиям привело его собрата-поэта желание создать всемирный союз поэтов, он немедленно предложил Урину политическое убежище в Сенегале! И Виктор Урин решил бороться. Он подал заявление о выезде в Сенегал. Наконец, он назвал своего сына Сенгором – в честь сенегальского поэта-президента. Сенгор официально обратился к Брежневу с просьбой отпустить поэта Урина на свободу, и тот, говорят, был очень удивлен: за все время советской власти Урин оказался первым советским гражданином, попросившим политического убежища в Африке. Вскоре Виктор Урин, несостоявшийся президент всемирного союза поэтов, покинул Советский Союз.

Он действительно уехал в Сенегал, и Леопольд Сенгор стал официальным крестным отцом Сенгора Урина! В 1980 году Сенгор ушел в отставку (он отработал на президентском посту пять сроков подряд и стал первым африканцем, удостоенным звания академика Французской академии, в Париже его именем назван один из мостов). После этого Виктор Урин перебрался в США и стал жить в Нью-Йорке. Виктор Урин продолжал писать, выступать, экспериментировать. Он придумывал новые формы стихосложения, изобрел так называемый «кольцевой акростих», позже — «олимпийскую строфу», «тандемную поэзию», «всерифмовник». На родине его быстро забыли, в Америке почти никто не знал. Даже в объемном «Словаре русских поэтов XX века», изданном в 2000 году, о нем нет упоминаний. Хотя ходят слухи, что его выдвигали на Нобелевскую премию, что его стихи любили мать Тереза и Пабло Неруда… Ольга Збарская писала о поэзии Урина: «В своей поэзии он соединил живописность, певучесть, эмоциональность с мощью слова, рожденного мыслью. Его слова — как ракеты, нацеленные в будущее».

Виктор Урин скончался в Нью-Йорке 30 августа 2004 года на 81-м году жизни.


Источник: Край справедливости