Сапоги на пути возврата: о конференции памяти Юрия Кузнецова

Фев 22 2018
В приложении к "Независимой газете" - "НГ-Экслибрис" опубликован репортаж Елены Семеновой о XII Международной научно-практической конференции, посвящённой изучению жизни и творческого наследия Юрия Поликарповича Кузнецова (1941–2003) - «Юрий Кузнецов и Литературный институт».

В Литературном институте имени А.М. Горького прошла 12-я Международная научно-практическая конференция, посвященная творчеству поэта Юрия Кузнецова «Юрий Кузнецов и Литературный институт». Тема простая, но логичная и благодатная. Многое связывало Юрия Поликарповича с этим вузом, многие студенты и преподаватели помнят его, могут рассказать о нем. И в связи с этим количество мемуарных выступлений преобладало. Среди них – рассказ Годжи Халида «Мой учитель Кузнецов», Марины Гах «Как это было», Сергея Небольсина «Встречи с Юрием Кузнецовым», Валентина Качева «Литературный институт и Юрий Кузнецов», Роберта Винонена «Студент как студент», Владимира Смирнова «Наши встречи с Кузнецовым». Но научная тематика не осталась в стороне – творчество Кузнецова рассматривали во взаимосвязи с Евангелием, с темами «Дом», «Будущее», «Мир подростка», «Музыка», «Одиночество», «Образ Прометея», «Ворота в Космос, или Замкнутый круг», «Мифологема сада».

Запоминающимся и неформально раскованным стал третий день конференции: воспоминания сменялись погружением в творчество, а затем выныривали в виде индивидуального творчества: рассказов, стихов, песен. Выступала сотрудница Музея В.В. Маяковского Валентина Нестерова, которой случилось увидеть поэта в гостях у Владимира Дробышева: тогда он сказал, что два лучших романа XX века – это «Лето Господне» Ивана Шмелева и «Мой маленький Париж» Виктора Лихоносова, а потом вместе с другом читал стихотворение Георгия Иванова «Хорошо, что нет Царя». Последние строчки скандировали хором. Еще один характерный эпизод: в Музей Есенина пришли поэты «левого фланга» и спросили Кузнецова – мол, а читали ли вы Ивана Жданова. Нет, ответил он, не читал. «А как же вы судите, если не читали?» – «Я не читаю, и в этом мое человеческое достоинство!» – был ответ Кузнецова.

Воспоминаниями о мастере поделилась студентка его последнего семинара Василиса Спогреева, заметившая, что его творчество – «последний поклон культуре уходящей эпохи»; в связи с этим она вспомнила стихотворение «Слезы России». После мемуарного штурма вектор был повернут в сторону анализа космогонии: доцент Тверского гуманитарного университета Полина Громова прочла доклад «Метаморфозы пустоты в стихотворениях Ю.П. Кузнецова». В качестве образа страшной пустоты как миропорядка Полина привела много примеров из стихов. Это и пустые сапоги солдата «на пути возврата», и образ родины-вдовы, и урна с прахом в стене, и «запломбированный вагон», и Могила Неизвестного Солдата, и пустой изнутри дуб. Образ пустоты как пыли и праха невыносим для сознания, но поэт примиряется с его необходимостью, а в поздних стихах противопоставляет пустоту исторической памяти.

О поэте вспоминала ваша покорная слуга, имевшая честь быть студенткой его семинара, студентка семинара Евгения Чернова – Марина Котова. Организатор конференции прозаик, поэт Сергей Казначеев прочитал доклад вьетнамской студентки Нгуен Тхи Куинь Хыонг «Метафоризация живого существа в мировой культуре и творчестве Юрия Кузнецова», в котором сравнивались стихотворение Кузнецова «Атомная сказка» и рассказ Казначеева «Лягушка». Поэт и исполнитель песен Ирина Егорова-Крекнина спела под гитару песни на стихи поэта. Декан заочного факультета Литературного института Екатерина Дьячкова провела анализ «Атомной сказки» на основе русского фольклора. Речи ректора Литературного института прозаика Алексея Варламова и арт-директора клуба «Литературные зеркала» Сергея Крюкова о проблеме увековечения памяти Кузнецова переросли в дискуссию, в которую вступили историк литературы, прозаик Сергей Дмитренко и популяризатор творчества Кузнецова Евгений Богачков. В числе прочего обсудили возможность установки памятников Юрию Кузнецову и Николаю Рубцову возле общежития Литературного института.