Школа Горького

Дек 1 2018
В 2018 году Литературному институту имени А.М. Горького исполнилось 85 лет. Предлагаем вспомнить, с чего всё начиналось. Приводим очерк Владимира Фёдоровича Пименова, ректора института в 1964-1985 годы, написанный им к 50-летию института для сборника «Воспоминания о Литинституте. 1933-1983».

Значителен вклад питомцев Литинститута в многонациональную советскую литературу. Горькому принадлежит идея создания Литературного института, единственного в мире, ныне существующего, имеющего вполне определенный адрес: Москва, Тверской бульвар, 25. Каждый год в «школу Горького» приходит новое пополнение будущих литераторов. Здесь постигают они науки, под руководством писателей старшего поколения постигают психологию творчества. Вот почему можно твердо сказать, что частица горьковского сердца, живого и трепетного, освещает пламенем добра и света путь многих и многих молодых писателей.

В глубине двора стоит большой старинный особняк. Здесь в 1812 году родился великий русский революционный демократ и писатель А. И. Герцен. И так уж повелось по традиции, что дом этот стал, особенно после революции, родным для писателей Москвы. Здесь бывали Брюсов, Маяковский, Есенин и другие литераторы, здесь читались стихи, страстно обсуждались животрепещущие проблемы становления советской литературы. И нет ничего удивительного в том, что в стенах прославленного Дома Герцена в 1933 году появились первые студенты только что родившегося Литературного института.

Во многом символично это сочетание имен: Дом Герцена — Литературный институт имени А. М. Горького. Герцен и Горький. Казалось бы, непохожие, разные судьбы, разные времена. Но в главном похожие, похожие в яростном гражданском темпераменте, в ненависти к рабству и несправедливости, в нежной любви к России, в стремлении высоким писательским и публицистическим словом творить добро. Эти замечательные патриоты бережно собирали таланты, постоянно боролись за будущее великой русской литературы.

Творческая молодежь, которая приходит сюда учиться, наследует и неумирающие традиции русской демократической мысли, и живые традиции горьковского понимания литературы как дела гражданского, политического, направленного на процветание советского народа.

Но Литературный институт осенен и великим именем Ленина, находившего в самые трудные дни гражданской войны время и силы для поддержки всего нового, для внимательной и бережной заботы о первых ростках молодой социалистической куль-туры.

У истоков Литературного института — декрет о создании первой в мире литературной академии, подписанный Михаилом Ивановичем Калининым.

Лаконичен язык декрета:

«В ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, отмечая заслуги Максима Горького в области воспитания новых писательских кадров из рабочих и крестьян,— постановляет:

1.    Основать в Москве Литературный Институт имени Максима Горького.

2.    Литературный Институт им. Максима Горького организуется:

а)    как литературный учебный центр, дающий возможность писателям, творчески себя проявившим, и, в первую очередь, писателям из среды рабочих и крестьян, повысить свою квалификацию, получить всестороннее развитие и критически усвоить наследие литературного прошлого;

б)    как лаборатория для изучения художественной литературы народов Союза ССР...»

За годы существования Литературного института накоплен большой опыт. А начинали ведь почти на пустом месте. Еще В. И. Ленин предупреждал А. М. Горького о трудностях, связанных с организацией такого учебного заведения.

В. И. Ленин, как вспоминает Горький, интересовался пролетарской литературой.

« — Чего вы ждете от нее?

Я говорил, что жду много, но считаю совершенно необходимым организацию литвуза с кафедрами по языковедению, иностранным языкам — Запада и Востока,— по фольклору, по истории всемирной литературы, отдельно — русской.

— Гм-гм,— говорил он, прищуриваясь и похохатывая.— Широко и ослепительно! Что широко — я не против, а вот — ослепительно будет, а? Своих-то профессоров у нас нет по этой части, а буржуазные такую историю покажут... Нет, сейчас нам этого не поднять. Годика три, пяток подождать надо».

И вот мечта Горького сбылась. 1 декабря 1933 года состоялось торжественное открытие в Москве Вечернего рабочего литературного университета (ВРЛУ). В Ленинграде уже работал ВРЛУ, но именно Московскому литературному рабочему университету принадлежало будущее, он стал «литературным учебным центром». На открытии присутствовали слушатели университета, преподаватели и писатели, в том числе Д. Бедный, В. П. Ставский, А. А. Сурков, В. М. Инбер и другие.

Занятия начались 3 декабря 1933 года. Первыми слушателями стали 130 молодых писателей, главным образом рабочие и служащие, литкружковцы Москвы.

Это учебное заведение во многом было еще экспериментальным. Планом предусматривались теоретические занятия по социально-экономическим и литературным дисциплинам, творческие семинары с приглашением крупных мастеров слова для лабораторного изучения их творчества, творческие поездки на новостройки, в МТС, совхозы и т. д.

Срок обучения был установлен в 2,5 года, на заочном отделении— 3,5 года.

В университете было два отделения: вечернее и заочное (с мая 1935 года). Профессиональная подготовка осуществлялась в семинарах прозы, поэзии, драматургии, сатиры, критики. 17 апреля 1934 года на заседании Оргкомитета Союза советских писателей был утвержден четырехгодичный срок обучения. На I съезде советских писателей отмечалась успешная работа университета, указывалось на необходимость его укрепления.

Учебная программа была расширена. Студенты изучали историю советской и зарубежной литератур, исторический материализм, историю ВКП(б), иностранные языки.

В 1935 году была введена производственно-творческая практика в течение летнего периода. В том же году были созданы группы переводчиков с английского, французского и немецкого языков, а в 1938 году — с украинского, белорусского и татарского языков.

В 1937 году состоялся первый выпуск студентов. На заочном отделении начался выпуск с 1939 года.

Еще на I съезде советских писателей выступавшие говорили о необходимости реорганизации института в дневное учебное заведение. Это предложение было учтено, и с осени 1939 года он стал называться Литературным институтом Союза советских писателей.

1 июля 1942 года институт включен в титульный список высших учебных заведений, установлен (19 октября 1942 года) пятилетний срок обучения для очников и шестилетний — для заочников (с 1956 года).

1 сентября 1956 года открыто отделение (кафедра) художественного перевода с языков народов СССР.

В 1946 году институту присвоено имя А. М. Горького.

К 1982 году Литературный институт окончили 2921 человек, стали членами Союза писателей около 1349 человек, в том числе: В. Н. Ажаев; М. И. Алигер, Э. Л. Асадов, Б. А. Ахмадулина, Г. Я. Бакланов, С. А. Баруздин, Ю. В. Бондарев, Б. В. Бедный, В. И. Белов, К. Я. Ваншенкин, С. А. Васильев, Е. М. Винокуров, П. Н. Воронько, Р. Г. Гамзатов, Е. А. Долматовский, Ю. В. Друнина, Н. С. Евдокимов, Е. А. Исаев, Ю. П. Казаков, А. Д. Коптяева, М. Л. Матусовский, Ю. ГГ. Мориц; С. С. Наровчатов, В. Ф. Огнев, С. С. Орлов, Л. И. Ошанин, А. Е. Рекёмчук, Р. И. Рождественский,

B. С. Розов, Н. М. Рубцов1, М., М. Рощин, П. Р. Севак; К. М. Симонов, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, В. Е. Субботин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, А. М. Турков, В. Д. Федоров и много других. В период между VI и VII съездами писателей с 1976-го по 1981 год членами Союза писателей стали 168 бывших студентов Литинсти-тута.

Многие воспитанники института и Высших литературных курсов удостоены Ленинских премий: Ч. Т. Айтматов, Ю. В. Бондарев, Р. Г. Гамзатов, Е. А. Исаев, С. В. Михалков, К. М. Симонов,

C. С. Смирнов, А. Б. Чаковский. И Государственных премий СССР: М. Н. Алексеев, М. И. Алигер, С. П. Бабаевский, В. И. Белов, М. С. Бубеннов, П. Н. Воронько, Е. А. Долматовский, А. Д. Коптяе-ва, С. Б. Капутикян, М. К. Луконин, Е. Ю. Мальцев, М. Л. Матусов-ский, Л. И. Ошанин, Ю. В. Трифонов, А. Я. Яшин.

Кроме того, среди лауреатов республиканских премий и лауреатов Ленинского комсомола немало бывших студентов и выпускников Высших литературных курсов. Государственных премий РСФСР имени А. М. Горького удостоены Б. А. Ручьев, С. В. Смирнов, В. Д. Федоров, Э. И. Пашнев, В. И. Фирсов, С. С. Орлов, Ю. В. Друнина, О. А. Фокина, Н. Г. Дамдинов. Многие питомцы Литературного института за успехи в развитии советской литературы награждены орденами, а С. В. Михалкову и

A.Б. Чаковскому, К. М. Симонову, Р. Г. Гамзатову, Ч. Т. Айтматову, М. Н. Алексееву присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Почти с самого начала организации института существовали очные и заочные отделения. В настоящее время на заочное отделение ежегодно принимается 75 человек, на очное — 55. Программа одна и та же, но методы обучения разные. Если студенты дневного отделения регулярно слушают лекции, спецкурсы, посещают практические занятия, работают в семинарах, то заочники, в особенности иногородние, лишены этой возможности. Но это не значит, что они полностью предоставлены самим себе. Преподаватели постоянно поддерживают с ними связь, направляют и контролируют их работу. Два раза в учебном году (осенью и весной) заочники приезжают на месяц для посещения установочных и обзорных лекций по основным предметам, творческих семинаров, для сдачи экзаменов и зачетов. В помощь студентам-заочникам разрабатываются и рассылаются необходимые методические пособия и указания.

В итоге студенты получают не только профессиональную подготовку, но и филологическое образование в объеме университетского курса и диплом с квалификацией «литературный работник», позволяющий выпускникам института работать литсотрудниками, редакторами в издательствах, журналах, газетах, на радио и телевидении.

В институте преподавали крупные ученые: М. В. Алпатов, B. Ф. Асмус, С. М. Бонди, Ф. М. Головенченко, М. К. Добрынин, М. М. Морозов, Г. Н. Поспелов, С. И. Радциг, Ю. М. Соколов, Л. И. Тимофеев, И. И. Толстой, Б. В. Томашевский, С. К. Шамбина-го, М. Б. Храпченко, С. И. Машинский, В. А. Дынник, В. К. Панков, М. А. Водолагин и другие.

В настоящее время в Литинституте педагогическую работу ведут ученые: Е. А. Акулов, С. Д. Артамонов, Ф. Г. Бирюков, В. А. Богданов, И. Л. Вишневская, А. Н. Власенко, В. И. Гусев, М. П. Еремин, М. Н. Зарбабов, М. И. Ишутин, В. Я. Кирпотин, Л. А. Качае-ва, К. А. Кедров, В. П. Смирнов, Л. И. Климович, А. А. Михайлов, Н. С. Буханцов, Ю. С. Пухов, Г. 3. Хантемирова, Е. А. Павлихин, В. В. Основин, Е. Ю. Сидоров, В. А. Сурганов, С. Б. Джимбинов, А. А. Тахо-Годщ Н. В. Таран-Зайченко и другие.

На очном и заочном отделении, аспирантуре и ВЛК научную и учебную работу проводят кафедры: литературного мастерства, художественного перевода, марксизма-ленинизма, советской литературы, русской литературы, зарубежной литературы, стилистики и языкознания, иностранных языков. На первых двух сосредоточены кадры писателей и переводчиков, которые направляют творческую работу студентов, помогают овладевать профессиональными навыками.

Выросли вместе с институтом и его творческие преподавательские кадры. У истоков творческих семинаров студентов были такие руководители, как Константин Федин; Алексей Сурков, Леонид Соболев, Леонид Леонов, Константин Паустовский, Борис Ромашов, Владимир Луговской, Василий Казин, Михаил Светлов, Всеволод Иванов, Федор Гладков, Сергей Городецкий,' Владимир Лидин, Илья Сельвинский, Лев Кассиль, Николай Замошкин, Георгий Бе-резко, Дмитрий Еремин, Александр Коваленков, Сергей Вашенцев, Николай Сидоренко, Сергей Смирнов. Позднее пришли Юрий Трифонов, Василий Субботин, Григорий Бакланов.

Сейчас эстафету руководителей продолжают писатели старшего поколения — Александр Михайлов, Сергей Антонов, Александр Межиров, Виктор Тельпугов, Лев Озеров. Семинарами руководят Лев Ошанин^7 Евгений Долматовский, Виктор Розов, Николай Евдокимов, Валерий Дементьев, Егор Исаев, Владимир Цыбин, Семен Шуртаков, Николай Старшинов, Лариса Васильева, Евгений Винокуров, Владимир Амлинский, Анатолий Жигулин, Владимир Костров, Феликс Кузнецов, Михаил Лобанов, Александр Проханов, Александр Рекемчук, Евгений Сидоров, Анатолий Пристав-кин, Валентин Сидоров, Борис Анашенков, Федор Колунцев, Владимир Мильков, Вячеслав Шугаев и другие. Многие из них сами окончили Литературный институт. Такова литературная преемственность, весьма закономерная и важная для закрепления творческих традиций и самобытности учебного заведения.

Работая с литературной молодежью, надо прежде всего любить молодежь любовью строгой и требовательной.

В институте, например, хорошо помнят замечательного человека, создателя писательского коллектива кафедры литературного мастерства — Сергея Ивановича Вашенцева. Военный писатель, близкий друг Вс. Вишневского и А. Твардовского, редактор отдела прозы журнала «Знамя» еще со времен ЛОКАФа, он пришел в Литературный институт, и ему понадобилось совсем мало времени, чтобы стать общим любимцем, искренне уважаемым руководителем самой большой кафедры — литературного мастерства.

Вашенцев умел находить среди писателей тех, у кого была склонность и желание воспитывать молодежь. Он любил институт любовью старого друга молодежи, учителя, организатора, умел надолго привлечь людей к педагогическому труду.

Во взаимном общении друг с другом студенты Литературного института, люди разных национальностей, на практике постигали и постигают законы интернационализма, братской солидарности, уважения к национальным культурам. Так рождалась в институте творческая связь между литературами разных республик, братская дружба молодых литератур, где национальная форма лишь подчеркивала единое социалистическое содержание. А главное: во взаимном общении студентов Литературного института рождалось единое литературное поколение. И не случайно многие наши писатели, мужественно отстаивавшие Родину в годы Великой Отечественной войны, сближались еще и потому, что были студентами Литературного института имени А. М. Горького. Вот имена студентов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны: Е. П. Абросимов, В. И. Аврущенко, А. А. Артемов, В. Н. Афанасьев, В. П. Афанасьев, В. Э. Багрицкий, Г. А. Баранов, Б. А. Богатков, Л. В. Вилкомир, А. П. Глушихин, И. С. Зарубин, Л. М. Кацнельсон, М. В. Кульчицкий, В. И. Калиновский, Л. Б. Квициния, П. Д. Коган, Н. Ф. Котляровский, А. И. Копштейн, В. М. Кубанев, И. А. Лапшин, В. Н. Лобода, А. А. Луначарский, Н. П. Майоров, И. Н. Меньшиков, Н. К.Отрада (Турочкин), И.М. Рогов, В. А. Рез-вов, А. А. Снесарев, В. К. Стрельченко, Ф. Л. Траубе, С. И. Хай-кин, С. П. Ходыко, И. Е. Шаповалов, Е. М. Ширман, Г. С. Эфрон.

В деле воспитания молодых писателей большую роль играла и сама Москва. В Москве студенты знакомятся с лучшими достижениями культуры, театрами, музеями, библиотеками, художественными выставками, со всем тем, что помимо учебы формирует писателя, его внутренний мир, его художественный вкус.

Именно здесь, в Москве, в стенах института, студенты, приехавшие из союзных республик, овладели русским разговорным и, что еще важнее для будущих писателей, литературным русским языком. Это послужило впоследствии сближению национальных литератур, строительству единой гармонической литературы и культуры будущего. В Литературном институте выросли и сформировались такие, например писатели, как Расул Гамзатов и Ч. Айтматов, ныне лауреаты Ленинской премии, Герои Социалистического Труда, сумевшие соединить в своем творчестве крепкую национальную основу с широким интернациональным кругозором.

Много способных литераторов из республик и областей учатся в институте, сегодня здесь — представители пятидесяти национальностей. Плодотворно идет работа по подготовке переводчиков с языков народов СССР на русский язык. Так, например, уже прошли семинары по переводу с татарского, грузинского, азербайджанского, казахского, осетинского, кабардино-черкесского, финского, польского, венгерского и других языков. Литературный институт готовит высококвалифицированных работников художественного перевода, которые не обращаются к подстрочникам, переводят прямо с оригинала произведения национальных писателей на русский язык и тем способствуют еще более активной пропаганде многонациональной советской литературы.

Немало молодых литераторов из социалистических и развивающихся стран Ближнего Востока и Африки учились и получали дипломы в Литературном институте.

Весь строй жизни и деятельности института подчинен главному: развитию творческих способностей молодых, начинающих литераторов. У нас нет факультетов, нет деканов, есть творческие лаборатории по жанрам. Студент, занимающийся в семинарах по драматургии, поэзии, прозе, критике, художественному переводу, работает под руководством писателя-мастера в течение пяти лет. Он проходит одновременно широкую академическую программу, полностью отвечающую программе высшего учебного заведения. В ходе занятий на семинарах, выполняя творческие задания, студент создает диплом. Это книга стихов, пьеса, сборник статей, рассказы и повести.

Часто говорится, что советская литература — это как бы коллективный Горький. Быть может, нигде не приложима эта формула столь органично, сколь именно в связи с Литературным институтом. Когда-то сам Горький, фигура, несомненно, ренессансная, равная по размаху деятельности и интересов крупнейшим титанам человечества, воспитывал новую творческую смену.

Школа Горького закладывалась в письмах и советах, в беседах и редакторской правке, в дружеских встречах, в кропотливой совместной работе, в выступлениях на собраниях, на I съезде писателей СССР — словом, во всем, что делал Горький для молодой социалистической литературы.

Но как бы ни был велик размах творческой помощи Горького начинающим литераторам — он мог помочь сотням. Сотням, тысячам, целым поколениям новых литераторов помогает сегодня Литературный институт имени А. М. Горького.

Мы далеки от мысли, что Литературный институт единственный источник пополнения нашей молодой литературы. Однако ясно и то, что именно Литературный институт окончили многие из тех, кто создает и развивает современную советскую литературу.

Мы только успеваем привыкнуть к одним именам, как уже в двери Литинститута стучатся другие. Процесс обновления беспрерывен. Уже активно заявляют о себе талантливые писатели многонациональной литературы: Газымбек Багандов из Дагестана, Эрки-мен Палкин и Борис Укачин из Горно-Алтайска, Мусбек Кибиев из Чечено-Ингушетии, Атаджан Таганов из Туркмении, Александр Чуча с Украины. В литературе уже заметны имена таких совсем вроде бы недавних выпускников института, как Иван Лысцов, Любовь Ваганова, Юрий Кузнецов, Игорь Ляпин, Виктор Широков, Станислав Рыбас, Эрнст Сафонов, Владимир Карпенко, Анатолий Жуков, Евгений Антошкин, Руслан Киреев, Ольга Фокина, Степан Гр амзин.

Иногда говорят: неужели и впрямь Литературный институт может воспитать писателя? Разве можно создать талант? Не учились здесь ни А. Н. Толстой, ни Маяковский, ни Шолохов. Да, нельзя создать из ничего талант художника, но если он есть, можно его укрепить, можно помочь человеку стать широко образованным, эстетически грамотным, интеллигентным.

Разными путями приходят люди в литературу. Один из этих путей — Литературный институт, столь же важный, как и консерватория или Академия художеств. Литература, как музыка, как живопись — профессия, а овладение профессией — это учеба, это передача опыта, это освоение традиций. И если не окончил Литературный институт А. Н. Толстой, если не учился здесь Горький,— они сами были для своего времени школами, институтами, их знаний и работы в литературе хватало для того, чтобы учить и направлять литературу. Сегодня это делают педагоги Литературного института, сами зачастую прошедшие его аудитории, умеющие укреплять дарование молодых литераторов.

Показательным для молодого писателя является не только хорошее творчество, но и его участие в общественно полезном труде. И как не радоваться, когда на ответственных литературно-редакционных постах мы видим молодых литераторов, когда в толстых журналах работают не только литсотрудниками, но и заведующими отделами бывшие студенты, окончившие Литературный институт. Как приятно, что в литературных творческих объединениях, в правлениях Союза писателей союзных и автономных республик— подавляющее большинство окончивших наш Литературный институт! Можно сказать, что такие организации, как Дагестанская, Алтайская, Чувашская, Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская, имеют в основном новое поколение литераторов, воспитанных в Литературном институте.

Судить о Литературном институте надо только по результатам, а результат — это выпуск молодых литераторов. Конечно, не следует думать, что все, кто учился в институте, обязательно стали писателями. Нет, в дипломе выпускника института говорится, что получивший этот диплом имеет профессию «литературного работника». И действительно, выпускник института может быть хорошим журналистом, редактором, литсотрудником,— словом, полезным человеком в общем литературном процессе.

Хотелось бы сказать и о необходимости повышения качества всего учебного процесса в Литературном институте, о гражданском, общественно-политическом воспитании студентов, о нравственноэтическом росте молодого литератора. Партия всегда обращала и обращает внимание на гражданское, идейное воспитание молодых писателей. Ставшее еще одним подтверждением реальной заботы и внимания к молодой литературе постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», конечно, относится непосредственно и к Литературному институту. Да, надо воспитывать молодежь в духе партийности и народности, любви к Родине, воспитывать в духе интернационализма, гражданской активности, точного понимания роли литературы в общественном процессе, в борьбе за идеи коммунизма. И сегодня, когда западные идеологи не устают твердить о невозможности у нас свободного творчества, лучшим ответом могут служить книги советских писателей, в том числе и молодых, наших выпускников, живущих и работающих в самых разных уголках страны.

Школа имени Горького — плацдарм молодой литературной смены. Уходят в жизнь молодые писатели — а здесь шумят новые звонкие голоса, здесь никогда не умолкает молодость, и в этом залог социального здоровья, вечно юной социалистической литературы.

С 1953 года начали действовать Высшие литературные курсы. К настоящему времени ВЛК окончило около шестисот человек — членов Союза писателей, которые за два года обучения укрепили и углубили свое филологическое образование и вместе с тем повысили уровень художественного мастерства. Этому способствовали лекции и спецкурсы, читаемые крупными учеными и писателями, встречи с ведущими мастерами литературы, искусства, общественными деятелями, героями производства, а также участие в семинарах, где глубоко и творчески анализируется все, что вышло и выходит из-под пера выпускников курсов.

В настоящее время семинар по прозе на ВЛК ведут С. Шурта-ков и языковед — доктор наук Л. Максимов, по поэзии — А. Межи-ров, по драматургии — И. Вишневская и В. Розов. Возглавляет Высшие литературные курсы писатель Николай Горбачев.

Многие писатели, прошедшие «курс наук» на ВЛК, занимают прочное и видное место в современной литературе, активно участвуют в творческой и общественной жизни писательских организаций в Москве, Ленинграде, в союзных республиках: Ч. Айтматов, М. Алексеев, г}. Астафьев,VP. Ахматова, А. Бикчентаев, С. Викулов, Ю. Гордиенко, И. Зиедоиис, С. Капутикян,1 П. Емельянов, X. Киик, В. Колыхалов, Д. Кугультинов,- К. Кулиев; А. Лупан, 3. Нури, А. Салынский, В. Саиги, А. Тимонен, Ю. Шесталов, Н. Шундик, Г. Эмин.

В институте открыта аспирантура. Подготовка аспирантов, очников и заочников, осуществляется по специальностям: теория литературы, теория прозы, поэзии, драматургии, художественный перевод. Перед аспирантурой поставлена задача готовить высококвалифицированных литературоведов, критиков, научно-педагогические кадры.

Многолетняя дружба связывает Литературный институт имени А. М. Горького с Литературным институтом имени И. Бехера в Лейпциге (ГДР). Оба института делают общее дело, в лучших традициях современной и классической литературы воспитывая молодое поколение литераторов. Ежегодно институты обмениваются делегациями студентов и преподавателей, которые в дружеских аудиториях включаются в работу творческих семинаров, выступают с лекциями и докладами.

С каждым годом улучшаются условия учебы и быта студентов, аспирантов и слушателей Высших литературных курсов.

В каникулярное время студенты нередко выезжают в отдаленные районы, выступают там с чтением своих произведений, ближе знакомятся с жизнью народа, с производством и сельским хозяйством.

Основная забота руководства института — создать необходимые условия для творческой и научной работы студентов, аспирантов, слушателей Высших литературных курсов и преподавателей. К их услугам богатая библиотека, располагающая обширными фондами по советской литературе.

Литературный институт издает научно-критический сборник «Писатель и жизнь», тематические научные сборники и книги по художественной литературе и мастерству, а также студенческие сборники прозы и поэзии — «Начало» и «Тверской бульвар, 25».

И быть может, тот юноша, что сидит сейчас на скамейке в саду у памятника Герцену, оживленно беседуя со своими однокурсниками, принесет славу и советской литературе, и родному своему дому по Тверскому бульвару, 25.

Может быть. Но, не зная, кто и как проявит себя в литературе, уже набирая новых студентов, преподаватели Литературного института верят, знают: они воспитают достойного человека, они помогут ему полюбить и понять великий мир книги, великое назначение писателя на советской земле.


Пименов Владимир Фёдорович - ректор Литературного института (1964-1985), профессор.

Из книги Воспоминания о Литинституте. 1933-1983: к 50-летию Литературного института им. А.М. Горького Союза писателей СССР. М.: Советский писатель, 1983