Тарасов Борис Николаевич

Занимаемая должность 
Звание 
Общий стаж работы: 
53
Стаж работы по специальности: 
46
Повышение квалификации (последнее): 
2020
Какой вуз и когда окончил, специальность (и высшее образование, и аспирантура) 

Окончил романо-германское отделение филфака МГУ (1973) и аспирантуру Литинститута (1977)

Квалификация по диплому (в том числе научная) 

Филолог. Преподаватель французского языка и литературы.

Основная трудовая деятельность  

С 1985 г. преподаватель, зав. кафедрой, в 2006-2014 гг. ректор Литинститута.

Иные виды деятельности 

Сопредседатель Союза писателей России

Председатель Тютчевской комиссии Совета по мировой культуре РАН

Член диссертационного совета по культуре в МГИМО

Эксперт диссертационного совета в Сорбонне (Париж-3)

Читал лекции и выступал с докладами в университетах Франции, Германии, Швеции, Финляндии, Бельгии, Югославии, Маврикия, Болгарии, Италии, США, Канады, Индии, Южной Кореи, Польши, Германии, Венгрии, Вьетнама и др. Участвует в международных и всероссийских академических проектах, в международных и всероссийских научных конференциях. 

Член редсоветов и редколлегий журналов «Юность», «Знание. Понимание. Умение», «Литературная учеба», «Православное книжное обозрение»

Председатель жюри Бунинской премии, российско-итальянской премии «Радуга», российско-болгарской премии «Славянское братство», член Экспертного совета и Попечительского совета Патриаршей литературной премии, Издательского совета РПЦ, жюри «Большой книги», «Золотого витязя», конкурса «Читающая Россия».

Интервью

Блеск и нищета Российской интеллигенции - Интервью А.Зайцевой / «Лицейское и гимназическое образование» № 2, 2005.

Тарасов Б.Н. «И насущные потребности, и дух традиций» // «ЛГ», № 1-2006, с.1.

Борис Тарасов:«На писателя выучить нельзя» - Интервью Н.Кочетковой  //  "Известия", март 2006.

Тарасов Б.Н. Телевизор сильнее разума. Борис Тарасов: «Талантов много, а глубины не хватает». – Интервью Г. Заславскому // «НГ Ех libris», № 4-2006, с. 1, 2.
Катаева Нина. Писатели-фотографы // «Аргументы и факты», № 42-2006 .

Казначеев Сергей. Куда мчится паровоз истории? // ЛГ, № 44-2006.

«Дом, где развиваются сердца». Почему конкурс в Литературном институте при любой власти один из самых высоких в стране? На вопросы корреспондента «Российской газеты» отвечает ректор Литературного института // Российская газета, №41 (28 февраля), 2007.

Тарасов Б.Н. 16 человек на вакансию поэта. Ректор Литературного института Борис Тарасов: о своем вузе, литературе и литераторах // Российская газета, № 67п, 2 апреля, 2007.

Тарасов Б.Н. «Чтобы попасть в цель…» Беседа Юрия Куликова в журнале «Встреча. Культурно-просветительная работа. № 4-2007, С. 12-20 (рубрика Откровенный разговор)

Время собирать церкви. Комментарий (подготовила Елена Новоселова) // Рос. газета, 18 мая 2007г.

Гражданская экспертиза: Дневник писателя. Зачем народ откровенничает в Интернете (Елена Новоселова), ответы и Б. Тарасова //Российская газета, 2007, № 4422, 25 июля.

Материал подготовила Татьяна Гавердовская. Библиотеки и читающая Россия.// Вестник библиотек Москвы № 2, 2008.

Былое и думы. Беседа с ректором Литинститута Б.Н. Тарасовым, Галина Переверзева, «До 16 и старше», № 3, 2008 .

Басманный философ. Вышли в свет уникальные архивные документы о жизни и смерти Петра Чаадаева. беседовала Елена Новоселова с Борисом Тарасовым, Рос. газета, 2008 ,№ 4646, 24 апреля.

Борис Тарасов: «Современные писатели разучились не только понимать, но и изображать светлое…» Учительская газета, № 42, 14 октября 2008 г.

«Наши строительные планы напрямую связаны с творческими», интервью подготовила Марина Мамона, 26 ноября 2008 г. (Православная книга. Интерфакс)

Борис Тарасов: «Среди будущих писателей наивных романтиков немного». Самый литературный вуз страны отмечает юбилей. Беседовала Ольга Рычкова, НГ-EX LIBRIS, № 43, 27 ноября 2008 г.

Тарасов Б.Н. «Не растерять свободу творчества», беседовал Владимир Березин. «Книжное обозрение», 2008 ,№ 50 (2216) ,С.3.

Лит, который не канет в Лету, (Литературному институту – 75 лет, интервью с препод. и студ.), полосу подг. Ирина Орлова и Арина Депланьи, студент. Литинститута // Литературная газета, 30 декабря 2008г. , № 49.

Светлана Руденко //Российская Федерация сегодня. № 21/2008

Борис Тарасов: «Човек е свързан с целия развой на историята…» Разговор вела Светлана Руденко, журналист, пер. Георги Ангелов // Литературен Свят, 17 февр. 2010 [из журнала «Российская Федерация сегодня» № 21/2008]

Борис Тарасов. Спрос на писателя не исчез. (Беседовал Камиль Тангалычев).// Лит. Россия, № 15, 17 апреля 2009.

Круглый стол. Возьмемся за ум, друзья! //Литературная газета, 29 апреля – 5 мая 2009 г. № 18 (6222).

Поиски направления. Железная дорога нашла особое место в русской беллетристике. Интервью Нины Катаевой.//Гудок-2010-№158,3 сентября

Патриаршая премия призвана решать задачи просвещения нации: Беседа с ректором Литературного институт Борисом Тарасовым. Беседовала Антонина Мага // Православие. Ru, 24 мая 2011 г.

Онегин в неформате. Кто сегодня идет в писатели – интервью ректора Литературного института имени Горького Бориса Тарасова // Российская газета, 12 июля 2011 г.

Писатель Борис Тарасов: «Люди нравственные – главный ресурс страны». Интервью Н.Катаевой // Ежедневная электронная газета «ФАЙЛ-РФ», 24 августа 2011 года.

Борис Тарасов. «Гуманитарное образование выстаривает в человеке иерархию смыслов». Беседовал Сергей Дмитренко // Литература в школе, № 4 (732) 2012

Борис Тарасов: «Николай I достоин уважительной памяти». Беседу вел Арсений Замостьянов // Столетие, Интернет-газета, 14.09.2012.

Быть или не быть Литинституту? Борис Тарасов, ректор Литературного институту. Вердикт несправедлив. Вопросы задавал Евг. Богачков // Литературная Россия, 16.11.2012, № 45-46 (2583-2584).

Б.Н. Тарасов. О мониторинге на эффективность… и сохранение национального достояния // Деловой Подольск. № 4/1(28) 2012 – 2013 г. С. 44-47.

«Игра на повышение» в условиях культурной девальвации («Окно в Россию»). Интервью Б.Н. Тарасова радио «ГОЛОС РОССИИ» (28 мая 2013).

Близость культур – залог успеха. Беседовал с ректором Литературного института Юрий Баранов // Литературная газета, № 13 (6425) от 31 июля – 6 августа 2013 г.

Россия против революции: пророчество Федора Тютчева. Сайт politconservatism.ru 14.11.2014 (URL: http://politconservatism.ru/interview/rossiya-protiv-revolyutsii-prorochestvo-fedora-tyutcheva)

Интервью с Б.Н. Тарасовым на радио «Вера» от 4.02.2016 на тему  «Достоевский и общество» (URL: http://radiovera.ru/dostoevskiy-i-obshhestvo-svetlyiy-vecher-s-borisom-tarasovyim-04-02-2016.html)

 

Интервью на телеканале «Культура». 19.05.2016

Гости программы "Худсовет" - лауреаты Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - священнослужитель, писатель Николай Блохин и литературовед и писатель, бывший ректор Литературного института имени А. М. Горького Борис Тарасов.

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/59489/episode_id/1301447/video_id/1475456/

Азбука духа. // Российская газета. 23.05.2016  (URL: https://rg.ru/2016/05/23/literaturoved-boris-tarasov-sokrashchenie-bukv-...)

«Материальная мощь не сохраняет государства, если в них иссякает дух» // Газета «Культура» 07.06.2016

"Услышать Тютчева, понять Достоевского" // Газета "Православная Москва" №11 (600) июнь 2016 г. с.12

Круглый стол: «Патриаршая премия: тенденции литературы духа» 13.06. 2016 (URL: http://vm.ru/tv/2016/05/25/kruglij-stol-patriarshaya-premiya-tendentsii-literaturi-duha-321376.html.html#player)

Эпоха неустанного труда // Журнал «Историк» №7-8. (URL: http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9-i-pro-et-contra/)

Церковь и общество. Беседа с доктором филологических наук Б.Н.Тарасовым. Часть 1// Телеканал Союз 9.11.2016 (URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkov-i-obschestvo-beseda-s-doktorom-filo...)

Церковь и общество. Беседа с доктором филологических наук Б.Н.Тарасовым. Часть 2 Телеканал Союз 16.11.2016

(URL:  http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkov-i-obschestvo-beseda-s-doktorom-filologicheskih-nauk-b-n-tarasovym-chast-2)

«Царь и раб, червь и бог» // Православие в Татарстане 29.11.2016 (URL: tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?id=62812)

«К ангелам или к бесам?» // Независимая газета. Ex Libris. 30.03.2017 (URL: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2017-03-30/2_880_tarasov.html)

Внимание к «тайне человека» // Беседа с писателем Борисом Тарасовым. Портал pravoslavie.ru (URL: http://www.pravoslavie.ru/102377.html)

Достоевский и общество". Светлый вечер с Борисом Тарасовым (04.02.2016)

(URL:http://radiovera.ru/dostoevskiy-i-obshhestvo-svetlyiy-vecher-s-borisom-tarasovyim-04-02-2016.html)

 

Борис Тарасов: «истинное дело возможно, если...» // Балашиха: голоса сердец. 1.04.2017(URL: https://litinstitut.ru/content/boris-tarasov-istinnoe-delo-vozmozhno-esli)

Профессиональные интересы 

Зарубежная и русская литература и философия

Российско-французские и российско-европейские культурные связи

 

Тема кандидатской диссертации:

«Эстетическая система Поля Валери»

Тема докторской диссертации:

«П.Я.Чаадаев и русская литература XIX века»

Из энциклопедии "Русская философия"
(М., Алгоритм, 2007. – С.556-557.)

Тарасов Борис Николаевич (2.04.1947, г.Владивосток) – писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук. Окончил Романо-германское отделение филологического ф-та МГУ и аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького, где с 1988 г. возглавляет кафедру истории зарубежной литературы, а с 2006 г. является ректором. Тема докторской диссертации – «П.Я.Чаадаев и русская литература XIX века». Книга Б.Н.Тарасова «Паскаль» в серии «ЖЗЛ» (трижды переиздававшаяся) была отмечена всесоюзной премией им.М.Горького за лучшую первую книгу молодого автора. Биография французского учёного и мыслителя была представлена в ней как своеобразное историко-философское исследование, соединившее в культурологическом синтезе личностную, религиозную, научную, социальную проблематику. Такой же подход характерен и для дважды переиздававшейся в той же серии книги Б.Н.Тарасова о Чаадаеве, в которой на основе архивных данных, редких и не вводившихся ранее в оборот документов и свидетельств проведена реконструкция неизвестных элементов биографии, интеллектуальной лаборатории, психологической личности, поворотных этапов жизненной и творческой эволюции «первого русского философа» (Пушкин), переход от декабристского идеалистического мировоззрения к христианскому, раскрыты экзистенциальный генезис и сам процесс возвратно-поступательного движения и драматической пульсации его мысли между религией и наукой, православием и католичеством, славянофильством и западничеством, культурной традицией России и Европы и социальным новаторством, между эвдемоническим и апокалиптическим восприятием истории. Опубликовал в полном составе «Философические письма», а также статьи и письма Чаадаева, дополнив их новыми материалами и прокомментировав. Б.Н.Тарасов – автор вступительных статей и комментариев к нескольким изданиям романов и «Дневника писателя» Достоевского, переводчик и комментатор историософских произведений Тютчева, которые рассматриваются в их системной полноте и широком русско-европейском контексте. В книгах «В мире человека», «Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский», «Куда движется история? (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)» и др. эстетическая и философская проблематика творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Тютчева, Достоевского, К.Н.Леонтьева, П.Валери, К.Ясперса и других писателей и мыслителей, своеобразие дискуссий западников, славянофилов и почвенников, особенности правления Александра I и Николая I раскрываются сквозь призму христианского понимания мира и человека, коренных антропологических представлений в русской и западной культуре и основных тенденцией в отечественной и мировой истории. Художественная и философская методология Достоевского характеризуется как пневматология, в которой истинное значение психологических, эстетических, политических, идеологических, социальных и иных проблем рассматривается в сопоставлении с основополагающим метафизическим образом человека, с его ощущением или осознанием собственной природы (образ и подобие Божие или «усиленно сознающая мышь»). В философско-публицистическом наследии Тютчева выявляется глубинная смысловая связь историко-антропологического процесса с воплощением в нём или невоплощением (или искаженным воплощением) христианских начал, а соответственно и с преображением «темной стороны», «исключительного эгоизма» повреждённой первородным грехом человеческой природы. В целом подчёркивается «невидимая» взаимосвязь между психологией и историей, между качеством душевно-духовного состояния и самосознания людей и действительным содержанием прогресса, а также прогностическое значение в отечественной культуре христианской антропологии, которая даёт онтологически выверенный иерархический ключ для «внутреннего» понимания «внешних» процессов жизни. Таким образом, духовно-нравственные критерии и законы жизни становятся мерилом «высшего реализма», позволяющего яснее видеть, на какие (тёмные или светлые) начала человеческой души опираются разные социально-политические или культурно-эстетические явления и ценности определённой эпохи, и соответственно точнее постигать направление отдельных исторических этапов – вперёд-вверх (к преображению внутреннего мира своих «субъектов»), или вперёд-вниз (к апокалиптическому финалу).

Рецензии на работы

Каменский. З.А. О современных прочтениях П.Я. Чаадаева // П.Я. Чаадаев: pro et contra // Сост., вступ. ст., примеч., указ. А.А. Ермичева и А.А. Златопольской, библиогр. С.Ю. Баранова. СПБ.: РХГИ, 1998. – с. 669-674. – (с. Русский путь).

Ж.В. // Борис Тарасов. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский: Христианская мысль и  современное сознание. М., Academia, 1999 // Литературная газета, 1999, № 47, с. 10.

Томачинский В. Спасаясь из плена короткомыслия. Чаадаев и Достоевский в королевстве кривых зеркал. Рец. На кн.: Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский –М.,Academia,1999. // НГ EX LIBRIS ,2000,24 февраля.

Фомин В. Чаадаев и Достоевский в одной книге. Рец. на кн.: Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский(христианская мысль и современное создание).- М.,Academia,1999 // Православие.ru Актуальные темы.11.06.2001.
Касаткина Т.Человек с молоточком // Новый мир -2002 - №10 - с.174-177.

Степанян Карен В ожидании «Ускоренного Апокалипсиса»?..Борис Тарасов Куда движется история? Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции. // Континент-2003 - №116 – С. 219-230.

Бочаров С. Тютчевская историософия: Россия, Европа и Революция. Рец. на книгу: Ф.И.Тютчев. Полн. собр.соч. в 6 т.(Сост., перевод, подготовка текста, комментарии Б.Н.Тарасова)-М, Издательский центр «Классика»,2003,528с.) // Новый мир -2004 - №5.

Созина Е.К. Творчество Ф.И.Тютчева в российском литературоведении // Известия Уральского государственного университета, Гуманитарные науки.Вып. 8, 2004, №33.
Борисов Ю. (о книге Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // Первое сентября. Литература, № 2, 16031 янв. 2005, C. 47.
Казначеев Сергей. Бесконечная сфера (Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // Литературная газета, № 11, 23-29 марта, 2005, C. 13.

Воропаев Владимир. «Мыслящий тростник» (о книге Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М.: Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // Москва, № 3, 2005, с. 209 – 211.

Воропаев Владимир. «Мыслящий тростник» (о книге Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М.: Языки славянской культуры, 2004, 896 с. // Литературная учеба, № 2, 2005, с. 222 – 224.

Воропаев Владимир. Русский Паскаль (Борис Тарасов. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с.) // НГ EX LIBRIS, четверг 23 июня 2005, с. 6.

Доброхотов Александр. Избирательное сродство (о книге Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры. 2004, 896 с., ил. (Studia philological) // Новый мир, -2005 г. - №7, - с. 178 - 180.

Березин Владимир. Сто тысяч паскалей (Тарасов Б. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с., 2000 экз.). // Книжное обозрение, № 21, 2005, C. 6.

Рец. без назв. и ук. автора на кн.: Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянской культуры, 2004. // Книжное обозрение. 2005. № 7. С. 3.
Рец. без назв. и ук. автора на кн.: Б.Н. Тарасов. Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте // Лит. газета. 2006. № 25-26. С. 1.
Гачева Анастасия. Пророчества «тайнозрителя» (Борис Тарасов. Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте. М., Наука, 2006, 160 с.). // EX -LIBRIS, 22 февраля 2007, C. 11.

Есаулов И.А.Россия и революция: вокруг наследия Ф.И.Тютчева // Вестник Литературного института-2007 - №1 - с.112-122.

Рычкова Ольга. Классик ХХI века (Тарасов Б.Н. Историософия Ф.И.Тютчева в современном контексте) // «Литературная Россия»-2007 - №10 - с.5.

Цибизова Лилия, кандидат философских наук. Поэт-мыслитель о судьбах России (Тарасов Б.Н. Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте) // Встреча. № 4-2007, С. 42-43

Г.З. МАССЛИТ позапрошлого века. Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2007, № 1, 240 с. (к 60-летию Б.Н. Тарасова) НГ EX LIBRIS, 2007,

20 сент.
Крутова М.С. Человек и история //Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе: сборник статей / сост. Б.Н. Тарасов. – М., Кругъ, 2008, 934 с. // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. С. 249-251.

Яковлева Галина // У книжной полки – 2008, № 3 – C.79.

Медведева О.Выстрел в темной ночи. Столичный культ «басманного философа» // НГ ЕХ LIBRIS, 2008г.,17 июля.
Громов М.Н. Б.Н.Тарасов Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе: Сборник статей. // Вопросы философии - 2008 - №8 - с.181-184.
Васильев А. Дитя молвы и сын столицы. Рец. на кн.: Тарасов Б.Н. Петр Чаадаев в Москве. -М.: «Московские учебники и Картолитография», 2008 // Литературная газета, 2008, № 25.

Герасимов Александр. Хором о мире и атмосфере (Эстафета воспоминаний о литературном особняке столицы. НГ-EX LIBRIS, 2009, 12 марта.
Шатохина О.Пушкин и Паскаль: думание о человеке . Рец. на кн.: Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянских культур, 2009. // Литературная газета - 2010. № 10. С.7.
Трапезников Александр Не ропщите на Господа … Рец. на кн: Тарасов Б.Н.
«Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянских культур, 2009. // Литературная Россия -2010. № 20-21. С. 5.

Г. Красников. На горней стороне Паскаля: К выходу книги Бориса Тарасова «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей» // Наш современник, 2011, № 9, С. 227-237.

Чередниченко С. / Б.Н. Тарасов. Феномены западной культуры Нового времени в контексте антропологических традиций Возрождения и христианской мысли. М., Литературный институт им. А.М. Горького. 2011. 184 с. // Вопросы литературы. 2013. № 6. С. 470-473.

Т. Шабаева, рецензия на кн.: Борис Тарасов. Тайна человека и найна истории. Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский. СПб., Алетейя, 2012, 352 с. // Литературная газета. 2012. № 21. С. 7.

Галина Магницкая. Книжная полка. Тайна человека и тайна истории //http:www.proza.ru. 31.05.2012

Валерий Иванов. Вызов современности: к барьеру! Нравственному! / Тарасов Б. «Тайна человека» и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский. СПб., Алетейя, 2012, Москва, № 11, 2013, С. 200-210.

Панко Анчев. Тайна человека как тайна истории. О книге Бориса Тарасова «Тайна человека и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев, неопознанный Тютчев, неуслышанный Достоевский. СПб., Алетейя, 2012, пер. с болг. // http//www.zamlelova.ru/panko-anchev. 2012

А. Мартынов. Между мифом и философией: Конец света в общественной мысли /Борис Тарасов. «Тайна человека» и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский. СПб., Алетейя, 2012, 352 с. // НГ-Exlibris, 17.01.2013 г.

Ирина Ордынская. Пути подлинной свободы: О книге «Тайна человека» и тайна истории» Б.Н. Тарасова //Наш современник. № 10. 2013. С. 267-271.

Участие в исследовательских проектах 

Является руководителем гранта РГНФ «Русская литература в мировом историко-культурном контексте» и участником другого гранта «газета «Русь» 1880-1886 гг.»

1. Руководитель проекта РГНФ №18-012-00389 «Тютчев: личность и мировоззрение, творчество и общественно-государственная деятельность в социально-историческом и в идейно-культурном контексте»

2. Участник гранта РФФИ «Анализ, интерпретация и понимание как методологические установки в изучении Достоевского». №18-012-943

 

 

Доклады на международных всероссийских конференциях

 

Problème de la personne et la mémoire historique dans l’oeuvre de Dostoevsky // Mémoire de la Russie (Identité nationale et mémoire collective(Франция, май 1994))

Léon Tolstoi et Blaise Pascal // Institut d’études slaves (Франция, декабрь 1997)

Спор Достоевского с П.Я. Чаадаевым о роли православия и католичества в мировой истории // XI Symposium of the Dostoevsky International society в Баден-Бадене (Германия, июль 2011)

Ф.М. Достоевский о границах естественного права // XII Symposium of the Dostoevsky International society в Женеве (Швейцария, октябрь 2004)

Проблемы изучения религиозно-философской мысли Достоевского // Literary jeticky Slovian Zwschednich stan obecny I tendencje reswoyone (Польша, июнь 2006)

Ф.И. Тютчев как предтеча критики интеллигенции в «Вехах» // Лосевские чтения (ноябрь 2006)

La réception de la personne et de l’oeuvre de Pascal chez Léon Tolstoi// La Russie et le monde francophone в Оттаве (Канада, октябрь 2006)

L’ordre du coeur dans la pensée de Pacsal et dans la tradition orthodoxe // Chroniques de Por-Royal. Port-Royal et la tradition chrétenne d’ Orient в Монпелье (Франция, октябрь 2006)

 

Диалог двух Европ в публицистике и в художественном творчестве Достоевского в Будапеште // XIII Symposium of the Dostoevsky International society (Венгрия, июль 2007)

 

A propos d’une discussion actuelle sur la discussion losévienne de  dans l’ «Esthétique de la Renaissance» // L’ouevre a’Aleksei Losev dans le contexte de la culture européenne в Бордо (Франция, сентябрь 2009)

Историческая память как принципиальная составляющая «тайны человека» в творчестве Достоевского // XIV Symposium of the Dostoevsky International society в Неаполе (Италия, июнь 2010)

 

Христианская антропология, аксиология и историософия как основа журнализма в «Дневнике писателя» Достоевского // XII Symposium of the Dostoevsky International society в Москве (июнь 2013)

Доклад «Актуальное значение «Дневников» Льва Толстого» Толстовских чтениях 2014 года в ИМЛИ (май 2014)

Доклад «Созидательная роль русской классической литературы в современном мире» на международной конференции в Болгарии «Духовные и интеллектуальные традиции России в современном образовании» (сентябрь 2014)

Доклад «Духовные и эстетические ценности эпохи Возрождения в переоценке А. Ф. Лосева» на юбилейной конференции Дома-библиотеки А.Ф. Лосева (сентябрь 2014)

«Россия в XXI столетии – ответы на вызовы нового мироустройства» в Дебреценском университете в Венгрии (октябрь 2014)

Доклад «Философия сердца в творчестве Паскаля и русских мыслителей»  в международной научной конференции «Сердце, разум, свобода: французский менталитет в российской интеллектуальной культуре XVIII-XXI веков» (ноябрь 2014)

Доклад «Образ Дон Жуана в пьесах Мольера и Пушкина» на международной конференции в Нижнем Новгороде «Россия и Франция в XVII веке» (ноябрь 2014)

«Мировоззрение исследователя как методологическое препятствие в литературоведческих изысканиях» на конференции в Литинституте «Язык как материал словесности» (декабрь 2014)

Доклад «Дух» и «тело» в историософии Тютчева» на в Мурановских чтениях (декабрь 2014)

 Доклад на международной конференции «Русская классическая литература и современный мир» на международной конференции «Русско-сербский мост» (май 2015)

Доклад «Достоевский и современный мир» в центре онтологической психологии (г. Рига) (май 2015)

Доклад «Неуслышанный Достоевский: проблематика «Бесов»» в международном центре гуманизма, культуры и образования «Лидзари» (Латвия) (август 2015)

Доклад «Христианские основы творчества Тютчева» для международной научно-практической конференции в Балтийском федеральном университете (г. Калининград) (октябрь 2015)

 

Доклад «Христианские основы творчества Достоевского» в МДА (декабрь 2015)

Доклад «Потенциал русской литературы в христианской миссии» на XXIV международных Рождественских чтениях (январь 2016)

Доклад «Методологические ограничения в истолковании творчества Достоевского на Западе» на конференции «Русская литература в мировом историко-культурном контексте» в Литинституте, 22 июня 2016 года

Доклад «Лев Толстой и Блез Паскаль» на конференции «Толстовские чтения» в ИМЛИ РАН 13 мая 2016 года

Доклад «Рационализм, позитивизм и прагматизм как питательная среда для формирования преступного замысла Раскольникова в романе «Преступление и наказание» на Международной конференции XVI Symposium of the Dostoevsky society в Гранаде 7 июля 2016 года (Испания)

Доклад «Влияние Шекспира на эволюцию художественного мировоззрения Пушкина» на международной конференции «XXVI Шекспировские чтения» 26-27 сентября 2016 года в Москве

Доклад «Метаморфозы идей Достоевского в творческом сознании Камю» на международной конференции 30 сентября 2016 года в Нижнем Новгороде «Франция и Россия: от средневековой имперсональности к личности Нового времени»

Доклад «Стратегическое значение творчества Достоевского» на международной конференции в Омске (октябрь 2016)

Доклад «Паскаль и русская культура» на международной конференции«Pascal et la culture russe» 11 октября 2016 года в Лионе (Франция)

Доклад «К вопросу о влиянии Паскаля на творчество Мережковского» на международной конференции «Д.С. Мережковский – писатель – критик – богослов» в Доме Лосева 9 декабря 2016 года

Доклад ««Самая грустная из книг…». К вопросу об оценке Достоевским романа Сервантеса «Дон Кихот» на Всероссийской конференции «Сервантес и мировая культура» 8 декабря 2016 года в Литинституте

Доклад «Жизни странная звезда» (Тема человека и золота в «Дон Жуане» Байрона) и её переклички в русской и французской литературе на Научно-практической конференции с международным участием Россия и Англия 22 декабря 2016года в Литинституте

Биография 

Родился 2.04.1947 в г. Владивосток. После окончания романо-германского отделения МГУ им. М.В. Ломоносова работал переводчиком, а затем трудовая деятельность проходила в Литинституте.

Достижения и поощрения (премии, награды, почетные звания) 

Заслуженный деятель науки Р.Ф., Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Лауреат международных и всероссийских  литературных премий: им М. Горького за лучшую первую книгу молодого автора (1979), им. Ф.М.Достоевского (2003), им. Ф.И. Тютчева (2005), им. Александра Невского (2008), премии правительства Москвы в области литературы и искусства (2010), Бунинской премии (2011), Горьковской литературной премии (2013), государственной премии Правительства РФ в области культуры (2013), Патриаршей литературной премии (2016). Награждён Золотой Пушкинской медалью и Золотой Тютчевской медалью за вклад в сохранение и развитие традиций отечественной культуры, болгарским Самарским крестом за развитие российско-болгарских отношений

Библиография 

Книги

Паскаль. М., 1979. (Серия ЖЗЛ)

Паскаль. М., (Серия ЖЗЛ); 2-е изд., 1982.

Поиски правды. М., 1984.

Pascalis. Vilnius, 1985.

В мире человека. М., 1986.

Чаадаев. М., (Серия ЖЗЛ); 1986.

Чаадаев. М., (Серия ЖЗЛ); 2-е изд., 1990.

Этические взгляды П.Я.Чаадаева. М., 1989.

«Закон Я» и «закон любви» (нравственная философия Достоевского). М., 1991.

Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский. М., 1999.

Николай Первый и его время. Т.1-2.М., 2000.
Куда движется история? (Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции). СПб.,2002

Мыслящий тростник (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей). М., 2004.

Историософия Ф.И.Тютчева в современном контексте. М., 2006.

Паскаль. (Серия ЖЗЛ). М., 2006.

Рыцарь самодержавия. М., 2007.

Чаадаев в Москве. М., 2007.

Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе. М., 2008.

Пётр Яковлевич Чаадаев. М., 2008.
Мыслящий тростник (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей); 2-е изд., 2009.

Тютчев Ф.И. Избранные сочинения. М., 2009 (вступительная статья, перевод с фр. и нем., комментарии)

Тютчев Ф.И. Избранные сочинения. М., 2010 (вступительная статья, перевод с фр. и нем., комментарии).

Накъде върви историята? (Метаморфози на идеи и хора в светлината на християнската традиция). София, 2010.

Феномены западной культуры в контексте антропологических традиций эпохи Возрождения и христианской мысли. М., 2011.

«Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев).  Спб., 2012.

Куда движется история? (Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции); 2-е изд., Спб., 2013.

Ф.М. Достоевский и современный мир. М., 2013.

Фёдор Иванович Тютчев Юбилейное издание в трёх томах. М., 2013 (составление, вступительная статья, перевод с фр. и нем., комментарии).

Феномены западной культуры в контексте антропологических традиций эпохи Возрождения и христианской мысли. М., 2012.

Куда движется история? (Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции); 2-е изд., Спб., 2013.

Pascal et la culture russe. Paris, 2016

Избранные труды в 4-х томах. Том 1. Метаморфозы идей и людей. Творческое зрение Пушкина. Чаадаев: жизнь, личность, творчество. СПб. Аллетейя. 2017. Том 2. Дело идет «об истине… О России». Исторические воззрения русских мыслителей и писателей XIX века. СПб. Аллетейя. 2017. Том 3. Блез Паскаль. Творческая биография. Паскаль и русская культура. СПб. Аллетейя. 2017. Том 4. Метаморфозы власти, наслаждения и денег в европейской и русской литературе. СПб. Аллетейя. 2018.

 

Разделы в учебниках и коллективных трудах

 

Глава «Достоевский» в «Истории русской литературы последней трети XIX века в 2 ч. Часть 1» М., 2016

Раздел «Стратегическая перекличка мысли Паскаля, Батюшкова, Тютчева и Достоевского» в коллективной монографии «Франция и Россия: век XVII». Нижний Новгород, 2016

Раздел «Западнические представления о России и их преодоление» (о книгах французских авторов) в коллективной монографии в двух частях «газета «Русь» 1880-1886 годов». М. 2016.

Раздел «Переписка Н.С. Лескова с И.С. Аксаковым» в коллективной монографии в двух частях «газета «Русь» 1880-1886 годов»

Комментарии «Борьба с религией во Франции» в коллективной монографии в двух частях «газета «Русь» 1880-1886 годов»

Главы в коллективной монографии «Русская классическая литература в мировом культурно-историческом контексте». М. Индрик. С. 155-555. Главы: 1.«Tercium non datur… К вопросу о месте и значении творчества Достоевского в мировом историко-культурном процессе», 2.«Метафизика денег в художественной антропологии Достоевского и Бальзака», 3.«Тайна человека» и антропологические границы естественного права (юриспруденция в сознании Достоевского)», 4.«Метаморфозы христианского реализма Достоевского в творческом сознании Альбера Камю», 5.«Карл Ясперс в диалоге с Камю и Достоевским в контексте возрожденческо-просвятительской концепции мира и человека», 6.»Судьбы России и Европы в творческом сознании Н.М. Карамзина, Ф.И.Тютчева, П.Я.Чаадаева»

Второй раздел «Достоевский в контексте европейской культуры» в коллективной монографии: Есаулов И.А., Тарасов Б.Н., Сытина Ю.Н. «Анализ, интерпретация и понимание в изучении наследия Достоевского». М. Индрик, 2021. (Монография стала победителем направления «Филология Второго Всероссийского конкурса монографий «Фундаментальные науки».  Раздел включает в себя три главы общим объемом 5 п.л.: 1. Авторская рецепция европейского культурного горизонта («Фауст» Гете). 2. Европейский рационализм, прагматизм и утилитаризм и русская аксиология. 3. Запад в поисках понимания Достоевского (Сартр, Жид, Клодель, Ясперс). (С. 160-240).

 

Статьи

Интеллектуальный «демонизм» и поэтическая «гимнастика» (эстетическая система Поля Валери) // Вопросы литературы. 1976. № 6. С. 163-194.
О теории интеллектуальной поэзии Поля Валери // Писатель и жизнь: Сб. М., 1978. С. 208-219.
Молодой Чаадаев: книги и учителя // Альманах библиофила. Вып. 18. М., 1985. С. 168-188.
П. Я. Чаадаев и русская литература // П. Я. Чаадаев. Статьи и письма. М., 1987 (2-е изд., 1989). С. 3-32 и 5-37.

«Преподаватель с подвижной кафедры»: Новое и забытое о П. Я. Чаадаеве и его современниках // Литературная учеба. 1988. № 2. С. 91-105.

Политика чести и великодушия. Вступительное слово. // Не смолкнет эхо над Балканами: Советско-болгарский сборник. М. Мол. Гвардия; София: Народна младеж, 1988. С. 217-223.

Урок из классики: Достоевский и современность. М., 1989. № 5. С. 186-195. «Эхо русского народа...» // Пушкинист. М., 1989. С. 254-278.

Что с нами происходит? (вопросы одного диалога) // Что с нами происходит? (Записки современников). М., 1989. С. 163-180.

А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев (эпизоды творческой дружбы) // Солнце нашей поэзии. М., 1989. С. 83-97.

Память поколений // Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989. С. 14-16.

«Отчет о виденном, слышанном и прочитанном» // Ф. М. Достоевский. Дневник писателя (избранные страницы). М., 1989. С. 5-34.

Революционное оскопление, или в мире идеологических зеркал // Литературная газета. 1990. № 48.

«Об истине... О России» (культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов) // Московский вестник, 1990. № 4. С. 304-321.
«Вечное предостережение» («Бесы» и современность) // Новый мир, 1991, № 8. С. 234-247.

Цена веков // П. Я. Чаадаев. Цена веков. М., 1991. С. 5-28.

Пространство мысли Петра Чаадаева // Литературная газета. 1992. № 12.

Революционный силлогизм и тысячелетняя история (о некоторых уроках полемики западников и славянофилов) // Златоуст. 1992. № 1. С. 293-305.

Куда движется история? (о книге К. Ясперса «Смысл и назначение истории») // Путь. 1993. № 3. С. 263-268.

Вступительная статья к роману Ф. М. Достоевского «Бесы» // Достоевский Ф. М. Бесы. Тула, 1993. С. 5-22.

Вступительная статья к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Тула, 1994. С. 5-30.

Leon Tolstoi et Blaise Pascal // Revue d’etudes slaves. 1994. № 1.

В плену короткомыслия (творчество Чаадаева и Достоевского в современном контексте) // Москва. 1994. № 4. С. 162-187.

Свобода «дикого осленка», или зачем торопить Апокалипсис? (К 200-летию Чаадаева) // Независимая газета. 1994. № 21.

Душа и богатство // Литературная учеба. 1994. № 5. С. 199-210.

Две Европы Достоевского (Европа первая) // Литературная учеба. 1994. № 6. С. 123-147.
Две Европы Достоевского (Европа вторая) // Литературная учеба. 1995. № 1. С. 113-131.
Художественное завещание Достоевского // Московский вестник. 1995. № 1. С. 156-182.
«Непрочитанный» Чаадаев в эсхатологическом контексте русской и западной философской мысли // Сфинкс: Петербургский философский журнал.1995. № 2. С. 171-194.

Ф. И. Тютчев и П. Я. Чаадаев (жизненные параллели и идейные споры друзей-«противников») // Тютчев сегодня. М., 1995. С. 98-116.

«Учиться жить любовной жизнью...» (Дневники Л. Н. Толстого) // Литература. 1995. № 34.

Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. 1995. № 4. С. 19-23.

Пасхальный архетип русской словесности // Литературное обозрение. 1997. № 2. С. 89-91.

Неизвестные страницы духовной биографии Чаадаева // Литература. 1996. № 7.
Léon Tolstoi lecteur Blaise Pascal // Revue de la littérature comparée. 1996. № 3. Р. 299-312.
Le problème de la personne et la memoire historique dans l’oeuvre de Dostoevsky // Mémoire de la Russie (Identité nationale et mémoire collective). Paris, 1996. Р. 275-292.
«Взгляд» писателя: Некоторые аспекты творческого зрения Пушкина (часть первая) // Литература в школе. 1997. № 2. С. 5-17.

«Взгляд» писателя: Некоторые аспекты творческого зрения Пушкина (часть вторая) // Литература в школе. 1997. № 3. С. 5-17.

Проблемы изучения религиозно-философской мысли Достоевского // Literatury i Jezieky Slovian Zwschednich stan obecny I tendencje reswojowe. Tom 1. Opole, 1997.
Рождение мыслителя // Петр Чаадаев: Pro et contra. СПб., 1998. С. 620- 647.

Творчество Чаадаева в современном контексте // Петр Чаадаев: Pro et contra. СПб., 1998. С. 675-687.

У времени в плену (Александр I и его эпоха: метаморфозы людей и идей), часть первая // Новая книга. 1998. № 3. С. 32-36.

У времени в плену (Александр I и его эпоха: метаморфозы людей и идей), часть вторая // Новая книга. 1998. № 4. С. 38-42.

«Последнее слово» (А. С. Пушкин - П. Я. Чаадаеву), часть первая // Новая книга. 1998. № 7. С. 23-25.

«Последнее слово» (А. С. Пушкин - П. Я. Чаадаеву), часть вторая // Новая книга. 1998. № 8. С. 31-35.

Ф. М. Достоевский о науке и прогрессе // Вестник Российской академии наук. 1998. № 6. С. 547-553.

Пушкин как мыслитель // Вестник РГНФ. 1999. № 1. С. 176-185.

Два пути Родиона Раскольникова: «Закон Я» и «закон любви» (статья первая) // Литература в школе. 1999. № 1. С. 26-33.

Два пути Родиона Раскольникова: «Закон Я» и «закон любви» (статья вторая) // Литература в школе. 1999. № 3. С. 32-39.

Достоевский и Паскаль (творческие параллели)// Вопросы литературы. 1999. № 5. С. 75-92.

Тютчев и Паскаль (антиномии бытия и сознания в свете христианской онтологии) // Русская литература. 2000. № 3. С. 53-74.

Тютчев и Паскаль (антиномии бытия и сознания в свете христианской онтологии) // Русская литература. 2000. № 4. С. 26-45.

«Мундирное человечество», или «Народная личность»? (Культурно-историческая полемика во второй половине XIX века). Статья первая // Литература в школе. 2000. № 4. С. 38-47.

«Мундирное человечество», или «Народная личность»? (Культурно-историческая полемика во второй половине XIX века). Статья вторая//Литература в школе. 2000. № 6. С. 34-42.

Черты правления Николая I // Москва. 2000. № 9. С. 172-196.

Куда движется история? // Литературная учеба. 2000. № 6. С. 78-119.

Dostoevsky et Pascal (parallèles créatrices) // Revue de la littérature comparée. 2000. № 4. Р. 493-514.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) // История русской литературы XIX века (70-90-е годы). М., 2001. С. 63-162.

«Прощай, философия», или Марбургский философский опыт на пути становления поэтической личности Бориса Пастернака // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2001. Специальный выпуск. С. 48-55.
Христианство и политика в историософии Ф. И. Тютчева. Москва, 2001. № 8. С. 180-199.
«Лучший человек...» (о положительном герое в творчестве Достоевского)// Литература в школе. 2001. № 5. С. 2-7.

Спор Достоевского с П. Я. Чаадаевым о роли православия и католичества в мировой истории // Dostoevsky und Deutschland. Baden-Baden, 2001. P. 79-80.
Пушкин как аналитик художественных подходов в западноевропейской литературе // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2002. № 2. С. 3-9.

«Русская география» (христианская историософия Ф. И. Тютчева) // Наше наследие. 2003. № 67-68. С. 64-74.

Переводы с французского и комментарии историософских и публицистических статей Ф. И. Тютчева // Тютчев Ф. И. Полн. собр. соч. и писем: В 6 т. М., 2003. Т.3 С. 109-520.

Христианский контекст образа Татьяны Лариной в «партитуре исполнителя» оперы «Евгений Онегин» // Христианская культура: прошлое и настоящее. М., 2004. С. 23-32.

А. С. Хомяков как личность и мыслитель // Хомяков Алексей. Сочинения. Церковь одна. Семирамида. М., 2004. С. 7-18.

Творчество Ф. И. Тютчева и зарубежная литература // Зарубежная поэзия в переводах Ф. И. Тютчева. М., 2004. С. 11-47.

А. С. Хомяков: взгляд на человека и историю // Наше наследие. 2004. № 71. С. 87-90.
Ф. М. Достоевский о границах естественного права // Symposium of the Dostoevsky International Society. Jenève, 2004. C. 232-233.

«Отчёт о виденном, слышанном и прочитанном…»// Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. в XYIII томах. М., 2004.Т. XI. C.623-649.

Художественное завещание Достоевского// Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. в XYIII томах. М., 2004.Т.XIII. C.301-324.

Тютчевская историософия: Бог, человек и история, Россия, Европа и революция // Новый мир. 2005. № 11. С. 142-162.

Россия и Запад в историософии Ф. И. Тютчева // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2005. № 2. С. 50-60.

Тютчев как христианский поэт и мыслитель // Кирилл и Мефодий: Духовное наследие. Калининград, 2005. С. 12-32.

Война и мир на страницах «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского // Война и мир в русской словесности, истории и культуре. Калининград, 2005.С. 92-105.

Земное и небесное в творчестве Ф. И. Тютчева // Ф. И. Тютчев и Православие. М., 2005. С. 7-68.

Ф. И. Тютчев и П. Я. Чаадаев (Жизненные параллели и идейные споры друзей-«противников») // Ф. И. Тютчев: Pro et contra. СПб., 2005. С. 868-884.

Религиозно-антропологические основы глобального культурного кризиса Нового времени (на материале русской классической литературы) // Глобальный кризис: метакультурные исследования. Шуя, 2006. Т. 1.С. 74-86.

Культурно-историческая память, самосознание личности и творимая действительность // Культура и памет. Варна, 2006. С. 7-19.

Христианская историософия Ф. И. Тютчева и особенности её интерпретации // Философские науки. 2006. № 7. С. 56-75.

Душа и деньги // Ф. М. Достоевский. Подросток. М., 2006. С. 562-569.

Недостатки охранителей обращаются в оружие разрушителей…» («Тайна человека» и «Письмо о цензуре в России» Ф.И. Тютчева)» // Наш современник, 2006, №7 ,С. 254–273.

Взаимосвязь христианской онтологии, антропологии и этики в историософии Ф. И. Тютчева // Религии мира: история и современность. М., 2006.С. 96-110.
«Всемирная отзывчивость» Пушкина и место «Подражаний Корану» в его творческой эволюции // Литература в школе. 2006. № 1. С. 13-14.

«Спор» Ф.М. Достоевского с П.Я.Чаадаевым о роли православия и католичества в мировой истории// Родное и вселенское.М.,2006.С.351-366.

Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Бесы». М., 2006. С.637-669.
Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Подросток». М., 2006. С.562-574.
Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». М., 2006. С..798-827.

Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». М., 2006. С.527-542.

Послесловие и комментарии к книге: Фёдор Михайлович Достоевский «Дневники». М., 2006. С.5-48; 651-660.

Вечное предостережение// Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч. в XYIII томах. М., 2006. Т.IX. C. 525-543.

Послесловие и комментарии к книге: Пётр Яковлевич Чаадаев «Философические письма: Статьи. Афоризмы. Письма». М., 2006. С.442-542.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)// История русской литературы XIX века (70-90-е годы). М., 2007. (2-ое изд.). С.63-162).

Современный мир и философия И.В.Киреевского// Иван Киреевский. Духовный путь в русской мысли XIX-XXI веков (к 200-летию со дня рождения). М., 2007. С. 10-60.

Вниз по течению? // Литературная газета. 2007. № 14.

La réception de la personne et de l’oeuvre de Pascal chez L. N. Tolstoy // La Russie et le monde francophone. Ottawa, 2007. P. 199-205.

Ф. И. Тютчев как предтеча критики интеллигенции в «Вехах» // Сборник «Вехи» в контексте русской культуры (Лосевские чтения). М., 2007. С. 133-143.
Фёдор Тютчев о назначении человека и смысле истории // Ф. И. Тютчев. Россия и Запад. М., 2007. С. 3-24.

Бремя человечности // Федор Достоевский. Идиот. М., 2008. С. 7-24.

L. N. Tolstoy about Human, Reason and Science, Democracy, Civilization and Progress: The Author’s “Dialogue” on the Рages of “Diary” with the Contemporaries and Descendants // Siberian Studies. 2008. Vol. XII-1. Pai Chai University Korean-Siberian Center. P. 121-188.

Православие как основание христианской историософии Ф. И. Тютчева // Русская словесность в мировом культурном контексте. М., 2008. С. 355-362.
Между светом и тьмой // Путь мастерства. М., 2008. С. 6-9.

Вечный урок Н. В. Гоголя // Русский язык за рубежом. 2009. № 2. С. 9-12.

Вечный урок Гоголя//В.Л.К.…многоточие,2010:сб поэзии и прозы-М.,Литературный институт им. Горького, Высшие литературные курсы.,2010.С.5-7.

L’ordre du coeur dans la pensée de Pascal et dans la tradition orthodoxe // Chroniques de Port-Royal. Port-Royal et la tradition chretienne d’Orient. Paris, 2009. C.51-65.
Розанов и Паскаль// Наследие В.В.Розанова и современность. М., 2009. С.501
Н.В.Гоголь и П.Я.Чаадаев (Эпизоды творческих взаимодействий)//Вестник Литературного института им. А. М.Горького .2009.№1.С.88-97.

Отцы и дети в романе «Подросток»//Путь мастерства Сборник поэзии и прозы 2010 № 2-Москва,2010.С.8-14.

Une nouvelle Renaissance ou une Apocalypse précipitée (A propos d’ une discussion actuelle sur la conception losévienne de l’ «Esthétique de la Renaissance») в сб. «L’oeuvre d’Alekseï Losev dans le contexte de la culture européenne», Paris, 2010, p. 87-109

О роли книги в истории и культуре России // Библиотековедение, 2010, № 5, с. 14-17

Славянофильство А.С. Хомяков и Ф.И. Тютчева» // сб. Россия и славянский мир в творческом наследии Ф.Т. Тютчева. М., 2011.

Значение марбургского периода в становлении универсалистского гения М.В. Ломоносова // сб. Межкультурные коммуникации: методология и история. М., 2011.

Марбургский период в творческом становлении универсалистского гения М.В. Ломоносова// Аргамак   Татарстан. 2011. №4(9). С.5-8.

Историческая память как принципиальная составляющая «тайны человека» в творчестве Достоевского // Достоевский: Философское мышление, взгляд писателя / Под редакцией С. Алоэ. – СПб. Дмитрий Буланин. 2012. С. 437-447.

Своеобразие личности и метафизика исторической памяти в творчестве Достоевского // сб. Достоевский: Философское мышление, взгляд писателя. СПб., 2012 (Dostoevsky monographs, vol. 3)

Куда движется история? (о книге К. Ясперса «Смысл и назначение истории») // сб. Межкультурные коммуникации: проблемы методологии и теории. Вып. IV. М.2012 С. 138-148.

Розанов и Паскаль // Сб. Философия в России 1-пол. ХХ века. М.,РОССПЭН 2012 С. 336-350.

Русская классическая литература и религиозная философия как стратегический ресурс развития общества в эпоху глобализма // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. № 1, 2012. С. 151-158.

Куда ж нам плыть? Вниз по течению? // Путь мастерства. Сб. поэзии и прозы. М. 2013 С. 6-10.

Христианская антропология, аксиология и историософия как основа журнализма в «Дневнике писателя» Достоевского // XV Симпозиум Международного общества Достоевского «Достоевский и журнализм». Тезисы докладов. М. 2013. С. 121-122.

Критика современной цивилизации в произведениях К. Ясперса, русских философов и писателей // Сб. Свобода и экзистенция. Идеи Карла Ясперса в современной философии и науке. М.-СПб. Нестор-История. 2013. С. 37-48.

Вступительная статья к книге: Русские писатели об экономике. Издательство «Литтера». 2013

Мировоззрение исследователя как методологическое препятствие в литературоведческих изысканиях // Язык – Культура – История. М., 2014.

«Метафизика денег» в творчестве Бальзака и Достоевского «Евангельский текст в русской литературе» в сб. Проблемы исторической поэтики / М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. Учреждение высш. проф. образования Петрозаводский гос. ун-т ; [редкол.: В. Н. Захаров (отв. ред.) и др.]. — Вып. 13 :

 «Тайна человека» как антропологическая основа публицистики в «Дневнике писателя» Достоевского // Достоевский и журнализм. Спб. 2013. С. 39-48

Актуальное значение русской историософской мысли в эпоху глобализации // Slavica. XLIII. Debrecen, 2014, с. 73-80

Стихотворения Федора Тютчева: пантеизм или христианство? // Евангелие в русской литературе. М, 2015. – С. 63 - 69.

«Философия сердца» в творчестве Паскаля, Батюшкова, Тютчева и Вышеславцева в сб. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Том 16. Вып. 3. — СПб.: Изд-во РХГА, 2015. С. 229-238.

Маркиз де Кюстин и европейское представление о России // Вестник Литинститута. 2014. №4.

«Дух» и «тело» в историософии Ф.И. Тютчева // Мурановские чтения, 2015

 Христианские основы творчества Ф.И. Тютчева, Слово.ру:Балтийский акцент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта", Калининград, 2015

Развитие творческого зрения Пушкина: от Вольтера и Байрона – к Библии и Шекспиру // Вестник Литературного института. 2016. №1

Рационализм, позитивизм и прагматизм как питательная среда для преступного замысла Раскольникова // XVI Symposium of the International Dostoevsky Society. University of Granada. June-7-10, 2016

Творческое восприятие наследия Шекспира в русской литературе и критике // XXVI Шекспировские международные чтения. М. 2016.

«Венчание с Россией…» (о некоторых аспектах христианской политики Николая I) // М.,2016.

Дом Герцена на Тверском бульваре, 25 // Литературный альманах «Бунинские озерки». М., 2016.

Неузнанный феномен. Парадоксы К.Н. Леонтьева // Православное обозрение №5, М., 2016.

Тайна человека» в творчестве Достоевского и русских религиозных философов // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии Т.17. №2. РХГА, Спб., 2016. С. 179-192.

Кентавр или Сын Революции (Ф.И. Тютчев о Наполеоне) // Вестник Литинститута. 2016. №2.

«Самая грустная из книг…». К вопросу об оценке Достоевским романа Сервантеса «Дон Кихот» // Вестник Литинститута 2016. №4.

«Мысли» // Дорога к небу. М., 2016. С. 379-419

Тарасов Борис Николаевич. Апокалиптические признаки исторического процесса в контексте христианской антропологии в мысли Ф.И. Тютчева и В.Ф. Эрна. Литература и религиозно-философская мысль конца XIX – первой трети ХХ века. К 165-летию Вл. Соловьева, 2018, 2, 65-85
Тарасов Борис Николаевич. Метафизика и антропология исторического процесса в мысли Ф.И.
Тютчева. Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2018, 19 - 3, 88-99
Тарасов Борис Николаевич. Апокалиптические признаки исторического процесса
в контексте христианской антропологии и онтологии Ф.И. Тютчева и В.Ф. Эрна. Соловьевские исследования, 2018, 3(59), 158-174
Тарасов Борис Николаевич. Ф.И. Тютчев и А.С. Хомяков о духовных основаниях истории России и
славянского мира. Русская эмиграция: Запад – Россия – Восток, 2018, 11-24

Историко-публицистическое наследие Тютчева в зеркалах интерпретаций. // Вопросы литературы. 2019. №1. С. 122-151. ВАК. РИНЦ. ISSN. 0042-8795.
"Избирательное сродство" понимания исторической динамики ренессансного антропоцентризма в "Эстетике Возрождения" А.Ф. Лосева и в мысли русских философов и писателей (Ф.И. Тютчев, П.Я. Чаадаев, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский, С.А. Франк, Н.А. Бердяев) // Философ и его время. XVI Лосевские чтения. М. 2019. С. 313-328. РИНЦ. ISBN. 978-5-317-06148-7.
3. "Тайна человека" и исторический процесс в историософской мысли русских философов и писателей (В.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев) // Соловьевские исследования. 2019. Вып. 3 (63). С.93-105. ВАК. РИНЦ. ISSN. 2076-9210.

Boris Tarasov. Alexei Khomyakov and Blez Pascal in: Alexei Khomyakov. The Mystery of Sobornost’. Picwick publication. Oregon. 2019. Pp. 105-123.

Boris Tarasov. La Notion du Coeur chez Pascal et dans la literature et philosophie russe in: Lecture Russe de Pascal. Paris. 2020. Pp. 35-58.  

Тарасов Борис Николаевич. Христианская онтология и антропология Паскаля и Тютчева. Коллективная монография «Франция и Россия». СПб, Аллетейя. 2020. С.306-320
Тарасов Борис Николаевич. Достоевский и Тютчев о “двойном неведении” (образ России в западном идеологическом и политическом сознании. Наука говорить с другими: сборник научных трудов к 70-летию Владимира Александровича Викторовича / отв. ред. А.В. Кулагин. — Коломна : Гос. соц.-гуманит. ун-т, 2020.  С. 6-30
Тарасов Борис Николаевич. ПРОБЛЕМА РУСОФОБИИ В ИСТОРИОСОФИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА. Проблемы исторической поэтики, 2020, 18 - 2, 145-171
Тарасов Борис Николаевич. ПРОБЛЕМА РУСОФОБИИ В ИСТОРИОСОФИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА. 2020, 145-172
Тарасов Борис Николаевич. Век без души. Федор Иванович Тютчев о некоторых особенностях истории и политики. Темные аллеи, 2020, №3. С.14-23
Тарасов Борис Николаевич. Россия и Запад в динамике историсофской мысли Ф.И. Тютчева. Мурановские чтения-2019. Мураново.  2020. С. 4-17
Boris Tarasov. THE HISTORIOSOPHICAL AND JOURNALISTIC LEGACY OF FYODOR TYUTCHEV IN THE MIRRORS OF INTERPRETATION. Social Sciences, 2020, 51 - 2, 125-145.
ТАРАСОВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ. ИСТОРИОСОФСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА Ф. И. ТЮТЧЕВА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.Евангельский текст в русской словесности. Сборник тезисов докладов. 202. С. 158-161
Тарасов Борис Николаевич. Понятия «христианской империи» в историософии Ф. И. Тютчева. Два века русской классики, 2020, 2 - 4, 94-104

Второй раздел «Достоевский в контексте европейской культуры» в коллективной монографии: Есаулов И.А., Тарасов Б.Н., Сытина Ю.Н. «Анализ, интерпретация и понимание в изучении наследия Достоевского». М. Индрик, 2021. (Монография стала победителем направления «Филология Второго Всероссийского конкурса монографий «Фундаментальные науки».  Раздел включает в себя три главы общим объемом 5 п.л.: 1. Авторская рецепция европейского культурного горизонта («Фауст» Гете). 2. Европейский рационализм, прагматизм и утилитаризм и русская аксиология. 3. Запад в поисках понимания Достоевского (Сартр, Жид, Клодель, Ясперс). (С. 160-240).

Статья «Tercium non datur. К вопросу о месте и значении творчества Ф.М. Достоевского в мировом историко-культурном контексте» в антологии «Достоевский: pro et contra». Том 2. СПб. 2022. С.653-655.

Статья «Исторический процесс в свете христианской антропологии Достоевского» в бразильском журнале «Rivista de Literatura Russia». 2021. Vol.12, №19.

Статья «Исторический в свете христианской антропологии Достоевского» в сборнике «Достоевский в смене эпох и поколений». Материалы II Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Омск. 2021. С.15-41.

Статья «Антропология и историософия в творческом сознании Пушкина и Тютчева» в коллективной монографии «Философские формы в культуре». Омск. 2021. С.180-209.

Статья «Идейно-исторический и социально-психологический контекст рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско» в литературном альманахе «Бунинские Озерки». 2020. Вып.6. С.36-58.

Статья «Место трагедии Гете «Фауст» в формировании творческого сознания и художественного метода Достоевского». Вестник Литинститута.

 

Доклады

Христианство и политика в историософии Ф.И. Тютчева // VII Международный конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте. Литература и политический процесс в России: историко-культурный аспект. 22-25 апреля 2018 г. в Москве.

Ф.И. Тютчев и А.С. Хомяков о духовных основаниях истории России и славянского мира // Сербско-русское содружество: 20-40-е годы ХХ века и современность. 25-26 мая 2018 г. в Москве.

Между Богочеловечеством и зверочеловечеством («тайна человека» и исторический процесс в мысли Ф.И. Тютчева и Е.Н. Трубецкого) // Краковские встречи. 3-6 июня 2018 г. в Польше.

Оценки исторического процесса в мысли Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и русских религиозных философов (Вл. Соловьев, В.Ф. Эрн, Е.Н. Трубецкой) // Литература и религиозно-философская мысль конца XIX-первой трети ХХ века. 30 мая-1 июня 2018 г. в Москве.

Христианская антропология Ф.И. Тютчева и Паскаля // III Международная конференция «Франция и Россия». 1-2 октября 2018 г.в Нижнем Новгороде.

Анализ антропологического индивидуализма в «Эстетике Возрождения» А.Ф. Лосева и его «избирательное сродство» с характеристикой социально-политических последствий ренессансного мировоззрения в мысли русских писателей и философов (Тютчев, Достоевский, Чаадаев, Страхов, Флоренский, Франк, Бердяев, Вышеславцев, Флоровский) // XVI Лосевские чтения. 19-23 октября 2018 г. в Москве.

Сходства и различия в оценках «обратной стороны» понятий «цивилизация» и «прогресс» в мысли Вл.Соловьева, Ф. Достоевского, Ф. Тютчева // В.С. Соловьев и его время. 15-16 ноября 2018 г. в Иванове.

Антропология и история в творчестве А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. // Феномен Пушкина: словесность, история, культура. К 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина в БФУ им. И. Канта 6-7 июня 2019 г.

П.Я. Чаадаев как побудитель историософской мысли в русской классической литературе (Пушкин, Гоголь, Тютчев, Достоевский) и философии (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев). // П.Я. Чаадаев и начало русской философской мысли в НИУ ВШЭ 20 сентября 2019 г.

Проблематика русофобии в историософии Ф.И. Тютчева. // Кусковские чтения. Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения в МГИК 3-6 октября 2019 г.

Уроки истории в творческой мысли А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. // А.С. Пушкин и литература в МГУ им. М.В. Ломоносова. 17-19 октября 2019 г.

Россия и Запад в динамике историософской мысли Ф.И. Тютчева. // Мурановские чтения 2019 в ГАУК МО "Музей-заповедник "Усадьба Мураново" им. Ф.И. Тютчева 4-6 декабря 2019 г.

Христианское измерение историософии Ф.И. Тютчева. // Чертковские чтения в ГПИБ 4-6 декабря 2019 г.

Историософия и политическая лирика Тютчева в контексте отечественной и мировой истории. // Научно-практическая конференция (с международным участием) в Петрозаводске 21-24 сентября 2020 г.
Понятие «христианской империи» в историсофии Ф.И. Тютчева. // Научно-практическая конференция «Русская литература и национальная государственность в XVIII-XIX вв.» в ИМЛИ 13-15 октября 2020 г.

 «Поль Валери о Бодлере» на юбилейной конференции в Доме Национальных литератур Литинститута. 6 апреля 2021 года.

 «Антропологические и аксиологические основания идеологической и культурной политики в эпоху Николая I» на Второй Международной конференции «Русская литература и национаольная государственность 18-19 вв.» 5-6 октября 2021 года в ИМЛИ РАН.

Доклад «Исторический процесс в свете христианской антропологии Достоевского» на Второй международной конференции «Достоевский на смене эпох» 11-14 ноября 2021 года в Омске.

 «Антропология и эстетика в творческом сознании Поля Валери» на научно-практической конференции с международным участием «Трансформация образа человека в европейской и американской литературе 19-21 вв.» в декабре 2021 в Литинституте.

Тарасов Борис Николаевич
Телефон 
+7 495 694-12-87
e-mail 
forlit@litinstitut.ru
Присутствие 
Среда, четверг

Книги

2023
2022
2021
2020
2020
2018
2017
2017
2017
2017
2013
2013
2012
2012
2011
2011
2009
2008
2007
2007
2006

Участие в конференциях и круглых столах

Публикации в СМИ

Фотографии

Видеозаписи