Татьяна Сотникова: Литературные итоги первого полугодия 2019

Текст 
Июл 1 2019
1 июля портал textura подвел литературные итоги первого полугодия 2019. На вопросы портала о текущей литературной ситуации отвечали писатели, критики и литературоведы, среди них - доцент Литинститута Татьяна Александровна Сотникова, пишущая под псевдонимом Анна Берсенева.

Анна Берсенева (Татьяна Сотникова) – прозаик, блогер, доцент Литературного института имени Горького, ведущая рубрики «Моя литературная премия по средам».

– Чем запомнилось Вам прошедшее условное «полугодие» (январь-июнь 2019)? Какие события, имена, тенденции оказались важнейшими в этот период?

– Для меня событие из главных – открытие литературного агентства и школы «Флобериум». Думаю, со мной согласятся все, кто знают его директора Ольгу Аминову. В современной литературной и издательской среде это один из самых ярких, компетентных и опытных организаторов. Уверена, что «Флобериум» станет центром притяжения для многих людей литературы. Точкой силы это принято называть, и правильно.

– Назовите несколько самых значительных книг прошедшего полугодия (поэзия, проза, нон-фикшн).

– Критерии известности или неизвестности автора мне представляются слишком уж рукотворными. Вот, например, прозаик Алексей Винокуров известен давно, а критика пишет о нём так скудно, будто речь о начинающем авторе. Ну, как бы там ни было, а для меня явились открытием два его романа, недавно изданный в «Эксмо» «Ангел пригляда» и ещё не изданные «Темные вершины». Оба написаны в булгаковской традиции, при этом абсолютно лишены стилизации под неё, являясь произведениями художественно значительными и беллетристически увлекательными. Первая книга Винокурова, которую я прочитала, «Люди Чёрного дракона», написана, на мой взгляд, в другой манере, поэтому «Ангел пригляда» и «Тёмные вершины» стали для меня свидетельством его способности к творческой новизне.

Вообще же, что талантливо, то и ново, как известно. Подтверждение этого тезиса – роман Валерия Бочкова «Латгальский крест», опубликованный в январской «Дружбе народов». Я стараюсь не давать оценку премиальным сюжетам, но то, что один из самых, на мой взгляд, сильных текстов последнего времени не включён даже в лонг-лист Большой книги, мне представляется неприличным.

Одно из сильнейших впечатлений в жанре нон-фикшн – «Агнесса» Миры Яковенко (издательство «АСТ», совместная программа с обществом «Мемориал»). История жены одного из самых кровавых сталинских чекистов настолько потрясла Миру Яковенко (и неудивительно), что в 50-е годы она записала монолог Агнессы и таким образом зафиксировала сознание, которое обычно остается за пределами литературы в силу его неухватываемой витальности и неукротимой любви к себе.

Приятной неожиданностью оказался для меня роман Дины Рубиной «Белые лошади» – вторая часть ее трилогии «Наполеонов обоз» (Эксмо). Первую часть я с трудом дочитала, поскольку мне не показался интересным поток житейских подробностей и разнообразных баек, из которых, по моему ощущению, эта первая часть главным образом и состояла. В общем, вторую часть я и покупать бы не стала, если бы не прочитала в одном из интервью Дины Рубиной, что ей хотелось, чтобы напряжение в этой трилогии нарастало и к финалу получился бы головокружительный триллер. Только очень уверенный в себе автор мог так рискнуть с первой книгой! Что ж, Рубина именно такой автор и есть – она знала, что делает, и не ошиблась: вторая книга действительно держит в напряжении тем, чем и должна это делать беллетристика, – интригой, тайнами прошлого и будущего, динамикой настоящего, а главное, страстями. И как только все это прошивает книгу насквозь, сразу же исчезает необязательность в подборе подробностей, и всё, вплоть до описаний природы, необширных, прекрасных и необходимых, начинает работать на то, чтобы созданный автором мир, предельно реалистичный, был при этом нетривиальнее и выразительнее реальности, и поэтому из реальности в себя втягивал бы.

– Появились ли на горизонте в этот период интересные авторы, на которых стоит обратить внимание? Удивил ли кто-то из уже известных неожиданными открытиями?

– К сожалению, не могу назвать какое-либо отечественное произведение, автор которого был бы мне совсем не известен и которое меня потрясло бы. Но вот только что начала читать «Собаки Европы» Ольгерда Бахаревича (тут спасибо «Большой книге» за наводку), прозаика, правда, не российского, а белорусского (роман вышел на русском в авторском переводе в издательстве «Время»), и предполагаю, что это будет неординарное впечатление.


Ответы других участников опроса - на портале textura.