Такой простой псевдоним — Гоголь

Сегодня гость «Тюменских известий» — Лизавета Гоголь, молодая тюменская поэтесса. Очень талантлива — и при этом неформатна, свободна. Иногда даже провокационна — часто пишет о том, о чем в «приличном» обществе говорить не принято. Пишет искренне…

Поэт Лизавета Гоголь.

— Почему ты взяла себе такой псевдоним — Гоголь?

— Из-за впечатлений от прочитанного у Николая Васильевича Гоголя. В школе нам всем говорили, что основные имена в русской литературе — Пушкин, Лермонтов и Гоголь. И я думала: почему их ставят в один ряд? Ведь это совершенно разные авторы! Я была пацифисткой, и мне нравилось, что у Гоголя нет зла в произведениях — если оно у него и происходит, то не по воле человека, а по воле нечистой силы. А у всех других авторов этой эпохи — война, убийства.

А потом я начала разбираться в его биографии… и это стало меня поглощать. Сначала это было мое прозвище, а теперь почти никто не знает моей настоящей фамилии. Так постепенно это стало официальным псевдонимом.

— Как ты оказалась в Литературном институте имени Горького? И каково было там учиться?

— Я с грехом пополам закончила школу — не в том плане, что плохо, — в аттестате почти все пятерки — просто рвалась сбежать от надоевшей дисциплины. Меня напрягало, что в старших классах нам постоянно внушали, что нужно сдавать ЕГЭ: «иначе вы никуда никогда не поступите, никогда не будете работать»… Я устала от этого и ЕГЭ сдала не очень хорошо. Я не собиралась никуда поступать, хотела только быстрей уехать куда-нибудь. В первый год никуда не поступила, а поступили все, даже двоечники. И на мне поставили крест — одноклассники и учителя.

А в Литературный институт попала случайно — мы гуляли по Москве, я увидела здание института — совершенно неприметное, вспомнила, что там учился Виктор Пелевин, подумала: что это за место? А я тогда уже писала стихи. Приехала еще раз в Москву, подала документы. Особо ни на что не надеялась, но набрала высокие баллы. После с абитуриентами проводилось собеседование. Я подумала: «Проведу эксперимент сама для себя — прочитаю провокационное стихотворение, и посмотрю, что это за место, как отреагирует комиссия». Прочитала стихотворение про бомжа. Мне сказали — «Отлично!» Я поступила.

Литературный институт считается престижным. Это — имя, ведь там читали стихи Есенин и Маяковский, позже учились Евтушенко, Ахмадулина. Но одновременно там очень много формальностей, которые тебя ограничивают в творчестве. Тем не менее учебу я вспоминаю как прекрасное время. По сути это филфак — тебе дают ту же самую гуманитарную базу по русской и мировой литературе, но помимо этого тебя «прикрепляют» к мастеру, ты с ним советуешься, он корректирует то, что ты пишешь, и на выходе дипломная работа — это твоя книга.

Однако помню: когда 1 сентября я пришла на занятия, мне сказали: «Ты закончишь или передозом, или тюрьмой. Мы по тебе видим — у тебя татуировки и вообще…» Я подумала: куда я попала?! Но потом познакомилась с одногруппниками и поняла, что это отличная компания. Нагрузка в Литинституте огромная: в неделю нужно успеть прочитать три-четыре книги. Ты читаешь постоянно, но подчас не успеваешь осмыслить прочитанное. Однако литературная база, которую мне дали там, — основная, я пользуюсь ею в творчестве и сейчас. Я поняла, что можно высказываться абсолютно свободно, в том числе политически свободно, свободно и от высокопарной поэзии. Я не знала, что так можно, а мне показали.

Читать дальше...