Ирина Ордынская: Мне интересно рассказать, как человек приходит к вере

Писатель и драматург Ирина Ордынская, создатель журнала-библиотеки «Эхо бога» рассказала «Новому курьеру» о современной литературе и своих творческих проектах.

– Ирина Николаевна, ваш журнал знакомит читателей с новыми авторами, создающими новую духовную литературу. А много ли сейчас таких, на ваш взгляд?

– Потому я начала выпускать такой журнал, что близкая мне тема духовности стала возникать в современной литературе всё чаще. Люди, от которых вообще никто никогда не ожидал духовных поисков, стали поднимать взгляд к небу. Вдруг даже у достаточно известных постмодернистов, оказалось, есть стихи, посвященные душе, поиску веры. Что интересно – подобные стихи начали писать дети. Мы живем в мире, куда духовность вернулась, и дети, которые растут в такой среде, пишут удивительные стихи. Иногда кажется, что даже лучше, чем взрослые. И мне захотелось собрать эту нарождающуюся духовную литературу. Именно это я делаю в своём журнале «Эхо Бога».

Что-то нахожу сама, много присылают из регионов очень разные люди. От епископа Душанбинского и игумена православного монастыря в Германии до детей. Творческих людей, которые ищут истину, много – пишут из разных стран. Есть авторы из Греции, Украины, Белоруссии, США, и, конечно, из самых разных регионов России. И вот это, я думаю, то новое, что сейчас проявляется в литературе, в поэзии. А поэт – он лучший из проводников того, что происходит в нашем мире. Самый точный и чувствительный.

– Но не будем забывать и о прозе. Какова, например, судьба вашей книги об Иерусалиме, и как она появилась?

– Книга «Святой Иерусалим» была написана под впечатлением от посещения этого города. Работала над этой рукописью три года, в том числе и в Таганроге.

Осенью прошлого года я представила эту книгу на международном литературном форуме «Золотой Витязь-2017», который проходил на Байкале и был посвящен юбилею Валентина Распутина. На этом форуме мне вручили главную награду. Коллеги думали, что такого формата в литературе уже вообще не существует. «Святой Иерусалим» – это литературные очерки, главный герой которых священный город. Я писала о христианских святынях, о своих впечатлениях, ожиданиях, о том, что увидела и почувствовала, каких людей встретила там. Очень рада, что книга вышла, что её читают, много души вложила в эту книгу.

– Расскажите о вашей драматургической работе.

– Недавно в Москве, в «Лялин-центре» прошла премьера спектакля, поставленного по моей пьесе «Блаженная Ксения Петербургская», которая вошла в шорт-лист международного конкурса современной драматургии «Исходное событие – XXI век». Поставил спектакль молодой талантливый режиссер Алексей Гусаров.

– После таких серьёзных, масштабных проектов, нет ли опустошенности и усталости?

– Наоборот, это дает силы. Мне тяжело писать новую книгу, если не реализованы предыдущие замыслы, если прежняя книга не вышла, не издана.

– И какая же следующая?

– Новую книгу я уже написала. Так получилось, что я одновременно работала над темой Иерусалима и книгой о Матроне Московской. Но это не документальная книга, не публицистика. Я писала роман. Мне было интересно рассказать о том, как человек приходит к вере, что значит вообще в нашем мире такой человек, как Матрона Московская, какой она была, откуда берутся эти огромные очереди, которые в Покровском монастыре в Москве, какие люди приходят… Вот об этом книга. Сейчас идут переговоры с издательством, надеюсь, к осени она выйдет.

– Есть и новые замыслы?

– Хочу написать книгу о монахинях, потому что существует недопонимание этого явления. История, о которой собираюсь писать на примере конкретного монастыря в Подмосковье. Был он в деревне Акатово. И вот в 1927 году его закрыли, часть монахинь были расстреляны, другие сосланы в Сибирь, у них очень трагические судьбы. Игуменья монастыря – матушка Олимпиада – была поэтессой, сохранились её письма сестрам и довольно известным священникам, она состояла со многими в переписке, была удивительным человеком.

Монастырь, хотя и не сохранился физически, был сохранен духовно: когда сёстры вернулись из Сибири, из ссылок, они поселились в небольшом селе. Там была действующая церковь, хотя вокруг почти все закрыли. А тут в маленьком селе не просто храм, а целый собор. Монахини остались в этом селе и несли своё служение. Туда приезжали паломники из Москвы и других окружающих областей. Мне хочется написать и рассказать, какие прекрасные это были люди, насколько открытые. Во многом благодаря таким матушкам у нас вообще вера сохранилась, мы из теплых рук её получили. Они до 70-80-х годов хранили иконы, книги, традиции, даже полностью монастырские правила выполняли. Монастыря не было, но он существовал, это очень важно, мы этого недопонимаем. Я читаю их письма, материалы уголовных дел, допросы монахинь, у которых спрашивали, верят ли они в Бога. И полученного утвердительного ответа было достаточно, чтобы вынести приговор.

СПРАВКА:

Ирина Николаевна Ордынская окончила Литературный институт имени А.М. Горького, мастерскую В.В. Орлова. Публикуется с 1996 года. Член Союза писателей России, член Союза журналистов России.

Главный редактор журнала-библиотеки современной духовной литературы «Эхо Бога».

Рассказы, повести и эссе публиковались на страницах журналов «Литературная учёба», «Москва»,  «Радуга», «Юность», «Другие берега», «Сибирские огни», «Наш современник», «Невский альманах» и др.

Вышли шесть книг прозы: «Повести и рассказы», «Ангельский чин», «Блаженная Ксения Петербургская», «Отречение», «Игумен Сергий», «Святой Иерусалим».

В 2002 году пьеса о Преподобном Сергии Радонежском была представлена на фестивале «Современная драматургия». В 2004 году в «Сборнике современной драматургии» Класс Театра опубликованы пьесы дилогии «Два отражения Света», в этом же году на сцене театра «Около дома Станиславского» была поставлена пьеса «Чат в Поднебесной сети». В 2008 году возглавляла литературное жюри конкурса «Чеховский сад» (посвящённого 150-летию А.П. Чехова). В 2011 году принимала участие в работе православного театра «Глас».

Куратор Всероссийского юношеского поэтического конкурса «Поэзия Шекспировской весны» (2013-2014). Куратор номинации «Где правда?», Всероссийского литературного конкурса «Дом Романовых – судьба России» (2014).

Главный редактор литературно-художественного альманаха «Алый парус» и руководитель одноимённого литературного объединения (2005-2015).
Основные литературные награды:победитель Международного литературного форума «Славянская лира» (Белоруссия),  лауреат Всероссийского литературного конкурса им. Виктора Голявкина (Санкт-Петербург), лауреат Всероссийского литературного конкурса им. Николая Островского, награждена бронзовым Витязем Международного литературного форума «Золотой Витязь» (2014 год), награждена специальным призом Издательского Совета Патриархии Русской Православной Церкви «Дорога к Храму»,  победитель Международного конкурса «Лучшая книга года 2015» (Германия) – за книгу «Отречение» - о цесаревиче Алексее Николаевиче Романове, победитель Международного конкурса «Историческая драма» (2016). В 2017 году награждена золотым Витязем Международного литературного форума «Золотой Витязь».

 

Источник: Новый таганрогский курьер