Вы здесь

Тарасов Борис Николаевич

Тарасов Борис Николаевич
Степень: 
доктор филологических наук
Звание / должность: 
профессор
Биография: 

Заведующий кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М.Горького. Сопредседатель Союза писателей России. 

Родился 2 апреля 1947 года в городе Владивостоке. Окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а затем аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького. Тема кандидатской диссертации: «Эстетическая система Поля Валери», докторской: «П.Я.Чаадаев и русская литература XIX века».

На кафедре зарубежной литературы работает с 1 сентября 1985 года, читает курс зарубежной литературы XVII – XVIII веков, ведёт спецкурс «Паскаль и русская литература», преподаёт историю французской литературы для студентов переводческого отделения, руководит аспирантами, участвует в работе приёмной комиссии и защите дипломов, консультирует отечественных и зарубежных исследователей, возглавляет специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций (Д 212.109.01 при Литературном институте имени А.М.Горького) по следующим специальностям: 10.01.01- русская литература (филологические науки), 10.01.08 – теория литературы. Текстология (филологические науки), 10.02.01 – русский язык (филологические науки).

Читал лекции и выступал с докладами в университетах Франции, Германии, Швеции, Финляндии, Бельгии, Югославии, Маврикия, Болгарии, Италии, США, Канады, Индии, Южной Кореи, Польши, Германии, Венгрии, Вьетнама и др. Участвует в международных и всероссийских академических проектах, в международных и всероссийских научных конференциях. Является председателем Тютчевской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» РАН. Возглавляет экспертные советы Патриаршей литературной премии, российско-итальянского литературного конкурса «Радуга», российско-болгарского литературного конкурса «Славянское братство», российско-белорусского литературного конкурса «Мост дружбы» входит в состав редакционных советов журналов «Юность», «Литературная учёба», «Язык. Словесность. Культура.»

Из энциклопедии "Русская философия"
(М., Алгоритм, 2007. – С.556-557.)

Тарасов Борис Николаевич (2.04.1947, г.Владивосток) – писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук. Окончил Романо-германское отделение филологического ф-та МГУ и аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького, где с 1988 г. возглавляет кафедру истории зарубежной литературы, а с 2006 г. является ректором. Тема докторской диссертации – «П.Я.Чаадаев и русская литература XIX века». Книга Б.Н.Тарасова «Паскаль» в серии «ЖЗЛ» (трижды переиздававшаяся) была отмечена всесоюзной премией им.М.Горького за лучшую первую книгу молодого автора. Биография французского учёного и мыслителя была представлена в ней как своеобразное историко-философское исследование, соединившее в культурологическом синтезе личностную, религиозную, научную, социальную проблематику. Такой же подход характерен и для дважды переиздававшейся в той же серии книги Б.Н.Тарасова о Чаадаеве, в которой на основе архивных данных, редких и не вводившихся ранее в оборот документов и свидетельств проведена реконструкция неизвестных элементов биографии, интеллектуальной лаборатории, психологической личности, поворотных этапов жизненной и творческой эволюции «первого русского философа» (Пушкин), переход от декабристского идеалистического мировоззрения к христианскому, раскрыты экзистенциальный генезис и сам процесс возвратно-поступательного движения и драматической пульсации его мысли между религией и наукой, православием и католичеством, славянофильством и западничеством, культурной традицией России и Европы и социальным новаторством, между эвдемоническим и апокалиптическим восприятием истории. Опубликовал в полном составе «Философические письма», а также статьи и письма Чаадаева, дополнив их новыми материалами и прокомментировав. Б.Н.Тарасов – автор вступительных статей и комментариев к нескольким изданиям романов и «Дневника писателя» Достоевского, переводчик и комментатор историософских произведений Тютчева, которые рассматриваются в их системной полноте и широком русско-европейском контексте. В книгах «В мире человека», «Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский», «Куда движется история? (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)» и др. эстетическая и философская проблематика творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Тютчева, Достоевского, К.Н.Леонтьева, П.Валери, К.Ясперса и других писателей и мыслителей, своеобразие дискуссий западников, славянофилов и почвенников, особенности правления Александра I и Николая I раскрываются сквозь призму христианского понимания мира и человека, коренных антропологических представлений в русской и западной культуре и основных тенденцией в отечественной и мировой истории. Художественная и философская методология Достоевского характеризуется как пневматология, в которой истинное значение психологических, эстетических, политических, идеологических, социальных и иных проблем рассматривается в сопоставлении с основополагающим метафизическим образом человека, с его ощущением или осознанием собственной природы (образ и подобие Божие или «усиленно сознающая мышь»). В философско-публицистическом наследии Тютчева выявляется глубинная смысловая связь историко-антропологического процесса с воплощением в нём или невоплощением (или искаженным воплощением) христианских начал, а соответственно и с преображением «темной стороны», «исключительного эгоизма» повреждённой первородным грехом человеческой природы. В целом подчёркивается «невидимая» взаимосвязь между психологией и историей, между качеством душевно-духовного состояния и самосознания людей и действительным содержанием прогресса, а также прогностическое значение в отечественной культуре христианской антропологии, которая даёт онтологически выверенный иерархический ключ для «внутреннего» понимания «внешних» процессов жизни. Таким образом, духовно-нравственные критерии и законы жизни становятся мерилом «высшего реализма», позволяющего яснее видеть, на какие (тёмные или светлые) начала человеческой души опираются разные социально-политические или культурно-эстетические явления и ценности определённой эпохи, и соответственно точнее постигать направление отдельных исторических этапов – вперёд-вверх (к преображению внутреннего мира своих «субъектов»), или вперёд-вниз (к апокалиптическому финалу).

Достижения и поощрения (премии, награды, почетные звания): 

Лауреат Международной литературной премии Ф.М.Достоевского, Всероссийской литературной премии им. Ф.И. Тютчева, Всероссийской премии им. Александра Невского, Бунинской премии, Горьковской литературной премии, премии Правительства РФ, премии Правительства Москвы. Заслуженный деятель науки Р.Ф., Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Награждён Золотой Пушкинской медалью и Золотой Тютчевской медалью за вклад в сохранение и развитие традиций отечественной культуры. Лауреат Патриаршей премии 2016 года.

В медиапространстве: 

Интервью

Блеск и нищета Российской интеллигенции - Интервью А.Зайцевой / «Лицейское и гимназическое образование» № 2, 2005.

Тарасов Б.Н. «И насущные потребности, и дух традиций» // «ЛГ», № 1-2006, с.1.

Борис Тарасов:«На писателя выучить нельзя» - Интервью Н.Кочетковой  //  "Известия", март 2006.

Тарасов Б.Н. Телевизор сильнее разума. Борис Тарасов: «Талантов много, а глубины не хватает». – Интервью Г. Заславскому // «НГ Ех libris», № 4-2006, с. 1, 2.
Катаева Нина. Писатели-фотографы // «Аргументы и факты», № 42-2006 .

Казначеев Сергей. Куда мчится паровоз истории? // ЛГ, № 44-2006.

«Дом, где развиваются сердца». Почему конкурс в Литературном институте при любой власти один из самых высоких в стране? На вопросы корреспондента «Российской газеты» отвечает ректор Литературного института // Российская газета, №41 (28 февраля), 2007.

Тарасов Б.Н. 16 человек на вакансию поэта. Ректор Литературного института Борис Тарасов: о своем вузе, литературе и литераторах // Российская газета, № 67п, 2 апреля, 2007.

Тарасов Б.Н. «Чтобы попасть в цель…» Беседа Юрия Куликова в журнале «Встреча. Культурно-просветительная работа. № 4-2007, С. 12-20 (рубрика Откровенный разговор)

Время собирать церкви. Комментарий (подготовила Елена Новоселова) // Рос. газета, 18 мая 2007г.

Гражданская экспертиза: Дневник писателя. Зачем народ откровенничает в Интернете (Елена Новоселова), ответы и Б. Тарасова //Российская газета, 2007, № 4422, 25 июля.

Материал подготовила Татьяна Гавердовская. Библиотеки и читающая Россия.// Вестник библиотек Москвы № 2, 2008.

Былое и думы. Беседа с ректором Литинститута Б.Н. Тарасовым, Галина Переверзева, «До 16 и старше», № 3, 2008 .

Басманный философ. Вышли в свет уникальные архивные документы о жизни и смерти Петра Чаадаева. беседовала Елена Новоселова с Борисом Тарасовым, Рос. газета, 2008 ,№ 4646, 24 апреля.

Борис Тарасов: «Современные писатели разучились не только понимать, но и изображать светлое…» Учительская газета, № 42, 14 октября 2008 г.

«Наши строительные планы напрямую связаны с творческими», интервью подготовила Марина Мамона, 26 ноября 2008 г. (Православная книга. Интерфакс)

Борис Тарасов: «Среди будущих писателей наивных романтиков немного». Самый литературный вуз страны отмечает юбилей. Беседовала Ольга Рычкова, НГ-EX LIBRIS, № 43, 27 ноября 2008 г.

Тарасов Б.Н. «Не растерять свободу творчества», беседовал Владимир Березин. «Книжное обозрение», 2008 ,№ 50 (2216) ,С.3.

Лит, который не канет в Лету, (Литературному институту – 75 лет, интервью с препод. и студ.), полосу подг. Ирина Орлова и Арина Депланьи, студент. Литинститута // Литературная газета, 30 декабря 2008г. , № 49.

Светлана Руденко //Российская Федерация сегодня. № 21/2008

Борис Тарасов: «Човек е свързан с целия развой на историята…» Разговор вела Светлана Руденко, журналист, пер. Георги Ангелов // Литературен Свят, 17 февр. 2010 [из журнала «Российская Федерация сегодня» № 21/2008]

Борис Тарасов. Спрос на писателя не исчез. (Беседовал Камиль Тангалычев).// Лит. Россия, № 15, 17 апреля 2009.

Круглый стол. Возьмемся за ум, друзья! //Литературная газета, 29 апреля – 5 мая 2009 г. № 18 (6222).

Борис Тарасов: «Сила духа определяет жизнеспособность нации». Подготовила Анна Гаганова  ?

Поиски направления. Железная дорога нашла особое место в русской беллетристике. Интервью Нины Катаевой.//Гудок-2010-№158,3 сентября-С.7.
Патриаршая премия призвана решать задачи просвещения нации: Беседа с ректором Литературного институт Борисом Тарасовым. Беседовала Антонина Мага // Православие. Ru, 24 мая 2011 г.

Онегин в неформате. Кто сегодня идет в писатели – интервью ректора Литературного института имени Горького Бориса Тарасова // Российская газета, 12 июля 2011 г.

Писатель Борис Тарасов: «Люди нравственные – главный ресурс страны». Интервью Н.Катаевой // Ежедневная электронная газета «ФАЙЛ-РФ», 24 августа 2011 года.

Борис Тарасов. «Гуманитарное образование выстаривает в человеке иерархию смыслов». Беседовал Сергей Дмитренко // Литература в школе, № 4 (732) 2012

Борис Тарасов: «Николай I достоин уважительной памяти». Беседу вел Арсений Замостьянов // Столетие, Интернет-газета, 14.09.2012.

Быть или не быть Литинституту? Борис Тарасов, ректор Литературного институту. Вердикт несправедлив. Вопросы задавал Евг. Богачков // Литературная Россия, 16.11.2012, № 45-46 (2583-2584).

Б.Н. Тарасов. О мониторинге на эффективность… и сохранение национального достояния // Деловой Подольск. № 4/1(28) 2012 – 2013 г. С. 44-47.

«Игра на повышение» в условиях культурной девальвации («Окно в Россию»). Интервью Б.Н. Тарасова радио «ГОЛОС РОССИИ» (28 мая 2013).

Близость культур – залог успеха. Беседовал с ректором Литературного института Юрий Баранов // Литературная газета, № 13 (6425) от 31 июля – 6 августа 2013 г.

 

Рецензии

Каменский. З.А. О современных прочтениях П.Я. Чаадаева // П.Я. Чаадаев: pro et contra // Сост., вступ. ст., примеч., указ. А.А. Ермичева и А.А. Златопольской, библиогр. С.Ю. Баранова. СПБ.: РХГИ, 1998. – с. 669-674. – (с. Русский путь).
Ж.В. // Борис Тарасов. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский: Христианская мысль и  современное сознание. М., Academia, 1999 // Литературная газета, 1999, № 47, с. 10.

Томачинский В. Спасаясь из плена короткомыслия. Чаадаев и Достоевский в королевстве кривых зеркал. Рец. На кн.: Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский –М.,Academia,1999. // НГ EX LIBRIS ,2000,24 февраля.

Фомин В. Чаадаев и Достоевский в одной книге. Рец. на кн.: Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский(христианская мысль и современное создание).- М.,Academia,1999 // Православие.ru Актуальные темы.11.06.2001.
Касаткина Т.Человек с молоточком // Новый мир -2002 - №10 - с.174-177.

Степанян Карен В ожидании «Ускоренного Апокалипсиса»?..Борис Тарасов Куда движется история? Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции. // Континент-2003 - №116 – С. 219-230.

Бочаров С. Тютчевская историософия: Россия, Европа и Революция. Рец. на книгу: Ф.И.Тютчев. Полн. собр.соч. в 6 т.(Сост., перевод, подготовка текста, комментарии Б.Н.Тарасова)-М, Издательский центр «Классика»,2003,528с.) // Новый мир -2004 - №5.

Созина Е.К. Творчество Ф.И.Тютчева в российском литературоведении // Известия Уральского государственного университета, Гуманитарные науки.Вып. 8, 2004, №33.
Борисов Ю. (о книге Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // Первое сентября. Литература, № 2, 16031 янв. 2005, C. 47.
Казначеев Сергей. Бесконечная сфера (Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // Литературная газета, № 11, 23-29 марта, 2005, C. 13.

Воропаев Владимир. «Мыслящий тростник» (о книге Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М.: Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // Москва, № 3, 2005, с. 209 – 211.

Воропаев Владимир. «Мыслящий тростник» (о книге Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М.: Языки славянской культуры, 2004, 896 с. // Литературная учеба, № 2, 2005, с. 222 – 224.

Воропаев Владимир. Русский Паскаль (Борис Тарасов. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с.) // НГ EX LIBRIS, четверг 23 июня 2005, с. 6.

Доброхотов Александр. Избирательное сродство (о книге Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры. 2004, 896 с., ил. (Studia philological) // Новый мир, -2005 г. - №7, - с. 178 - 180.

Березин Владимир. Сто тысяч паскалей (Тарасов Б. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с., 2000 экз.). // Книжное обозрение, № 21, 2005, C. 6.

Рец. без назв. и ук. автора на кн.: Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянской культуры, 2004. // Книжное обозрение. 2005. № 7. С. 3.
Рец. без назв. и ук. автора на кн.: Б.Н. Тарасов. Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте // Лит. газета. 2006. № 25-26. С. 1.
Гачева Анастасия. Пророчества «тайнозрителя» (Борис Тарасов. Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте. М., Наука, 2006, 160 с.). // EX -LIBRIS, 22 февраля 2007, C. 11.

Есаулов И.А.Россия и революция: вокруг наследия Ф.И.Тютчева // Вестник Литературного института-2007 - №1 - с.112-122.

Рычкова Ольга. Классик ХХI века (Тарасов Б.Н. Историософия Ф.И.Тютчева в современном контексте) // «Литературная Россия»-2007 - №10 - с.5.

Цибизова Лилия, кандидат философских наук. Поэт-мыслитель о судьбах России (Тарасов Б.Н. Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте) // Встреча. № 4-2007, С. 42-43

Г.З. МАССЛИТ позапрошлого века. Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2007, № 1, 240 с. (к 60-летию Б.Н. Тарасова) НГ EX LIBRIS, 2007,

20 сент.
Крутова М.С. Человек и история //Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе: сборник статей / сост. Б.Н. Тарасов. – М., Кругъ, 2008, 934 с. // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. С. 249-251.

Яковлева Галина // У книжной полки – 2008, № 3 – C.79.

Медведева О.Выстрел в темной ночи. Столичный культ «басманного философа» // НГ ЕХ LIBRIS, 2008г.,17 июля.
Громов М.Н. Б.Н.Тарасов Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе: Сборник статей. // Вопросы философии - 2008 - №8 - с.181-184.
Васильев А. Дитя молвы и сын столицы. Рец. на кн.: Тарасов Б.Н. Петр Чаадаев в Москве. -М.: «Московские учебники и Картолитография», 2008 // Литературная газета, 2008, № 25.

Герасимов Александр. Хором о мире и атмосфере (Эстафета воспоминаний о литературном особняке столицы. НГ-EX LIBRIS, 2009, 12 марта.
Шатохина О.Пушкин и Паскаль: думание о человеке . Рец. на кн.: Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянских культур, 2009. // Литературная газета - 2010. № 10. С.7.
Трапезников Александр Не ропщите на Господа … Рец. на кн: Тарасов Б.Н.
«Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянских культур, 2009. // Литературная Россия -2010. № 20-21. С. 5.

Г. Красников. На горней стороне Паскаля: К выходу книги Бориса Тарасова «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей» // Наш современник, 2011, № 9, С. 227-237.

Чередниченко С. / Б.Н. Тарасов. Феномены западной культуры Нового времени в контексте антропологических традиций Возрождения и христианской мысли. М., Литературный институт им. А.М. Горького. 2011. 184 с. // Вопросы литературы. 2013. № 6. С. 470-473.

Т. Шабаева, рецензия на кн.: Борис Тарасов. Тайна человека и найна истории. Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский. СПб., Алетейя, 2012, 352 с. // Литературная газета. 2012. № 21. С. 7.

Галина Магницкая. Книжная полка. Тайна человека и тайна истории //http:www.proza.ru. 31.05.2012

Валерий Иванов. Вызов современности: к барьеру! Нравственному! / Тарасов Б. «Тайна человека» и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский. СПб., Алетейя, 2012, Москва, № 11, 2013, С. 200-210.

Панко Анчев. Тайна человека как тайна истории. О книге Бориса Тарасова «Тайна человека и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев, неопознанный Тютчев, неуслышанный Достоевский. СПб., Алетейя, 2012, пер. с болг. // http//www.zamlelova.ru/panko-anchev. 2012

А. Мартынов. Между мифом и философией: Конец света в общественной мысли /Борис Тарасов. «Тайна человека» и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский. СПб., Алетейя, 2012, 352 с. // НГ-Exlibris, 17.01.2013 г.

Ирина Ордынская. Пути подлинной свободы: О книге «Тайна человека» и тайна истории» Б.Н. Тарасова //Наш современник. № 10. 2013. С. 267-271.

Библиография: 

Книги
Паскаль. М., 1979. (Серия ЖЗЛ)
Паскаль. М., (Серия ЖЗЛ); 2-е изд., 1982.
Поиски правды. М., 1984.
Pascalis. Vilnius, 1985.
В мире человека. М., 1986.
Чаадаев. М., (Серия ЖЗЛ); 1986.
Чаадаев. М., (Серия ЖЗЛ); 2-е изд., 1990.
Этические взгляды П.Я.Чаадаева. М., 1989.
«Закон Я» и «закон любви» (нравственная философия Достоевского). М., 1991.
Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский. М., 1999.
Николай Первый и его время. Т.1-2.М., 2000.
Куда движется история? (Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции). СПб.,2002
Мыслящий тростник (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей). М., 2004.
Историософия Ф.И.Тютчева в современном контексте. М., 2006.
Паскаль. (Серия ЖЗЛ). М., 2006.
Паскаль. М., 2006
Рыцарь самодержавия. М., 2007.
Чаадаев в Москве. М., 2007.
Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе. М., 2008.
Пётр Яковлевич Чаадаев. М., 2008.
Мыслящий тростник (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей); 2-е изд., 2009.
Тютчев Ф.И. Избранные сочинения. М., 2009 (вступительная статья, перевод с фр. и нем., комментарии)

Тютчев Ф.И. Избранные сочинения. М., 2010 (вступительная статья, перевод с фр. и нем., комментарии).

Накъде върви историята? (Метаморфози на идеи и хора в светлината на християнската традиция). София, 2010.

Феномены западной культуры в контексте антропологических традиций эпохи Возрождения и христианской мысли. М., 2011.

«Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев).  Спб., 2012.

Куда движется история? (Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции); 2-е изд., Спб., 2013.

Ф.М. Достоевский и современный мир. М., 2013.

Фёдор Иванович Тютчев Юбилейное издание в трёх томах. М., 2013 (составление, вступительная статья, перевод с фр. и нем., комментарии).

 

Статьи
Интеллектуальный «демонизм» и поэтическая «гимнастика» (эстетическая система Поля Валери) // Вопросы литературы. 1976. № 6. С. 163-194.
О теории интеллектуальной поэзии Поля Валери // Писатель и жизнь: Сб. М., 1978. С. 208-219.
Молодой Чаадаев: книги и учителя // Альманах библиофила. Вып. 18. М., 1985. С. 168-188.
П. Я. Чаадаев и русская литература // П. Я. Чаадаев. Статьи и письма. М., 1987 (2-е изд., 1989). С. 3-32 и 5-37.
«Преподаватель с подвижной кафедры»: Новое и забытое о П. Я. Чаадаеве и его современниках // Литературная учеба. 1988. № 2. С. 91-105.

Политика чести и великодушия. Вступительное слово. // Не смолкнет эхо над Балканами: Советско-болгарский сборник. М. Мол. Гвардия; София: Народна младеж, 1988. С. 217-223.

Урок из классики: Достоевский и современность. М., 1989. № 5. С. 186-195. «Эхо русского народа...» // Пушкинист. М., 1989. С. 254-278.

Что с нами происходит? (вопросы одного диалога) // Что с нами происходит? (Записки современников). М., 1989. С. 163-180.

А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев (эпизоды творческой дружбы) // Солнце нашей поэзии. М., 1989. С. 83-97.

Память поколений // Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989. С. 14-16.

«Отчет о виденном, слышанном и прочитанном» // Ф. М. Достоевский. Дневник писателя (избранные страницы). М., 1989. С. 5-34.

Революционное оскопление, или в мире идеологических зеркал // Литературная газета. 1990. № 48.

«Об истине... О России» (культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов) // Московский вестник, 1990. № 4. С. 304-321.
«Вечное предостережение» («Бесы» и современность) // Новый мир, 1991, № 8. С. 234-247.

Цена веков // П. Я. Чаадаев. Цена веков. М., 1991. С. 5-28.

Пространство мысли Петра Чаадаева // Литературная газета. 1992. № 12.

Революционный силлогизм и тысячелетняя история (о некоторых уроках полемики западников и славянофилов) // Златоуст. 1992. № 1. С. 293-305.

Куда движется история? (о книге К. Ясперса «Смысл и назначение истории») // Путь. 1993. № 3. С. 263-268.

Вступительная статья к роману Ф. М. Достоевского «Бесы» // Достоевский Ф. М. Бесы. Тула, 1993. С. 5-22.

Вступительная статья к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Тула, 1994. С. 5-30.

Leon Tolstoi et Blaise Pascal // Revue d’etudes slaves. 1994. № 1.

В плену короткомыслия (творчество Чаадаева и Достоевского в современном контексте) // Москва. 1994. № 4. С. 162-187.

Свобода «дикого осленка», или зачем торопить Апокалипсис? (К 200-летию Чаадаева) // Независимая газета. 1994. № 21.

Душа и богатство // Литературная учеба. 1994. № 5. С. 199-210.

Две Европы Достоевского (Европа первая) // Литературная учеба. 1994. № 6. С. 123-147.
Две Европы Достоевского (Европа вторая) // Литературная учеба. 1995. № 1. С. 113-131.
Художественное завещание Достоевского // Московский вестник. 1995. № 1. С. 156-182.
«Непрочитанный» Чаадаев в эсхатологическом контексте русской и западной философской мысли // Сфинкс: Петербургский философский журнал.1995. № 2. С. 171-194.

Ф. И. Тютчев и П. Я. Чаадаев (жизненные параллели и идейные споры друзей-«противников») // Тютчев сегодня. М., 1995. С. 98-116.

«Учиться жить любовной жизнью...» (Дневники Л. Н. Толстого) // Литература. 1995. № 34.

Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. 1995. № 4. С. 19-23.

Пасхальный архетип русской словесности // Литературное обозрение. 1997. № 2. С. 89-91.

Неизвестные страницы духовной биографии Чаадаева // Литература. 1996. № 7.
Léon Tolstoi lecteur Blaise Pascal // Revue de la littérature comparée. 1996. № 3. Р. 299-312.
Le problème de la personne et la memoire historique dans l’oeuvre de Dostoevsky // Mémoire de la Russie (Identité nationale et mémoire collective). Paris, 1996. Р. 275-292.
«Взгляд» писателя: Некоторые аспекты творческого зрения Пушкина (часть первая) // Литература в школе. 1997. № 2. С. 5-17.

«Взгляд» писателя: Некоторые аспекты творческого зрения Пушкина (часть вторая) // Литература в школе. 1997. № 3. С. 5-17.

Проблемы изучения религиозно-философской мысли Достоевского // Literatury i Jezieky Slovian Zwschednich stan obecny I tendencje reswojowe. Tom 1. Opole, 1997.
Рождение мыслителя // Петр Чаадаев: Pro et contra. СПб., 1998. С. 620- 647.

Творчество Чаадаева в современном контексте // Петр Чаадаев: Pro et contra. СПб., 1998. С. 675-687.

У времени в плену (Александр I и его эпоха: метаморфозы людей и идей), часть первая // Новая книга. 1998. № 3. С. 32-36.

У времени в плену (Александр I и его эпоха: метаморфозы людей и идей), часть вторая // Новая книга. 1998. № 4. С. 38-42.

«Последнее слово» (А. С. Пушкин - П. Я. Чаадаеву), часть первая // Новая книга. 1998. № 7. С. 23-25.

«Последнее слово» (А. С. Пушкин - П. Я. Чаадаеву), часть вторая // Новая книга. 1998. № 8. С. 31-35.

Ф. М. Достоевский о науке и прогрессе // Вестник Российской академии наук. 1998. № 6. С. 547-553.

Пушкин как мыслитель // Вестник РГНФ. 1999. № 1. С. 176-185.

Два пути Родиона Раскольникова: «Закон Я» и «закон любви» (статья первая) // Литература в школе. 1999. № 1. С. 26-33.

Два пути Родиона Раскольникова: «Закон Я» и «закон любви» (статья вторая) // Литература в школе. 1999. № 3. С. 32-39.

Достоевский и Паскаль (творческие параллели)// Вопросы литературы. 1999. № 5. С. 75-92.

Тютчев и Паскаль (антиномии бытия и сознания в свете христианской онтологии) // Русская литература. 2000. № 3. С. 53-74.

Тютчев и Паскаль (антиномии бытия и сознания в свете христианской онтологии) // Русская литература. 2000. № 4. С. 26-45.

«Мундирное человечество», или «Народная личность»? (Культурно-историческая полемика во второй половине XIX века). Статья первая // Литература в школе. 2000. № 4. С. 38-47.

«Мундирное человечество», или «Народная личность»? (Культурно-историческая полемика во второй половине XIX века). Статья вторая//Литература в школе. 2000. № 6. С. 34-42.

Черты правления Николая I // Москва. 2000. № 9. С. 172-196.

Куда движется история? // Литературная учеба. 2000. № 6. С. 78-119.

Dostoevsky et Pascal (parallèles créatrices) // Revue de la littérature comparée. 2000. № 4. Р. 493-514.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) // История русской литературы XIX века (70-90-е годы). М., 2001. С. 63-162.

«Прощай, философия», или Марбургский философский опыт на пути становления поэтической личности Бориса Пастернака // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2001. Специальный выпуск. С. 48-55.
Христианство и политика в историософии Ф. И. Тютчева. Москва, 2001. № 8. С. 180-199.
«Лучший человек...» (о положительном герое в творчестве Достоевского)// Литература в школе. 2001. № 5. С. 2-7.

Спор Достоевского с П. Я. Чаадаевым о роли православия и католичества в мировой истории // Dostoevsky und Deutschland. Baden-Baden, 2001. P. 79-80.
Пушкин как аналитик художественных подходов в западноевропейской литературе // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2002. № 2. С. 3-9.

«Русская география» (христианская историософия Ф. И. Тютчева) // Наше наследие. 2003. № 67-68. С. 64-74.

Переводы с французского и комментарии историософских и публицистических статей Ф. И. Тютчева // Тютчев Ф. И. Полн. собр. соч. и писем: В 6 т. М., 2003. Т.3 С. 109-520.

Христианский контекст образа Татьяны Лариной в «партитуре исполнителя» оперы «Евгений Онегин» // Христианская культура: прошлое и настоящее. М., 2004. С. 23-32.

А. С. Хомяков как личность и мыслитель // Хомяков Алексей. Сочинения. Церковь одна. Семирамида. М., 2004. С. 7-18.

Творчество Ф. И. Тютчева и зарубежная литература // Зарубежная поэзия в переводах Ф. И. Тютчева. М., 2004. С. 11-47.

А. С. Хомяков: взгляд на человека и историю // Наше наследие. 2004. № 71. С. 87-90.
Ф. М. Достоевский о границах естественного права // Symposium of the Dostoevsky International Society. Jenève, 2004. C. 232-233.

«Отчёт о виденном, слышанном и прочитанном…»// Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. в XYIII томах. М., 2004.Т. XI. C.623-649.

Художественное завещание Достоевского// Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. в XYIII томах. М., 2004.Т.XIII. C.301-324.

Тютчевская историософия: Бог, человек и история, Россия, Европа и революция // Новый мир. 2005. № 11. С. 142-162.

Россия и Запад в историософии Ф. И. Тютчева // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2005. № 2. С. 50-60.

Тютчев как христианский поэт и мыслитель // Кирилл и Мефодий: Духовное наследие. Калининград, 2005. С. 12-32.

Война и мир на страницах «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского // Война и мир в русской словесности, истории и культуре. Калининград, 2005.С. 92-105.

Земное и небесное в творчестве Ф. И. Тютчева // Ф. И. Тютчев и Православие. М., 2005. С. 7-68.

Ф. И. Тютчев и П. Я. Чаадаев (Жизненные параллели и идейные споры друзей-«противников») // Ф. И. Тютчев: Pro et contra. СПб., 2005. С. 868-884.

Религиозно-антропологические основы глобального культурного кризиса Нового времени (на материале русской классической литературы) // Глобальный кризис: метакультурные исследования. Шуя, 2006. Т. 1.С. 74-86.

Культурно-историческая память, самосознание личности и творимая действительность // Культура и памет. Варна, 2006. С. 7-19.

Христианская историософия Ф. И. Тютчева и особенности её интерпретации // Философские науки. 2006. № 7. С. 56-75.

Душа и деньги // Ф. М. Достоевский. Подросток. М., 2006. С. 562-569.

Недостатки охранителей обращаются в оружие разрушителей…» («Тайна человека» и «Письмо о цензуре в России» Ф.И. Тютчева)» // Наш современник, 2006, №7 ,С. 254–273.

Взаимосвязь христианской онтологии, антропологии и этики в историософии Ф. И. Тютчева // Религии мира: история и современность. М., 2006.С. 96-110.
«Всемирная отзывчивость» Пушкина и место «Подражаний Корану» в его творческой эволюции // Литература в школе. 2006. № 1. С. 13-14.

«Спор» Ф.М. Достоевского с П.Я.Чаадаевым о роли православия и католичества в мировой истории// Родное и вселенское.М.,2006.С.351-366.

Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Бесы». М., 2006. С.637-669.
Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Подросток». М., 2006. С.562-574.
Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». М., 2006. С..798-827.

Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». М., 2006. С.527-542.

Послесловие и комментарии к книге: Фёдор Михайлович Достоевский «Дневники». М., 2006. С.5-48; 651-660.

Вечное предостережение// Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч. в XYIII томах. М., 2006. Т.IX. C. 525-543.

Послесловие и комментарии к книге: Пётр Яковлевич Чаадаев «Философические письма: Статьи. Афоризмы. Письма». М., 2006. С.442-542.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)// История русской литературы XIX века (70-90-е годы). М., 2007. (2-ое изд.). С.63-162).

Современный мир и философия И.В.Киреевского// Иван Киреевский. Духовный путь в русской мысли XIX-XXI веков (к 200-летию со дня рождения). М., 2007. С. 10-60.

Вниз по течению? // Литературная газета. 2007. № 14.

La réception de la personne et de l’oeuvre de Pascal chez L. N. Tolstoy // La Russie et le monde francophone. Ottawa, 2007. P. 199-205.

Ф. И. Тютчев как предтеча критики интеллигенции в «Вехах» // Сборник «Вехи» в контексте русской культуры (Лосевские чтения). М., 2007. С. 133-143.
Фёдор Тютчев о назначении человека и смысле истории // Ф. И. Тютчев. Россия и Запад. М., 2007. С. 3-24.

Бремя человечности // Федор Достоевский. Идиот. М., 2008. С. 7-24.

L. N. Tolstoy about Human, Reason and Science, Democracy, Civilization and Progress: The Author’s “Dialogue” on the Рages of “Diary” with the Contemporaries and Descendants // Siberian Studies. 2008. Vol. XII-1. Pai Chai University Korean-Siberian Center. P. 121-188.

Православие как основание христианской историософии Ф. И. Тютчева // Русская словесность в мировом культурном контексте. М., 2008. С. 355-362.
Между светом и тьмой // Путь мастерства. М., 2008. С. 6-9.

Вечный урок Н. В. Гоголя // Русский язык за рубежом. 2009. № 2. С. 9-12.

Вечный урок Гоголя//В.Л.К.…многоточие,2010:сб поэзии и прозы-М.,Литературный институт им. Горького, Высшие литературные курсы.,2010.С.5-7.

L’ordre du coeur dans la pensée de Pascal et dans la tradition orthodoxe // Chroniques de Port-Royal. Port-Royal et la tradition chretienne d’Orient. Paris, 2009. C.51-65.
Розанов и Паскаль// Наследие В.В.Розанова и современность. М., 2009. С.501
Н.В.Гоголь и П.Я.Чаадаев (Эпизоды творческих взаимодействий)//Вестник Литературного института им. А. М.Горького .2009.№1.С.88-97.

Отцы и дети в романе «Подросток»//Путь мастерства Сборник поэзии и прозы 2010 № 2-Москва,2010.С.8-14.

Une nouvelle Renaissance ou une Apocalypse précipitée (A propos d’ une discussion actuelle sur la conception losévienne de l’ «Esthétique de la Renaissance») в сб. «L’oeuvre d’Alekseï Losev dans le contexte de la culture européenne», Paris, 2010, p. 87-109

О роли книги в истории и культуре России // Библиотековедение, 2010, № 5, с. 14-17

Славянофильство А.С. Хомяков и Ф.И. Тютчева» // сб. Россия и славянский мир в творческом наследии Ф.Т. Тютчева. М., 2011.

Значение марбургского периода в становлении универсалистского гения М.В. Ломоносова // сб. Межкультурные коммуникации: методология и история. М., 2011.

Марбургский период в творческом становлении универсалистского гения М.В. Ломоносова// Аргамак   Татарстан. 2011. №4(9). С.5-8.

Историческая память как принципиальная составляющая «тайны человека» в творчестве Достоевского // Достоевский: Философское мышление, взгляд писателя / Под редакцией С. Алоэ. – СПб. Дмитрий Буланин. 2012. С. 437-447.

Своеобразие личности и метафизика исторической памяти в творчестве Достоевского // сб. Достоевский: Философское мышление, взгляд писателя. СПб., 2012 (Dostoevsky monographs, vol. 3)

Куда движется история? (о книге К. Ясперса «Смысл и назначение истории») // сб. Межкультурные коммуникации: проблемы методологии и теории. Вып. IV. М.2012 С. 138-148.

Розанов и Паскаль // Сб. Философия в России 1-пол. ХХ века. М.,РОССПЭН 2012 С. 336-350.

Русская классическая литература и религиозная философия как стратегический ресурс развития общества в эпоху глобализма // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. № 1, 2012. С. 151-158.

Куда ж нам плыть? Вниз по течению? // Путь мастерства. Сб. поэзии и прозы. М. 2013 С. 6-10.

Христианская антропология, аксиология и историософия как основа журнализма в «Дневнике писателя» Достоевского // XV Симпозиум Международного общества Достоевского «Достоевский и журнализм». Тезисы докладов. М. 2013. С. 121-122.

Критика современной цивилизации в произведениях К. Ясперса, русских философов и писателей // Сб. Свобода и экзистенция. Идеи Карла Ясперса в современной философии и науке. М.-СПб. Нестор-История. 2013. С. 37-48.

Вступительная статья к книге: Русские писатели об экономике. Издательство «Литтера». 2013

Мировоззрение исследователя как методологическое препятствие в литературоведческих изысканиях // Язык – Культура – История. М., 2014.

«Метафизика денег» в творчестве Бальзака и Достоевского «Евангельский текст в русской литературе» в сб. Проблемы исторической поэтики / М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. Учреждение высш. проф. образования Петрозаводский гос. ун-т ; [редкол.: В. Н. Захаров (отв. ред.) и др.]. — Вып. 13 :

Актуальные аспекты. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2015. — Рез.: англ. — 680 с.

«Философия сердца» в творчестве Паскаля, Батюшкова, Тютчева и Вышеславцева в сб. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Том 16. Вып. 3. — СПб.: Изд-во РХГА, 2015. С. 229-238.

Тарасов Б.Н. Стихотворения Федора Тютчева: пантеизм или христианство? // Евангелие в русской литературе: Сборник материалов конференции и круглого стола / редактор-составитель А.Чернова, под общей редакцией протоиерея Михаила Дудко. – М., Изд-во газеты «Православная Москва», 2015. – С. 63 - 69.

Читаемые дисциплины: 
История зарубежной литературы (17 в. и 18 в.)
События с участием преподавателя: