Андрей Василевский о закрытии журнала «Арион»
Очередной год русской литературы начался с грустного «антисобытия»: 14 января стало известно, что закрывается «Арион» — существующий с 1994 года, то есть ровно четверть века, толстый журнал, посвященный исключительно поэзии.
Редакция ГодЛитературы.РФ решила спросить у поэтов, критиков, издателей, кураторов, редакторов современных литературных бумажных и онлайн-журналов разных поколений и направлений: как они восприняли эту новость? И предложили им четыре вопроса:
1. Журнал «Арион» объявил о своем закрытии. Для вас это что-то значит? Как вы на это смотрите — как на неожиданную и плохую новость, закономерный и логичный процесс или констатацию давно свершившегося факта (как если бы этот издательский проект давно шел на убыль)?
2. Насколько публикующиеся в «Арионе» тексты соответствовали вашим эстетическим ожиданиям?
3. Как вы считаете, давняя оппозиция «Арион»/«Воздух» до сих пор релевантна?
4. Был ли «Арион» для вас одним из основных источников для формирования объективной картины современной поэзии или вы ориентировались в этом на другие поэтические издания? Из каких источников, кроме толстых журналов, вы вообще узнаете о том, что происходит в современной поэзии?
В опросе приняли участие 16 человек: Ольга Балла, Андрей Василевский, Евгения Вежлян, Мария Галина, Анна Голубкова, Данила Давыдов, Владимир Коркунов, Дана Курская, Мария Малиновская, Лев Оборин, Александр Переверзин, Виталий Пуханов, Галина Рымбу, Наталия Санникова, Дарья Серенко, Борис Херсонский, Валерий Шубинский.
Отвечает Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», преподаватель Литературного института:
1. С 2004 года существует поэтическая премия Anthologia, созданная сотрудниками «Нового мира» (Андрей Василевский, Мария Галина, Владимир Губайловский, Ирина Роднянская). Мы каждый год — исключительно консенсусом — вручаем почетные дипломы за новые поэтические книги. Но у нас есть и специальные дипломы — за переводческую работу, публикаторство, комментирование, книгоиздательскую, даже выставочную деятельность и пр. По итогам 2016 года таким специальным дипломом мы отметили журнал поэзии «Арион» в лице его основателя и руководителя Алексея Алёхина. Я уверен, что это было правильно, справедливо. Работавший более 20 постсоветских лет негосударственный, буквально созданный с нуля журнал стал одним из литературных брендов и неотъемлемой частью поэтического пейзажа, поэтому к 2019 году он стал восприниматься — и не только молодым поколением — не как «новая», а как привычная, «старая» институция. А старые культурные институции надо беречь. Даже если они кому-то не нравятся. Чтоб были. Как я понимаю, главная причина неожиданного (для нас, но не для главного редактора) закрытия журнала — финансовая. Что ж, благотворительность имеет свои пределы. Остается сказать «спасибо» спонсору за многолетнюю поддержку и надеяться, что сайт журнала будет по-прежнему доступен в Сети — как бесценный архив.
2. Читая «Арион» с момента его основания, я давно понимаю, что в нем можно найти, а чего и искать не стоит. Поэтому и не ждал того, чего там не может быть. Многое в «Арионе» мне любо. Некоторые (буквально две-три) статьи последнего времени вызывали спокойное недоумение.
3. Оба журнала — детища их главных редакторов (так бывает не всегда, есть журналы «коллективные»). «Арион» — это Алексей Алёхин, «Воздух» — Дмитрий Кузьмин. Это очень разные люди со сложившимися «картинами мира». Но мне кажется, что они и похожи: оба вполне уверены, что их представления о поэзии — самые верные. Вот у меня — по отношению к себе — такой уверенности нет.
4. Важным источником, да, безусловно. Но я никогда не пользуюсь одним источником (это относится не только к поэзии).