Преподаватели Литинститута на круглом столе к 280-летию поэта Гаврилы Державина

Николаева Олеся Александровна
Васильев Сергей Анатольевич
Арутюнов Сергей Сергеевич
Ноя 9 2023
Проф. С.А. Васильев и доц. С.С. Арутюнов

9 ноября 2023 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялся круглый стол, посвящённый 280-летию Гаврилы Романовича Державина. В работе круглого стола приняли участие преподаватели Литинститута – руководители семинара поэзии Олеся Александровна Николаева и Сергей Сергеевич Арутюнов и профессор кафедры русской классической литературы и славистики Сергей Анатольевич Васильев.

Вот что сообщает об этом пресс-служба Издательского совета РПЦ:

9 ноября 2023-го года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялся круглый стол, посвящённый 280-летию великого русского поэта Гаврилы Романовича Державина.

Мероприятие возглавил Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, поставивший перед его участниками два вопроса: воспринимается ли сегодня поэтика Гаврила Романовича Державина как что-то устаревшее или она направлена в будущее, содержит послание глубоко верующего человека всем следующим поколениям русских людей, и благодаря чему она видится сегодня пронизанной православной традицией.

«В советских учебниках о Державине было сказано чрезвычайно мало. Мы только сегодня можем почувствовать, как велика его личность, как значимы такие стихотворения, как ода «Бог» и многие другие духовные произведения», –    пригласил собравшихся к обсуждению митрополит Климент.

На оба поставленных им вопроса приглашённые на круглый стол писатели и филологи постарались ответить, опираясь на лучшие впечатления от прочтения и изучения поэтического наследия классика.

Поэт, прозаик, профессор Литературного института им. А.М. Горького, лауреат Патриаршей литературной премии Олеся Николаева подчеркнула принципиальную разницу в осознании долга поэта в екатерининской России и сегодня: «Сегодня считается совершенной нормой то, что поэт якобы должен обязательно быть в оппозиции к власти, служить лишь себе, но ни в коем случае не государству. Попробуйте представить себе человека, пишущего оду! - его сразу же засмеют, заклюют, сочтут низким льстецом, несмотря на то, что чувство его может быть совершенно искренним. Более чем два века назад для поэта, как и для государственного деятеля, считалось абсолютно нормальным служить своей стране, служить России, чем Державин и занимался, не испытывая по этому поводу никаких сомнений и угрызений совести. Служить России, царю, Отечеству было для него совершенно естественным и во время пугачевского восстания. Фактически он оказался в то время соратником великого Суворова, и с тех пор они дружили, обмениваясь поэтическими посланиями. Неуживчивость же Державина на государственной службе, его конфликтность, частые отставки связаны, на мой взгляд, с тем, что он часто носил в себе более высокий идеал монархии, и неукоснительно ему следовал», – считает О. Николаева.

Писатель, лауреат Патриаршей литературной премии Константин Ковалев-Случевский, изучавший архив Державина, опубликованный далеко не полностью, рассказал об огромной подспудной  и внутренней работе, в которую молодой человек без достаточных средств к существованию, из бедной семьи, учившийся в гимназии крайне мало, но великолепно рисовавший и тем обративший на себя внимание великого Шувалова, был погружен от самых ранних лет .«Непрестанные поездки и крайнее тщание сделали его поэтический слог таким, каким сегодня его наблюдают миллионы читателей, открывающих его для себя заново»,– резюмировал К. Ковалев-Случевский.

С обзором «державинских» работ профессора Литературного института Юрия Минералова (1948–2012) выступил также профессор Литературного института и коллега Юрия Ивановича Сергей Васильев. По его словам, исследователи, видящие в поэтике Гаврилы Романовича «след» европейского Просвещения и обвиняющие его в «не слишком православных» основах веры, ошибаются в том, что в бурные десятилетия богословских споров и сами иерархи Церкви изъяснялись порой на языке науки, и споря порой с ним, и соглашаясь. Именно поэтому нет ничего странного в оде «Бог», содержащей строку о человеке, венчающем собой «цепь существ" как термин, характеризующий периодизацию земной фауны. Многочисленные тропы и фигуры, употребляемые в поэтическом языке Г.Р. Державина, впервые замеченные в работах Ю.И. Минералова, ждут своих новых исследователей и периодизаторов.

Филолог, преподаватель литературы Николай Лобастов сделал акцент на православной нравственности и державинских стихов, и самого абриса его личной судьбы: «Помня многочисленные обиды, он положил себе не мстить никому из обидчиков. Принципом его жизни стало не бичевание порока, а воспевание добродетели, которую он полагал знаком присутствия Божьего на земле. В своих умозаключениях он явился и краеугольным камнем всей последовавшей за ним русской словесности, и опорой для христианской философии Ф. М. Достоевского», – резюмировал свое выступление Н. Лобастов.

«Оду «Бог» Державин «прокричал» на несколько столетий вперёд. Пушкин воспринял не только благословение Державина, но и его накал чувств, священный трепет перед Вечностью, неиссякаемую любовь к бытию и восхищение им», – полагает поэт, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России Вадим Терёхин.

Также на круглом столе было зачитано эссе о Державине поэта и прозаика Елены Крюковой (Нижний Новгород), в котором она связала воедино биографические и стилистические черты поэтики Г.Р. Державина.

Сотрудник Издательского Совета, доцент Литературного института им. А.М. Горького Сергей Арутюнов обратил внимание на «катехизис» Державина – стихотворение «Христос», по поводу которого поэт состоял в переписке с митрополитом Филаретом Московским и трогательно изъяснялся с работниками цензуры по поводу тех или иных строф, изменяя их в сторону большей ясности и канонического согласия с православным богословием.

Итоги заседания подвёл митрополит Климент: «Сегодня поэт во власти, в отличие от времён Державина, фигура почти невозможная, но хотелось бы надеяться, что со временем такие фигуры будут появляться, потому что Россия - это не только государственное управление, финансы и экономика, но и Православие, и вся русская культура в целом, и человек идеала, глубоко верующий, в органах управления не столько возможен и уместен, сколько необходим»,– заключил председатель Издательского совета и пожелав участникам обсуждения помощи Божьей в их трудах.