Валерий Модестов к 125-летию Юрия Олеши

Модестов Валерий Сергеевич
Мар 4 2024
«Вечерняя Москва» взяла интервью у профессора Литературного института Валерия Сергеевича Модестова в связи со 125-летием со дня рождения писателя Юрия Олеши.
Скриншот

Писатель Юрий Олеша родился 125 лет назад, 3 марта 1899 года. Вспомним его — безмерно талантливого литератора с трагической судьбой, обладателя тончайшего чувства юмора.

— Творческий кризис, который затянулся у Олеши после выхода «Трех толстяков» и «Зависти» на десятилетия, он объяснял так: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна…» А весной 1929-го в СССР был принят первый пятилетний план, провозглашена коллективизация, потерпела поражение во внутрипартийной борьбе группа Бухарина, началась чистка в Академии наук, сменили правление МХАТа, силами Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) затеяли беспримерную травлю в прессе видных писателей: Пильняка, Замятина, Булгакова, Платонова… Что происходило в душе Юрия Олеши в те годы?

Как пережил стремительный закат писательской славы? В 1932 году он признавался, что ему «до воя, до слез хочется стать певцом восходящего класса — пролетариата», и ради этого он готов на многое, а через месяц иронизировал: «Я, конечно, перестроюсь, но как у нас делается перестройка? Вырываются глаза у попутчика и вставляются глаза пролетария. Сегодня — глаза Демьяна Бедного. Завтра — Афиногенова, и оказывается, что глаза Афиногенова с некоторым бельмом».

После появления в газете «Правда» в рамках дискуссии о борьбе с формализмом статьи «Сумбур вместо музыки» Олеша вяло обличал Шостаковича за «непонятную трудовым массам музыку», а его друг Катаев обличал уже самого Олешу, утверждая, что его «художественные средства не являются оригинальными». Конформистские речи Олеши, его сценарий «Строгий юноша» — это явления того же печального ряда, что и «Батум» Булгакова или стихи Ахматовой, прославлявшие Сталина. С той лишь разницей, что компромиссы не сломили ни Булгакова, ни Ахматову.

У них хватило сил на «Мастера и Маргариту», на «Реквием». Олеша оказался слабее. Он не смог вписаться в новую «социалистическую литературу», но дар художника не утратил. Об этом свидетельствуют его многочисленные дневниковые записи, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Существенно дополненное издание дневников Юрия Олеши увидело свет в 1999 году под названием «Книга прощания». Именно эти наблюдения и впечатления, полные боли, разочарования, тоски, напряженных споров с самим собой, любви к людям и к жизни являются самым важным и самым честным итоговым произведением Олеши. Это настоящая книга метущейся души художника.