Виктор Розов. Лидия Дмитриевская к 110-летию драматурга и мастера Литинститута

Дмитриевская Лидия Николаевна
Авг 21 2023
К 110-летию со дня рождения Виктора Сергеевича Розова доцент кафедры русской классической литературы и славистики Лидия Дмитриевская подготовила для сайта института статью о драматурге и мастере Литературного института.
Коллаж Лидии Дмитриевской

21 августа 2023 исполняется 110 лет со дня рождения Виктора Розова (1913–2004), драматурга, сценариста, преподавателя Литературного института. Виктор Розов автор пьес, постановки которых в советское время не сходили со сцены театров, а экранизации и телеверсии спектаклей — с экранов телевизоров: «Вечно живые» (1943), «В добрый час!» (1955), «В поисках радости» (1957), «В день свадьбы» (1964), «Гнездо глухаря» (1979), «У моря (Кабанчик)» (1986) и др.

Первая пьеса Розова «Вечно живые» принесла драматургу всемирную известность благодаря фильму «Летят журавли» (1957) Михаила Колотозова (главный приз Каннского кинофестиваля). Пьеса, написанная в 1942–1943 годах в госпитале, конечно, о войне, но образ её не типичен для военного времени: «Война калечит людей не только физически, она разрушает внутренний мир человека, и, может быть, это одно из самых страшных ее действий» («Вечно живые»). Затем всем своим творчеством Розов утверждает силу жизни: всё пройдет, закончится, а жизнь, спокойная и мудрая, будет течь дальше. Последнюю книгу (это книга воспоминаний) Виктор Розов назвал «Удивление перед жизнью» (2000).

Пьесы Виктора Розова не решают мировых проблем, скорее, они выполняют роль психолога: помогают людям посмотреть на себя со стороны и стать лучше, они воспитывают взрослых и поддерживают молодых, потому что «молодежь всегда знает меньше взрослых, но интуитивно чувствует жизнь правильнее» («Гнездо Глухаря»).

Конфликт, введенный в советскую драматургию Виктором Розовым, — это столкновение человека с тем, что угрожает его личности: кто-то или что-то посягает на индивидуальность молодого человека, на его право самоопределения в жизни, право на собственный жизненный путь — и герой борется за себя. Многие деятели театра с благодарностью вспоминали Виктора Розова за то, что он создал живые, характерные образы молодых людей и дал возможность начинающим актёрам проявить свой талант. С «розовских мальчиков» начали свою актерскую карьеру Олег Ефремов («Её друзья», «В добрый час!») и Олег Табаков («В поисках радости» (х.ф. «Шумный день»)).

Виктора Розова помнят и любят не только актеры, режиссеры, читатели и зрители, но и его ученики. С 1958 по 2000 год, то есть половину своей жизни, Розов вёл семинар драмы в Литературном институте им. А.М. Горького, где в 1942–1953 годах с перерывом учился и сам. По вторникам — традиционный день творческих семинаров в институте — своей хромающей походкой (из-за ранения под Москвой в 1941 году) он приходил на встречу с начинающими драматургами, чтобы поделиться с ними писательским и жизненным опытом:

«Вы пишите пьесу. Возникает какая-то ситуация. Надо её углублять, развивать, разыгрывать… до упора, до предела, не зная, куда придешь, что получится. Вообще, если не знаете, что получится, тогда садитесь писать. Если знаете, писать не надо».

«Недостаток многих пьес — нет процесса. Даётся сразу результат. А как прикажете играть? Актёру всегда интересен процесс. Нельзя что-то писать мимоходом».

«Раз и навсегда забудем термины «положительные» и «отрицательные» герои. В каждом негодяе есть человеческое. Его третируют. Смердяков, скажем, имеет святое право на мщение».

«В искусстве важно чуть-чуть. Должна быть атмосфера вещи, настроение, присутствие автора. Иногда, вроде, всё есть: сюжет, композиция, даже характеры, но… фанера! Не греет, не хватает за душу».

(Высказывания Розова, записанные В. Поповым на семинарах в 1970-е гг.)

Виктор Сергеевич Розов был прекрасным педагогом, потому что много знал о драматургии, театре и мог если не научить, то помочь понять, как писать хорошие драмы, хотя сам же говорил, что «пьесу нельзя сочинить» — она должна родиться. Он уважал своих учеников, бережно относился к их таланту и творческой индивидуальности, помогал им состояться в жизни. Среди учеников Виктора Розова драматурги Нина Садур, Елена Гремина, Мария Арбатова, Владимир Попов, Олег Перекалин, Владимир Малягин и др. После Виктора Розова курс теории драмы в Литературном институте читали его ученики: сначала Светлана Владимировна Молчанова, затем и по настоящий день — Владимир Юрьевич Малягин.

В 2013 году в Москве к столетию Виктора Розова вышли две книги воспоминаний: театралы свою книгу назвали «Счастливый современник» (автор-составитель Виктор Борзенко), а литераторы — «Свет Розова» (автор-составитель Владимир Попов, драматург и ученик Розова).

В 2023 году в издательстве «Детская и юношеская книга» выйдет сборник пьес Виктора Розова с предисловием доцента Литературного института Л.Н. Дмитриевской. В Российской государственной библиотеке искусств с 9 по 31 августа проходит выставка «Удивление перед жизнью. К 110-летию Виктора Розова». Спектакли по пьесам Розова в 2023 году идут во многих театрах России.