Алексей Щусев. 150: студенты Литинститута на выставке в Музее Архитектуры

Муратова Ярослава Юрьевна
Янв 12 2024
Муратова Ярослава Юрьевна со студентами Литинститута

23 декабря 2023 студенты 3 курса с преподавателем английского Ярославой Юрьевной Муратовой посетили выставку в Музее Архитектуры, посвященную 150-летию А.В. Щусева.

Выставка охватывает все творчество архитектора, начиная с первых работ ещё во времена Российской империи до проектов советского периода. Экспозиция впечатляет масштабом – она занимает целых два выставочных пространства. В Анфиладе представлен основной путь становления архитектора, а в Аптекарском приказе отдельно рассматривается храмовое зодчество А. В. Щусева.

Отдельный зал в Анфиладе посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева. Самые интересные экспонаты, которые привлекли к себе внимание - большой макет Казанского вокзала (над которым Щусев проработал 38 лет) и проектная модель ресторана для пассажиров I и II классов, с одним из вариантов оформления свода.

В зале было представлено письмо Дзержинскому: Щусев жалуется, что ему вечно мешают и усложняют работу над вокзалом. Он говорит, что хочет просто заниматься искусством и не делать никаких политических высказываний. Щусев пишет, что старается на благо общего дела, а ему только вставляют палки в колёса. То есть получается – он за сотрудничество с совестной властью, но только если она уважительно к нему относилась как к человеку, занимающемуся искусством.

- Рубен Худавердян, студент 3 курса

И действительно, несмотря на то, что Щусев достаточно быстро реализовался как архитектор в Российской империи, это не помешало ему стать ещё более значимым советским архитектором и получить целых четыре Сталинских премии. Интересно, что начинает Щусев с храмовой архитектуры, а впоследствии проектирует правительственные здания, мосты, гостиницы и… Мавзолей Ленина. Любопытно также, что одним из первых проектов, заказанным Щусеву ещё в царские времена (1895), была часовня на могиле Д.П. Позднеева-Шубина; и вообще среди его работ досоветского периода много надгробий, как будто всё предполагало впоследствии такой апогей его творчества, как Мавзолей.

Мне особенно понравились проекты Щусева, связанные с советским периодом – большинство зданий мы все прекрасно знаем. Кажется, Щусев построил всю современную Москву.

Особенно интересно было рассмотреть разные проекты и макеты будущего Мавзолея. В нём вдруг раскрывается что-то античное, нечто языческое, как будто Щусев осознавал, что а-теистическое государство невозможно.

- Рубен Худавердян, студент 3 курса

Среди самых известных проектов Алексея Щусева: гостиница «Москва», Здание органов госбезопасности на Лубянке, Большой Москворецкий мост, станция «Комсомольская» Кольцевой линии, ранее упомянутый Казанский вокзал.

Отдельный зал посвящен последнему проекту Щусева – Музею русской архитектуры, который был, собственно, создан по его инициативе в 1945 году, почему сейчас музей и носит его имя.

На выставке Щусев представляется не только как выдающийся архитектор, но и как ученый, организатор и художник. Масштабность выставки ещё и в том, что она пытается охватить всю личность Щусева, отдавая ему дань памяти. И делает это с успехом.

В чём же секрет Щусева? Как ему удавалось оставаться на одной высоте и проходить сквозь эпохи, когда мир так стремительно менялся, а он продолжал придавать ему благородный облик?

Сказать наверняка сложно. Однако ощущается, что ему были чужды все идеологии и политические взгляды. Это был Человек искусства, Человек своего дела и при том патриот в высшем смысле. Ему не важно было, при какой власти заниматься искусством – главное, в своей стране. И в этом смысле он, наверное, обладал завидной свободой.

- Рубен Худавердян, студент 3 курса

Фото эскиза Щусева на конкурс по строительству маяка Колумба в Санто-Доминго

 Фото эскиза Щусева на конкурс по строительству маяка Колумба в Санто-Доминго