Киноклуб «Вслед за словом»: «Тристан и Изольда» (2006)

Попов Михаил Николаевич
Кешокова Елена Алимовна
Дек 5 2023
Скриншот

27 ноября 2023 на платформе Pruffme в Системе дистанционного обучения Литинститута состоялось долгожданное заседание киноклуба «Вслед за словом» под руководством преподавателей кафедры зарубежной литературы Михаила Николаевича Попова и Елены Алимовны Кешоковой. Обсуждение фильма «Тристан и Изольда» Кевина Рейнольдса, вызвавшее несомненный интерес слушателей, включало доклад Полины Сажиной об истоках известной легенды и ее «модели», отталкиваясь от которой создавался очередной новый вариант интерпретации. Говорили о литературных обработках легенды, ее интерпретации в кинематографе, использовании ключевых символических образов и мотивов, характерных для кельтской мифологии.

«Легенда о Тристане и Изольде», будучи одной из тех самых «вечных» легенд, универсальна и многозначна, поскольку моделирует человеческие отношения во всей сложности и неоднозначности нравственного выбора между чувством и долгом, вассальной верностью и запретной, с точки зрения рыцарского кодекса чести, любовью.

Скриншот 2

Сама легенда, несомненно, дает основание для различных толкований. Она – многозначна. Нельзя сказать, что в ней нет прославления сильного естественного чувства, нет фатального, пессимистического взгляда на любовь, нет столкновения морали. Да и трагедия здесь – не только неразрешимый конфликт чувства и долга.

Скриншот 2

С пристрастием мы разобрали образ Тристана, как героя не развивающегося, а раскрывающегося, как героя исключительного, «иного». Также кратко обратились к французскому фильму 1943 года «Вечное возвращение» и поэме Эл. Суинберна «Тристан и Изольда», рассмотрели символику таких образов, как лес Моруа, меч целомудрия, перстень из зеленой яшмы. Чуть более подробно мы углубились в сохраненную в обсуждаемой экранизации солярную символику мифа.

Скриншот 2

В заключении Анна Михайлюк рассказала об одноимённой опере Рихарда Вагнера, написанной влюбленным композитором как признание в любви прекрасной Матильде Везендонк, жене своего покровителя. «Тристан и Изольда» - одно из самых поэтичных и чувственных музыкальных произведений Вагнера и мы с наслаждением послушали небольшой фрагмент из этой оперы.

Скриншот 2

Ждем всех на следующее заседание, посвященное фильму «Беккет» (1964) режиссера Питера Гленвилла, которые запланировано на 11 декабря!

Материал подготовлен
студентками 2 курса Полиной Сажиной и Анной Михайлюк