Студенты Литинститута посетили спектакль театра Пушкина «Семинар»

Текст 
Дек 16 2017
15 декабря на сцене Филиала Московского драматического театра им. А.С. Пушкина был проведён предпремьерный закрытый показ спектакля Сергея Аронина «Семинар». На прогон были приглашены студенты и преподаватели Литературного института имени А.М. Горького.

Пресс-служба театра отозвалась об этом событии так:

Сегодня на сцене Филиала состоится премьера спектакля Сергея Аронина «Семинар». Накануне мы провели закрытый показ и небольшую дискуссию для студентов и преподавателей Литературного института имени Горького. Литераторы остались под впечатлением и назвали постановку очень точной. Артисты и постановщик, в свою очередь, смогли получить обратную связь о настоящих писателей и обсудить с ними некоторые сцены нового спектакля. Благодарим всех участников этой встречи!

Даты премьеры — 16 и 17 декабря, подробности и билеты: http://teatrpushkin.ru/plays/seminar

А вот впечатления студентки нашей творческой мастерской под руководством Анатолия Васильевича Королёва - Ники Рыжовой:

Обрывочные мысли про прогон спектакля «Семинар». Театр им. Пушкина. 15.12.17.

На прогон пригласили студентов Литинститута. Спасибо театру ))) Нас было немного, но хохотали мы на весь зал. Артисты подтвердили. Приехала домой — всё ещё болели щёки. Что интересно — мы смеялись тогда, когда не смеялся больше никто и наоборот. Потому что смеялись, когда видели что-то знакомое и родное сердцу — как унижали на творческом семинаре, например.

Не знаю, насколько это будет интересно другим зрителям. То есть можно представить себе такую очередность: больше всего это будет интересно студентам Лита, чуть меньше актёрам и художникам, меньше филологам и искусствоведам, меньше... и так до физика. За этим интересно наблюдать кому угодно — но посоветуют ли они этот спектакль друзьям? В этом я сомневаюсь. Хотя время они проведут прекрасно.

При том, что было весело, интересно и все мы совершенно увлекались во время действия, в антракте и после спектакля стояли потерянные — что не так? Почему что-то смущает, а не понятно что? Играют замечательно, и режиссура-костюмы-сценография отличные...

Когда я заранее читала пьесу, то расстроилась — она скучная, с будто недоделанным сюжетом, с многочисленными упоминаниями того, что русскому человеку либо не близко, либо не даёт информации, типа названий университетов или имён писателей, которых у нас никто не знает. Этого в начале много. И когда герои ругаются, они делают это как-то не по-русски, будто в переводе сохранили английский синтаксис ругательств... Но актёры и режиссёр выжали из пьесы всё, что возможно. Я даже представить такого не могла, хотя пыталась, когда читала.

Когда мы ехали из театра, всё-таки придумали, как можно несколькими фразами поменять сюжет так, чтобы он стал ого-го. Потому что конец не похож на конец пьесы — он похож на конец голливудского фильма. С намёком на большое светлое будущее, такая волнительная музыка, кто-то говорит «начинаем», они начинают, и тушится свет... Типичный Голливуд. Это как-то не по-театральному. Это как-то чуждо русскому человеку. Травму бы какую-нибудь душевную разобрать с разных сторон — это другое дело.

Автор будто не определился - кто у него главный герой, и мечется между Кейт, Мартином и Леонардом. И в последней сцене будто определяется - в центре сидят Мартин и его помощник Леонард и они начинают работать, а за ними стоят другие персонажи и рассказывают про свои судьбы... Но Мартин "слишком слабохарактерный мудила", как выразились мои друзья.

Чтобы пьеса перестала быть такой неприятно-западной, такой глянцевой, главным героем должен стать Леонард. Тогда конец надо немного изменить. Мартин приходит к Леонарду. Леонард предлагает ему помощь в редакции текстов, чтобы сделать из алмаза бриллиант. НО! (дальше изменения) Мартин отказывается. И в конце у него тоже появляется монолог, который он рассказывает, как и другие ученики Леонарда, под звуки фотовспышек. Он пишет неплохие книги, но их никто не читает. Он верит, что его талант от Бога и будет рад, если хоть один человек, прочитав его роман, станет лучше. Но в глубине души он понимает, что мог изменить не одного-двух, а сотни и тысячи - если бы не его слепое упрямство.

А Леонард такой смотрит в прострацию... Ничего не добился, сидит у себя в каморке, пишет, и мы понимаем, что у него была возможность пойти по любому из этих четырёх путей, но он как бы самый духовный и талантливый, поэтому вот так изменить себе, своим принципам, своему таланту — не согласен. Вот такой вот одинокий. Всех поставил на ноги, направил к успеху, а сам от всего сознательно отказался. Вот было бы мощно. А достаточно добавить монолог Мартина!
Тогда и композиция интересная получается: Сначала была "четыре и один", а во время финала "один, два, три, четыре и один".

P.S. Цитата однокурсника: "Семинар" заявлен как комедия. И я понимаю, что для русского зрителя в комедии не должен быть однозначный счастливый конец. Вроде бы счастье - но от него вешаться хочется. Всё хорошо, боли нет - но есть тоска и тревога - и от них никуда не денешься. Вот такая комедия нужна русскому зрителю."

Ника Рыжова