Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? Нужно ли для этого обязательно закончить соответствующий институт? Чему можно научиться, а чему нельзя? А может ли создать что-то стоящее внимания подросток, или пока не вырастешь, писать не имеешь права? Есть мнение, что существует всего четыре типа писателей: графоманы, плохие, хорошие и гении. Первую и четвертую категории учить невозможно. Из хорошего писателя гения тоже не создашь, ведь им нужно родиться. А вот из плохого писателя можно попробовать воспитать хорошего.

«Я в писатели пойду, пусть меня научат» — именно так звучала тема круглого стола, который прошел в рамках недавней Минской международной книжной выставки-ярмарки. Ее инициаторами выступили авторы многочисленных книг для детей и подростков Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, которые также занимаются «огранкой» будущих талантов.

Писательница, бард и руководитель литературной мастерской для детей и подростков Татьяна Дашкевич является выпускницей Литературного института имени М. Горького.

— За нами никогда не было строгого надзора со стороны педагогов. Это была изумительная школа понимания, и для меня она была необходима, — констатирует Татьяна. — Нас научили ценить творческую свободу. Один из наших преподавателей Николай Старшинов говорил: "А почему бы не учиться писать, если в консерватории учат играть и сочинять музыку, а в академии искусств — актерскому мастерству". И Литинститут образовался, наверное, не случайно, ведь ничего случайного не бывает...

Очень серьезное влияние на мое становление оказала «малая редколлегия» журнала «Парус». Там мы, подростки, встретили взрослых, которые дали нам понять, что мы что-то из себя представляем. Вот если бы не этот толчок, может быть, мы так бы и писали в стол. Поэтому очень важно встретить в юном возрасте человека, который в тебя поверит, поддержит и покажет твои сильные стороны.

Теперь у меня двадцать учеников. Мы каждое занятие пишем что-то новое. Кто-то — рассказ, так как сонет ему неинтересен, кто-то — акростих. Возраст воспитанников — от 7 до 17 лет, но мы все сидим за одним столом. Я на детей не жму, потому что знаю, что такое творческая свобода. К каждому — индивидуальный подход. Занятия проходят весело: час — на разогрев, мы можем пить чай, разговаривать, что-то обсуждать, сыграть в интеллектуальную игру. Но если кто-то хочет создавать, он приходит и сразу пишет, так как дома некогда. Я им даю возможность это делать на наших занятиях, чтобы они по дороге не потеряли тот настрой, который здесь поймают.

Татьяна Дашкевич уверена, что всегда надо найти, за что ребенка похвалить, потому что нельзя подрезать крылья на взлете. И только когда ребенок позволит к себе приблизиться, начнет вам доверять, можно начать его нежно направлять: «Мне важно, чтобы он все сам понял и увидел. Теория у нас, конечно, тоже дается, но только в игровой форме. Мы учимся быть индивидуальными. У меня каждый ребенок знает, что он уникальный и какие у него есть сильные стороны».

Читать полностью...