Университетские субботы в Литинституте
О проекте
С сентября 2020 года Литературный институт участвует в проекте "Университетские субботы" в рамках субсидии Департамента образования города Москвы. Московские школьники могут бесплатно посетить лекции и мастер-классы, которые ведут известные писатели и ученые, преподаватели нашего вуза.
По запросу посетителю выдается сертификат.
Видеозаписи некоторых лекций доступны на нашей странице вконтакте: Университетские-Субботы Литинститут.
Наше сообщество вконтакте: "Университетские субботы" в Литинституте.
Прошедшие мероприятия
19 декабря. Композиция «Капитанской дочки» - 2: «Я часть той силы…»
В этой интерактивной лекции о композиции «Капитанской дочки» мы обсудим второй и третий акты пушкинской повести. Речь пойдет о тех авторских приемах, с помощью которых Пушкин меняет масштаб повествования, выводя его из частной лирической плоскости на уровень эпического отражения крупных исторических потрясений.
(Первый акт повести рассматривался в лекции «Композиция "Капитанской дочки"»).
Тайна «Черного монаха» и секрет «Душечки»: Чехов-рассказчик
Чехов проделал огромный путь от коротких юморесок, скетчей, пародий до драм шекспировского уровня. Но ядро его творчества составляют рассказы и повести. Понять их – проникнуть в лабораторию чеховского мастерства. Так Л.Н. Толстой, откровенно не любя чеховских пьес, ставил созданный Чеховым образ Душечки в один ряд с шекспировскими и сервантовскими, а также подчеркивал, что именно Чехову удалось создать «совершенно новые» формы письма.
Магический квадрат: Проза поэтов. Поэзия прозаиков
Существует ли граница между стихами и прозой? Можно ли быть одновременно и большим поэтом, и большим прозаиком?
Чем Пушкин и Лермонтов отличаются от Достоевского, Бунина и Пастернака? Был ли автор знаменитого стихотворения "Некрасивая девочка" прозаиком, а автор "Котлована" поэтом? На интерактивной лекции мы будем вместе с вами открывать знакомые страницы и видеть незнакомых авторов.
«Шиллер заговора»: поэзия и судьба Кондратия Рылеева
Самый деятельный из членов Северного общества, декабрист Кондратий Рылеев немало успел и на поэтическом поприще. Был ли справедлив Пушкин, давая Рылееву совет «гражданствовать прозою», что ответил обиженный на Пушкина поэт, какой поэтической формулой Рылеев оправдывал будущее выступление и как предсказал свою собственную судьбу, о чем просил Николая Первого в письме из заключения, — эти и многие другие вопросы станут предметом обсуждения на лекции.
Два рассказчика: «Матренин двор» Солженицына и «Срезал» Шукшина
Два знаменитых писателя XX века – Василий Макарович Шукшин и Александр Исаевич Солженицын – стали своеобразными зеркалами эпохи, в которую жили и про которую писали. В России мало кто не знает ушедшее в цитату: «Срезал», – и трагедию Матрениного двора.
На интерактивной лекции мы поговорим о судьбе их рассказчиков и о том, кто такой рассказчик в художественном тексте, а также попробуем вернуться в ту эпоху, когда появились и были опубликованы эти два произведения, и понять её.