Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950-2010-е

Аннотация 

В монографии предпринята попытка представить картину советской послевоенной и постсоветской драматургии с 1950-х годов до наших дней, от В. Розова до И. Васьковской. У автора две задачи: взглянуть на развитие советской драматургии с точки зрения человека начала XXI века, когда канон советского театра более не властен над нынешней театральной реальностью, и поддержать идею непрерывности развития современной пьесы в России. Исследователь опровергает мнение о пропасти между поколениями и подчеркивает, что художественные и нравственные искания авторов советского периода не прерваны, а находят продолжение в драматургии новейшего времени. Книга представляет имена не только известных (А. Арбузов, А. Вампилов, Л. Петрушевская, В. Ерофеев, Н. Коляда, Е. Гришковец, В. Сигарев и другие, но и почти забытых авторов. Некоторые главы посвящены отдельным явлениям - производственной пьесе, "усадебной драматургии", "новой драме", документальному театру и т.д. П. Руднев - театральный критик, кандидат искусствоведения, помощник художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам. Автор монографии "Театральные взгляды Василия Розанова" (2003).

Книга подготовлена при содействии Фестиваля "Золотая Маска".

Содержание

Предисловие
Виктор Розов. «Только радость, только прямота!»
Алексей Арбузов «А где оно — где обещанное?»
Александр Володин. «Меня с земного шара не спихнешь»
Александр Вампилов. «Я не знал, что вы живой»
Алла Соколова. «Некрасивый человек неопределенного возраста». Производственная драма 1970-х
Александр Гельман, Игнатий Дворецкий, Александр Мишарин и другие. «Коммунизм-то, видать, не скоро построится»
Виктор Славкин и усадебная драматургия 1970—1980-х
Владимир Арро, Игнатий Дворецкий и другие. «Пыльца на пальцах»
Людмила Петрушевская. «Сейчас еще нигде пока уже опять»
Венедикт Ерофеев. «Я несколько иначе измеряю время»
Владимир Сорокин. «Достоевский в чистом виде действует смертельно»
Алексей Шипенко. «Живых здесь нет. Только вещи»
Новая пьеса в постсоветской России «В России так много драматургов, что они уже не помещаются в одной комнате»
Николай Коляда. «Сука ты, Смерть. Ненавижу тебя»
Ольга Мухина. «Яблоки катятся по скатерти как яблоки»
Евгений Гришковец. «Я расскажу о человеке, которого теперь уже нет»
Владимир и Олег Пресняковы. «Вы откуда все прилетели?»
Василий Сигарев. «Максима, сходи на выборы, фаршику купи»
Юрий Клавдиев. «Рычите и тявкайте, господа»
Иван Вырыпаев. «Сгорел дом, а в доме две собаки»
Павел Пряжко. «Марина стоит, не зная глобально, что ей делать дальше»
Ярослава Пулинович. «Я такой же предатель, как и ты. Мы обманули друг друга»
Ирина Васьковская. «Темно — спать, светло — бежать»
Герой нашего времени
Эволюция героя в российской постсоветской драматургии
Этика документального театра
«Публицистика — тоже искусство»