Михаил Тарковский снял фильм о староверах и праворульных машинах

С Михаилом Тарковским мы встретились в Барнауле, откуда родом его жена. Недавно он завершил работу над фильмом "Жесткая сцепка", который уже представили на международном фестивале документального кино "Флаэртиана". Главный герой картины - старовер Селедков - добирается на Дальний Восток к своей родне, часть из которой вернулась после долгих лет жизни в Латинской Америке. Эпиграфом к этому фильму-путешествию вполне могли бы стать строчка Николая Некрасова: "Всюду родимую Русь узнаю...".

- Михаил Александрович, как родилась идея фильма "Жесткая сцепка"?

- Постепенно. Сначала были размышления на тему: а вот бы снять фильм по роману "Тойота-креста". Понятно, что дело огромное - подумаешь, что лучше еще книгу написать. Ладно... Но меня всегда настолько манила даль меж Енисеем и Тихим океаном, что я туда частенько наведывался и раз даже с семьей мы сгоняли за пол-лета туда обратно. И по Приморью поколесили. Я много снимал в дороге, замышляя фильм об образе России к востоку от Енисея. Много встречалось перегонов машин, в частности, как раз "жесткие сцепки". Допустим, "Ниссан НВ 200" тащит "Мазду-демио". Буксировочное устройство из трубы сварено, а на "демио" снят бампер и морда забрана фанерным отбойником. Чтоб не скоцать камешками, летящими из-под колес других машин. Смысл сцепки: "в одного" можно две машины пригнать. Бывали и посерьезней варианты: грузовик тащит грузовичок, а в кузовах обоих - легковухи.
В общем, набрал я материал и наизучал точек, интересных с точки зрения съемок. Потом переговорил с Александром Калашниковым, с которым снимали фильм "Замороженное время". Материал ему не понравился. Стало понятно, что не хватало главного героя - пришлось его "изобрести".

- Что было самым сложным в процессе создания фильма?

- Монтаж, однозначно, ввиду ряда объективных и субъективных обстоятельств, например, операторских косяков. Ну и сам темп поездки. Моя голова настолько была занята ездой, организацией постоев и ночлегов, что нечеловеческих усилий стоило параллельное вылепливание фильма, которое, как многое в документальном кино, ведется нащупыванием, нанизыванием и ожидаемых, и неожиданных событий. Хорошо, что Калашников не был за рулем и занимался исключительно творческим трудом. Направлял, угадывал, строил сюжет.

Читать дальше...