Обсуждение подборки стихотворений Натальи Штырковой на семинаре Галины Седых
Расшифровка обсуждения подборки стихотворений студентки 1 курса очного отделения Н.А. Штырковой «Винегрет»
Наталья Штыркова: Приехала я из Пензенской области, из села Варварино. Писать стихи начала рано: в классе пятом-шестом, но потом забросила это дело. А в 9-ом классе (совершенно случайно) поступила в областную заочную Школу литераторов. Проучилась три года. Благодаря огромному труду моего педагога я принимала участие во множестве литературных конкурсов, а в 2014 году попала в Литературный институт на слёт юных дарований.
Летом этого же года поехала на литературный конкурс «Хоровод традиций». Там я встретилась с драматургом Львом Яковлевым, который был судьёй. Он посоветовал, чтобы я попробовала поступить в Литературный институт. Тогда я подумала: «Почему бы и нет?» До поступления в институт жила с младшей сестрой и мамой, сейчас живу в общежитии. Мама — учитель русского языка и литературы. К моим стихам относится положительно.
Ответы на вопросы:
1.
Г.И.Седых: А почему «Винегрет»?
Штыркова Наталья: Просто в подборке жанры разнообразные, получается салат.
Г.И.Седых: Почему не мозаика, не арабеска?
Штыркова Наталья: Не думала об этом, а винегрет сразу на ум пришёл.
2.
Кашина Елизавета: Скажи, пожалуйста, в подборке стихи какой давности?
Штыркова Наталья: Есть стихотворения трёхлетней давности, а есть новые, которые я сочиняла, находясь в Литературном институте.
3.
Г.И.Седых: Скажи, а кто тебя приучил к японской поэзии?
Штыркова Наталья: Сама. Читала книгу, в которой рассказывалось о жанре танка, решила подробнее узнать, что это. Познакомилась с хокку, перешла на них.
4.
Кашина Елизавета: А можешь назвать своих любимых поэтов и прозаиков?
Штыркова Наталья: Начну с прозаиков. Ганс Христиан Андерсен, Александр Куприн, Антон Чехов, Александр Вампилов.
Кашина Елизавета: А современные?
Штыркова Наталья: Из современных... малоизвестный Фред Адра.
Кашина Елизавета : А из отечественных?
Штыркова Наталья: Мало читала. Точнее, читала, но чтобы до глубины души — не пробрало. В поэзии — Есенин, Маяковский. Вообще, у меня нет любимых поэтов, у меня есть любимые стихотворения. Стихотворения... Есенин «Я иду долиной, на затылке кепи», Маяковский «Передовая передового», Лермонтов «Я верю», «Исповедь», Давыдов «Мы недавно», «Мудрость».
5.
Г.И.Седых: У меня вопрос: ты сама додумалась или кто-то надоумил? Чёткая структура подборки, что меня радует. Не так, чтобы накидала в каком-то беспорядке. Как ты составляла, по какому принципу?
Штыркова Наталья: Я хотела, чтобы был резкий переход от одного к другому, чтобы мозг читающего разгружался, и было интересно читать.
Оппоненты: Тестов Даниил, Балкова Анастасия, Бурлешин Николай, Джаферов Фазир.
Тестов Даниил: В представленной подборке сразу виден поиск стихотворной формы. Наташа пишет и прямыми строками, и лесенкой. Здесь и нагаута, и сонет, и хокку. Всё смешали — получился «Винегрет». Хотя и прослеживается многообразие форм, у меня создается впечатление, что все эти формы изучены очень поверхностно. Очень много шероховатостей и недочётов. А, что самое главное, штампов. Их просто огромное количество, поэтому в процессе разбора стихотворений я буду заострять на этом внимание.
Автором указано, что стихотворение «Песня» - это нагаута (огромное спасибо). С технической точки зрения всё верно: везде 5 или 7 слогов. Но какой-то поэтической ценности стихотворение не несёт. Тема банальная, кроме того, два штампа: «льются звуки» и «голосом звеня». Я долго думал, почему сад голубой? Решил, что это метафора, что так Наташа назвала небо. Но возможно, я ищу глубинный смысл, которого нет.
Сонет — это очень строгая форма, он должен быть ровным и гладким. Сонет Наташы потёртый, ломанный. Я смог прочитать его без запинки лишь с четвёртого раза. Если соединить линией окончания каждой строчки сонета, то она получится с огромным количеством изгибов, причём, иногда они будут уходить очень далеко друг от друга. Меня не покидает ощущение, что строчку «Морфей окутал пеленою очи» я слышал уже много раз. А дальше вновь пошли штампы: «сон прокрался в разум», «фантазия пленит», «сердце ныло». Из всех метафор могу одобрить лишь «заря плещет». Во второй строфе повторы смотрятся небрежно: «Чего желаешь» - «желанный гость», «должно присниться»- «приснился ты». Возможно, это планировалось подать, как приём... Но в таком случае, не получилось. Стихотворение написано ямбом, не удивительно, что в первой строчке третей строфы слова «молчал» и «ты» слились в одно: «Молчалты, тишины довольно было». В последней строке третей строфы слишком много шипящих и глухих согласных: «Ах, жаль, что жизнь не соткана из снов». Я эту строчку прошипел, хотя на конце стоит восклицательный знак. Нечто подобное было бы уместно в последней строчке стихотворения: «Шепчу с улыбкой...»
Могу сказать сразу обо всех трёх хокку: они красивые, наблюдения интересные, но хочется лишь сказать: «Да, я согласен».
«За светом костра
Глазу трудно разглядеть
Тёмные угли» -
Ну, да, так и есть. Я понимаю, какой дополнительный смысл в это вложен, но мне не хочется остановиться и подумать, не хочется перечитать. Я не задаюсь вопросом, а вдруг я не прав, вдруг имелось в виду что-то другое? С хокку то же самое, что и с нагаутой — форма соблюдена, но ничего интересного я для себя не нашёл.
Стихотворение «СтихиЯ» просто переполнено штампами: «Брови сбегутся», «часы прошагают», «тьму отчаянья», «сердце горит», «пламя душевных страстей», «из моего сердца новая рвётся строка». Вообще, всё, что идёт после цифры «2», могу назвать одним большим штампом. До этого было хотя бы что-то интересное. Конечно, после фразы «брови сбегутся в линию» представляется монобровь, но строчки:
«Поймала журавля,
Ан, нет,
оказалась муха» -
довольно необычные и даже заставляют улыбнуться.
В стихотворении «Природа в сговоре со смертью» тоже не обошлось без штампа: «скрыться с глаз».
«Природа в сговоре со смертью,
ДА, здесь, в Варварино моём...» -
«Да» служит только для удержания ритма и стихотворного размера. Никакого смысла оно не несёт, только мешает. Сливаются буквы в словах «в Варварино» и «нет тех».
«И скрыться с глаз желает речка,
Лишь держат воду берега,
Не позволяя в тёмный вечер,
Чтобы красавица ушла» -
Слово «речка» не связывается со словом «красавица». Кажется, что речь идёт отдельно о «речке» и отдельно о «красавице». Так же теряется связь между первой и последней строчками стихотворения. С кем «с Нею...», понимаешь не сразу. Если бы первая строчка была просто продублирована, смотрелось бы лучше. Здесь есть удачные строки: «Лишь держат воду берега»,
«К земле деревья клонят ветви,
Хотят совсем уйти в неё» -
Стихотворение может получится, но над ним нужно серьёзно работать.
В стихотворении «Покажи я первые о тебе стихи» снова полно штампов: «сердце стынет», «подкатит злость», «слов колючих», «в мыслях растеряешься», «чувств лихих». Считаю очень удачной метафору «временем облохматилось», а так же сравнение с тигром в цирке. Единственное, меня смутило слово «дрессача», слов, относящихся к той же лексике, в стихотворении больше нет, «дрессач» остался без поддержки. Определение «прозостихотворная халтура» невероятно удачное, мне кажется, именно так можно сказать о многих стихотворениях подборки.
Стихотворение «На голове её заколка» я могу полностью произнести в прозе, и оно от этого ничего не потеряет: Заколка на её голове красивая, но бесполезная. Я не нахожу толку там, где внешний вид у девушки, важнее её ума. От лирики здесь только ритм и рифма, которые, по правде говоря, в данной ситуации особой роли не играют.
Тема стихотворения «Раскаянье» считалась банальнейшей ещё лет триста назад, а сейчас и подавно. Присутствует глагольная рифма «прозвучал» - «поднял». Но уж лучше так, чем «совершить» - «понести» или «другим» - «их». Крайне неудачная формулировка: «Слух поражая, словно гром» - поражая гром? Или, та же ошибка: «Он вспоминал, не прав как был». Я так и не понял, почему в «краю жизни» «ни души кругом»? И почему в памяти «всплывали» не видения, образы или картинки, а «мгновения»? «Глаза ТУТ путник опустил» - он опустил их именно тут. Слово опять существует только для поддержания ритма и стихотворного размера. «Как к ближним» - две буквы вновь сливаются. «Как был... к ближним был» - не смотрится приёмом, скорее недочётом или ошибкой.
«Не выдержав напора их,
Был Путник ими сокрушён:
Пал на колени. Но пред ним» -
«Их», «ими», «ним» - слишком много однообразных местоимений рядом. Фраза «в один момент», слово из какого-то другого стихотворения. Оно никак не укладывается, пускай в банальную, но возвышенную тему, особенно, когда рядом находятся устаревшие формы слов, например «пал».
В слове «Садоокость» нужно было обозначить ударение. Как я его только не читал, искал в стихотворении садистов и кости, долго не мог понять к кому Наташа обращается. Слово «вмиг» опять явно лишнее, солнце не может замереть не вмиг. «Лёгок как» - снова слияние двух букв. Слова «закат» и «пока» вновь сливаются в одно: «И закатпока бродит в полях». Не смотря на все эти недочёты, стихотворение гораздо интереснее, чем все, что были до этого. Явных штампов нет, кольцевая композиция, образ сада, который глядит в тебя, ещё и множеством глаз. Много мелких, не сказать, что отличных, но хороших образов: «ало-лиловое кружево», «звёзды не разбужены», «закат бродит в полях».
Главная проблема Наташи — это штампы. Штампом считается, чаще всего метафора, которую мы употребляем в повседневной жизни и даже не замечаем этого. Есть целый роман, написанный одними лишь штампами. Писать совсем без них очень тяжело, они могут присутствовать в стихотворениях, но не в таком количестве, и помимо них должно быть ещё что-то. Мы видим разнообразие форм и стилей, но все они затронуты поверхностно, полного понимания сути той или иной формы нет. Представленная подборка абсолютно скучная, за бесконечными штампами я не вижу лирического героя, я не увидел ничего нового. Если пишешь на забитую тему, пиши так, как об этом ещё не писали.
Если в конце вернуться к названию подборки, понимаешь, как была бы уместна цитата Сергея Довлатова: «Чем ни закусывай — блюёшь всё равно винегретом».
Балкова Анастасия: Начнём с названия. «Винегрет» - неудачное, неинтригущее название. Ещё не открыв подборку, ты догадываешься о том, что тебя ждёт. «Винегрет» - обозначает что-то смешанное, и уже является штампом. Как бы грустно не звучало, но подборка стихотворений встретила штампом и им же проводила. При чтении меня не покидало ощущение того, что это уже было. «Песня»(нагаута) и хокку — по технической части претензий нет. Больше сказать ничего по ним не могу, так как осталась равнодушна. Голые фразы не несущие никакого смысла. Сонет. Строчка «желанный гость, хоть мною и не зван» - слишком коряво. Удивило то, как сам автор этого не заметил. «Сердце сладко ныло» - опять штамп, это уже было, и я даже скажу где. Иван Андреев — был такой писатель. Вот отрывок из его стихотворения: «Я помню, сердце сладко ныло, и на столе горели свечи...». Дальше «СтихиЯ». Если автор думает, что это что-то новое, интересное, то мне жаль. Открытие не свершилось, лучше бы совсем без названия. Далее появляется вообще что-то страшное: «брови сбегутся в линию». Вопрос. На какую реакцию читателя была рассчитана эта строка? Могу с уверенностью сказать, что большинство представили «монобровь». Порадовало слово «дрессача», оно не было очередным штампом.
Бурлешин Николай: Начну с того, что обычно говорится в конце: подборка иллюстрирует как сильные, так и слабые стороны автора. Смотрится не сильно, но обещает хорошие стихи в перспективе.
Самая большая беда в подборке — косноязычие. Особенно оно проявляется в стихотворении «Раскаяние» (можно целиком зачитывать в качестве примера) и подкрепляется нетвёрдым знанием пунктуации. Пафос в хорошем смысле слова пока не очень даётся, попытки порождают косноязычие.
Рифмы местами вовсе пропадать начинают («Природа в сговоре со смертью...»). Постепенно, от начала стихотворения к концу, от годных через слабые к совпадению гласных. А жаль, само-то стихотворение могло быть очень интересным.
Подбор слов часто оставляет желать лучшего. Словом «сбегутся» характеризуются брови. «Сбегутся в линию». Выстроятся? Но это точно не о бровях. Сожмутся? Воспрянут? Сдвинутся, наверное, и всё.
Из хорошего могу отметить выстроенные мысли и композиционные успехи, хотя местами и хочется, чтобы вела строка, а не вели строку. Также автору удаётся словотворчество («облохматилось»), встречаются и неплохие составные рифмы.
Из хокку условно удачно первое.
Джаферов Фазир: Несколько наблюдений, поводом которым послужила подборка Натальи. Наблюдений связанных с этой подборкой или совершенно отвлечённых. Прежде всего, название «Винегрет». Мне кажется, что за таким демонстративно пренебрежительным названием Наталья желает скрыть какую-то серьёзную и ценную идею, в которой она сомневается, не знает, как воспримет мир, если её назвать и преподнести ему. Это название-разведчик, название-шапка, которую из окопа поднимают бойцы на палке, чтобы проверить, стреляют ещё, или можно в атаку. «Винегрет» - мол, всё, что есть, понабросаю. Но обратите внимание на композицию подборки: маленькое стихотворение чередуется с большим — это аналог дыхания мира. Маленький вдох, большой выдох, маленький вдох, большой выдох...На вдохе принимаю, на выдохе отдаю. И в конце два выдоха. Последние, смертные. Два последние стихотворения большие, потому что человек должен меньше брать и больше отдавать. Человек должен сам в себе забродить, человек должен быть костром, который загорается от маленькой спички, ничтожной искры и разгорается во всесожжение. Я не говорю, что именно эти идеи имела ввиду Наталья, но само стремление к космосу, гармонии, порядку нельзя не заметить. Возможно, что весь мир наш как винегрет и возник: шёл Бог с праздничным подносом и споткнулся.
Круговое обсуждение:
Тарковская Наталья: Я обратила внимание на стихотворение, которое, на мой взгляд, очень напоминает Маяковского. Я считаю, что это очень хорошая имитация. И по форме, и по смыслу. Мне это понравилось. Хотя я не знаю, случайно ли, или специально, но это действительно так. На самом деле очень сложно писать хорошие имитации, и мне, например, понравилось. Я считаю, что это хорошо, что есть перспективы, это самое главное.
Алкевич Анна: На самом деле Наташа человек очень одарённый, только не сложившийся, как поэт, до конца. Её формальный и тематический поиск очень ярко представлен. Содержательная сторона, действительно, страдает, на мой взгляд, но просто она с темой ещё не определилась до конца. Но это же первая подборка автора. О поэтических способностях пока что сложно говорить определённо. И какой будет основная тематика — только время может сказать. Неровная достаточно подборка. Есть места довольно гладкие технически, есть, как говорили, моменты не совсем удачные. В первой подборке это очень часто бывает. По поводу хокку и японских опытов, я считаю, что это хорошо для развития техники, но это больше опыт, чем что-то серьёзное. Я не верю, что на русской почве из этого что-то может вырасти. Мне понравилась любовная лирика. Возможно, в ней нет тематической динамики, но там можно увидеть автора. Я думаю, что у автора есть потенциал, что со временем всё будет хорошо и со стороны формы, и с содержательной стороны. Подборка мне понравилась, потому что она многое обещает.
Николай Прокофьев: Заострю внимание на таких вещах, как ошибки смысловые. Смысловые ошибки, которые здесь присутствуют, ошибки фактические, скажем так. К примеру «тёмные угли». Как вы себе представляете тёмные угли? Чёрные — это головёшки, тёмные — это пепел, зола. Уголь, сам по себе, он уже огонь. Не огонь, а остатки огня, что-то светлое. Тёмными не могут быть угли. Фактическая ошибка конкретная. Я понимаю, здесь хотелось какую-то мудрость вложить. Но в хокку, да и вообще в афористической поэзии, требуется большой жизненный опыт, наблюдательность. Поэтому нужно этим заниматься, нужно пробовать себя и в этом направлении, но претендовать на какой-то скорый успех рано ещё. Первая строчка следующего стихотворения. «Сгорблюсь над бумаги листом» - слово «сгорблюсь». Сгорбиться можно под годами, под ношей жизни. А тут, по смыслу, имелось ввиду склониться. «Сгорблюсь» смотрится неуместно, неправильно, и вообще оно мне не нравится. Далее в этом стихотворении можно увидеть неправильное употребление устойчивого выражения. Журавлю противопоставление синица, а здесь журавль — муха. Либо это подтверждено должно быть чем-то, либо это опять же смысловая ошибка, о которых я говорил. Кстати, вот «дрессач» мне очень понравился, неологизм как бы. Я подумал, что, может быть, я так безнадёжно отстал, что не знаю, как их теперь называют, но потом посмотрел — нет, вроде бы ничего. При этом стихотворение всё немножечко стёб, с юмором. Та же «дура» мелькает, «дурака», и в середине «дрессач». В любом случае оно сленговое, и относится к нему стоит соответствующе. «Облохматилось» ещё понравилось. Есть находки, которые по масштабу пока маленькие, но тем не менее эти находки надо развивать, на неологизмах таких концентрироваться. Второй вывод, который я сделал из этой подборочки: писать надо о том, что близко лично тебе, как автору, через что ты прошла. Что ты видела своими глазами. Пусть это будет не вселенский масштаб событий, а бытовая сценка для начала, прочувствованная своим авторским чутьём. Пусть она будет несовершенна, но будет интересно увидеть лицо и почерк автора. Ты написала о том, что только ты знаешь, но не знают окружающие, и о чём им было бы интересно услышать.
Арсений Коленченко: Я не могу сказать, что нигде и никогда подобных стихов не читал. Если говорить об оригинальности, то её я тут не увидел. Но бывает так: читаешь стихи начинающего поэта, и возникает ощущение, что человек считает себя абсолютно состоявшимся, и поэтому то, что он пишет — безумно скучно. Здесь подобного нет. Видно, что автор работает над собой, ищет новые для себя формы; пусть не всегда удачно, но он их ищет, что, на мой взгляд, хорошо. Темы, выбранные для стихов, по-моему, подходят для того, чтобы начать творческий путь. Потому что если ты берешь что-то... космическое, глобальное, будучи неподготовленным, получается фарс. А если ты начинаешь с чего-то более земного, как здесь, то потом будет легче и поэту, и читателю. Из плюсов, которые я здесь увидел — ирония над собой. Важно и ценно, когда автор понимает своё положение, когда он может трезво оценить свои литературные способности.
Шипицына Полина: Я бы хотела ответить на некоторые замечания, указанные в рецензиях. «По голубому саду» - в первом стихотворении. Мы с Арсением очень долго думали над тем, что бы это могло быть, может быть небом, но Наташа нам доступно объяснила, что под своим садом подразумевала планету, голубая Земля — голубой сад. Так же хочу сказать по поводу неологизма «дрессача». На самом деле, как только ты прочитал, услышал стихотворение, у меня лично возник образ дрессач - плеть, и соответственно слово «дрессаЧА» своим громким окончанием напоминает удар плети.
Юхта Диана: Мне не очень понравилось стихотворение «Покажи я первые о тебе стихи», потому что я долго не могла понять, в каком ритме его следует читать, да и оно какое-то простое, без подтекста. Но мне очень понравились стихотворения «Садоокость» и «Природа в сговоре со смертью». Последнее показалось мне наиболее взрослым из всей подборки.
Чайка Мария: Лично мне понравились стихотворения «Стихия» и «Покажи я первые о тебе стихи». Мне они показались наиболее живыми. И то, что я услышала по звучанию, когда подборка была прочитана, меня не раздражало.
Малышев Тимофей: Поспорю с Николаем по поводу «сгорбиться». Очень часто лично мне говорили «не горбись». И я горбился не от жизни, а от того, что ленился выпрямиться. Здесь Наташа описывает именно такую ситуацию. И о ритме в стихотворении «Покажи я первые о тебе стихи». Мне кажется, Наташа просто отходила от ритма, и не надо его искать там, где быть не должно.
Рогожин Никита: Я подборку читал два раза. В первый она как-то мимо прошла. А во второй раз я прочитал её сегодня. Проснулся, увидел солнышко, выпил кофе, у меня было хорошее настроение, прочитал подборку и она вызвала у меня положительные эмоции. Я не думал о стилистике стиха, не думал об ошибках, не искал метафоры. Я просто читал и получал удовольствие. Были, конечно, моменты, на которых я спотыкался. «Дрессач» у меня вообще шлагбаумом встал, через который я не мог пройти. Не потому что мне это не понравилось, а потому что всё читалось легко, интересно, а когда появился «дрессач», это поставило меня в ступор. Но, кстати, стихотворение это больше всего мне понравилось. И помимо этого мне понравилось первое хокку. В котором для меня единственный смысл. Такая этикетка, за которой прячется либо конфетка, либо уголь. Часто очень сложно разглядеть через всю внешнюю красоту душу человека.
Найдёнова Роксана: Мне понравилось, что автор ищет себя в сложных жанрах. Из минусов. Мне показалось, что одно стихотворение — подражание Маяковскому, другое — Есенину. Понравилось стихотворение «Садоокость», в котором виден чистый автор. Так же «На голове её заколка», говорили, что это стихотворение смотрелось лучше бы в прозе, но мне оно и так нравится, нравится ирония автора. В стихотворении «Природа в сговоре со смертью понравилась первая строка», она меня зацепила.
Г.И.Седых: Мне нравится, что Наташа хочет работать с разными жанрами. И все её опыты я вижу как освоение жанра. По поводу мухи кто-то не согласился, а мне понравилось, неожиданно. И, кстати, обратите внимание на интересные рифмы. У неё или провальные или интересные рифмы. Такие как «приснился — явился» в сонете не допустимы, потому что сонет — опрятный жанр. Что же насчёт «Стихия», как раз «журавля — развалясь» - я не понимаю, что это за рифма, а вот с мухой, тут она отошла от шаблонов, про которые все говорили, и попыталась обыграть. Вот «облохматилось» мне очень понравилось, неожиданно экспрессивное слово и я запомню его, а вот «чувств лихих» не запомню. По-моему они здесь не к месту. Стихотворение «Путник». Наташа хорошо работает с размерами, но что касается этого стихотворения, тут абсолютный раздрыг. Начинается с амфибрахия, а после немотивированно переходит в другой размер. Это стихотворение — баллада религиозного содержания, поэтому, думаю, автору будет полезно почитать «Поэт и монах» Кузнецова. А «Садоокость», мне даже понравилось, кроме названия, здесь более-менее абстрактные вещи, но они обыграны. Только не могу с тобой согласиться насчёт «замлевши», я не знаю такого слова. Скажу так, что это достойная первого курса подборка, она говорит о том, что человек в литературе и поэзии, видимо, будет не случаен. Я поощряю её интерес к жанровому разнообразию, но копать надо глубже. И потом можно давать себе больше воли и отходить от жанров. Пока я вижу у тебя самодисциплину, которая иногда уходит в самоиронию, что бесспорно, но тут иронии так мало, что она не спасает.
Подборка стихотворений студентки 1 курса очного отделения Н.А.Штырковой
Песня (нагаута)
Слышу каждый день
Чудные льются звуки
Из сада. Птица
С зелёных ветвей поёт
Как будто в последний раз.
Милая птица,
Научи меня петь так.
Тоже разлиться
Хочу, голосом звеня,
По голубому саду.
Сонет
Морфей окутал пеленою очи,
И сладкий сон прокрался в разум мой.
Так что же я увижу этой ночью,
Фантазия какой пленит игрой?
Чего желаешь, то должно присниться,
Могу сказать, что это не обман.
Приснился ты мне, ты в мой сон явился -
Желанный гость, хоть мною и не зван.
Молчал ты, тишины довольно было:
Для счастья мне совсем не надо слов.
Ладонь в ладони. Сердце сладко ныло…
Ах, жаль, что жизнь не соткана из снов!
Ночь минула. Заря в окошко плещет.
Шепчу с улыбкой: «Лишь бы сон был вещим».
***
За светом костра
Глазу трудно разглядеть
Тёмные угли.
СтихиЯ
1.
Сгорблюсь над бумаги
листом,
Брови сбегутся в линию,
Время убью я на то,
Чтобы бегать
за клиньями
Мыслей.
Поймала журавля,
Ан, нет,
оказалась муха.
Беспомощно на столе развалясь,
В безыдейное отчаянье рухну.
Часы прошагают немало,
Пока тьму отчаянья сердце
Светом рассеет.
Вдруг - заполыхало!
Огню надо
куда-то деться.
2.
Моё сердце горит!
Словами.
Дайте бумагу
скорей!
Сильнее разожгу пламя
Моих
душевных страстей.
Полыхает!
Бегите греться!
Не пугайтесь странного
языка
Пламени.
Из моего сердца
Новая
рвётся
строка.
***
Зелёная трава
Видна через желтизну
Листьев опавших.
***
Природа в сговоре со смертью,
Да, здесь, в Варварино моём -
К земле деревья клонят ветви,
Хотят совсем уйти в неё.
И скрыться с глаз желает речка,
Лишь держат воду берега,
Не позволяя в тёмный вечер,
Чтобы красавица ушла.
И птиц нет тех, что были раньше,
Что были музыкой в саду.
Теперь природе уходящей
Для шествия не нужен звук,
Не надобно прощальных трелей,
Ведь в сговоре природа с Нею….
***
Закончив рыдать,
Небо залило город
Светом янтарным.
***
Покажи я первые о тебе стихи –
Умрёшь со смеху,
скажешь: «Дура»,
И не стихи это, а так,
прозостихотворная халтура
Чувств первых, что уже
(не бойся)
тихи.
Как не затихнуть, когда заставляют
молчать!?
Тигр в цирке,
и тот пасть не разинет:
Он, сильный, боится плётки дрессача,
А я, слабая…
Сердце от слов твоих так и стынет.
Но что было, то было,
временем облохматилось.
Вспомню о прошлом – подкатит злость,
Обида, тоска – всё вперемешку.
Посылай же, посылай же мне в спину насмешки!
Но…покажи я последние о тебе стихи -
Не подберёшь
для шуток слов колючих:
В мыслях растеряешься,
дурака включишь,
Не видеть чтобы
новых
чувств лихих.
***
На голове её заколка
Красива, но, увы, без толку.
Не нахожу я толку там,
Где вид важней ума у дам.
Раскаянье
Шел Путник по пыли дорог:
С одной сходил, брел по другой…
Он под дождем не раз промок,
Не раз был опален жарой…
Но вот пришел он наконец,
Свои скитанья прекратив,
(Как говорил один мудрец)
Туда, где сходятся пути.
Край жизни. Ни души кругом.
Вдруг голос сверху прозвучал,
Слух поражая, словно гром -
И Путник в небо взгляд поднял…
«Во время своего пути
Успел ты многое свершить,
Теперь же за дела свои
Ответ готов ли понести?
И можешь ли сказать: «Я чист,
Добра побольше, чем грехов»,
Что свет внутри тебя лучист
И согревать был всех готов?»
Глаза тут путник опустил,
Не видя ничего вокруг,
Он вспоминал, не прав как был,
Как к ближним был он близорук…
Одно мгновенье за другим
Всплывало в памяти его…
Не выдержав напора их,
Был Путник ими сокрушен:
Пал на колени. Но пред ним
Судья возник в один момент,
И всепрощением немым
Скитальца поднял он с колен.
Садоокость
Что ты смотришь в меня настороженно,
Не моргаючи, множеством глаз?
Я под тенью деревьев прохожая,
Что, замлевши, осталась на час.
Мне до сумерек только послушать бы,
Как для Солнца, что замерло вмиг,
Песни птицы поют простодушные -
Лёгок как их вечерний язык!
Мне на ало-лиловое кружево
Наглядеться в твоих бы ветвях,
Звёзды ночью пока не разбужены,
И закат пока бродит в полях.
Я под тенью деревьев прохожая,
Что, замлевши, осталась на час,
Не смотри ты в меня настороженно,
Не моргаючи множеством глаз.