Открытие Выставочного проекта «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х»

30 мая в отделе Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля состоится открытие выставки «Литературная Атлантида», посвященной событиям и участникам литературной жизни 1990–2000-х годов.

Адрес: «Дом И.С. Остроухова в Трубниках», Трубниковский пер., д. 17, стр. 1

Начало в 18:30.

Информация по телефонам: 8 495 695-46-18, 8 925 300-40-70

или по почте: info@goslitmuz.ru


Выставка Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Литературная Атлантида» посвящена событиям и участникам литературной жизни 1990–2000-х годов. Это было время, когда в Москве возникли и приобрели популярность совершенно новые, в советское время неведомые, неформальные литературные «институции» — поэтические кафе, интеллектуальные книжные магазины, частные издательства, а также многочисленные литературные сообщества. Реалии этого двадцатилетия ныне канули в лету, подобно сказочной Атлантиде, о которой идет речь в «Диалогах» Платона. Это была мозаичная и сложно устроенная реальность, многие ее фрагменты окружают нас по сей день, однако они больше не складываются в целостную картину. Что объединяет водку с названием «Стихотворная» и кубок командного чемпионата Москвы по поэзии? Штаны знаменитого автора палиндромов Дмитрия Авалиани и игрушечного медведя с загадочными буквами ОГИ?        

Авторы выставки пытаются по этим сохранившимся частям восстановить целое — воссоздать карту поэтической Атлантиды 1990–2000-х.

С конца 1980-х годов литература вдруг оказалась свободной от государственной идеологии. Членские билеты Союза писателей, официальные вечера в Центральном доме литераторов утратили былую престижность, в центре внимания оказались авторы, в советское время публиковавшиеся лишь в самиздате либо за рубежом: Сергей Гандлевский и Виктор Кривулин, Ольга Седакова и Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн и Михаил Айзенберг. В начале 1990-х основные литературные события стали происходить на новых площадках: в клубах и кафе, неформальных книжных магазинах и в университетских аудиториях. Для атмосферы эпохи были характерны чувство небывалой свободы, радость узнавания нового, вера в возможность творческого единства людей разных убеждений. Важную роль играли люди, на свой страх и риск создававшие новые культурные институции. Вместе с тем, постсоветская литературная вольница существенно отличалась от литературной жизни эпохи оттепели, имела камерный характер, порождала сообщество, пусть и свободное от государственного и идеологического диктата, но все же ориентированное на немногих посвященных. Истосковавшиеся по свободному слову люди на этот раз  пошли слушать стихи не на стадионы, а в полуподвальные литературные кафе.

После закрытия в 2012 и 2013 годах легендарных клубов «Проект ОГИ» и «Билингва» культурный ландшафт Москвы изменился существенно и необратимо. Литературная Атлантида 1990–2000-х окончательно погрузилась в пучину истории. Что означает эта эпоха сегодня? Возможен ли о ней связный и внятный рассказ?

Создатели выставки решились на изначально рискованный эксперимент: воссоздать в музейной экспозиции контуры переходной эпохи — ушедшей за горизонт настоящего времени, но еще не ставшей историческим прошлым.

Название выставки отсылает к платоновским диалогам. Один из них содержит предание Крития о путешествии афинянина Солона в Египет. Местные жители поведали ему легенду об острове, некогда находившемся у выхода из Гибралтарского пролива и погрузившемся в морскую пучину. Как известно, в идеальном государстве Платона не нашлось места для поэтов. По Платону, искусство может быть оправдано только в одном случае: если оно способно объяснить жизнь, указать на ее скрытые и важные свойства. Поэтическое предание об Атлантиде в платоновском диалоге как раз помогает афинянам познать свое прошлое и настоящее. Воссоздание лиц и обстоятельств литературной эпохи двадцатилетней давности способно объяснить многое и важное людям 2010-х годов.   

На выставке представлены фотографии, афиши, книги, периодические издания, персональные реликвии из частных коллекций и фондов Государственного литературного музея. Будут показаны видеозаписи поэтических вечеров, проходивших начиная с 1989 года в музее Вадима Сидура и на других известных площадках. Посетители смогут увидеть выступления Андрея Вознесенского, Всеволода Некрасова, Генриха Сапгира, Игоря Холина и многих других поэтов. Специально для выставки записаны интервью ключевых фигур культурного процесса 1990–2000-х: Андрея Бильжо, Дмитрия Борисова, Дмитрия Ицковича, Дмитрия Кузьмина, Николая Охотина, Ирины Паперной, Елены Пахомовой, Игоря Сида и др.

В рамках выставки будет проведена обширная программа, включающая в себя кураторские экскурсии, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, и, главное, поэтические чтения.

На вернисаже состоится литературный вечер. Для участия в нем приглашены: Михаил Айзенберг, Алексей Алехин, Николай Байтов, Андрей Бильжо, Евгений Бунимович, Дмитрий Воденников, Мария Галина, Данила Давыдов, Света Литвак, Ирина Прохорова, Андрей Родионов, Лев Рубинштейн, Аркадий Штыпель и многие другие.

Кураторы выставки: Данил Файзов, Юрий Цветков, Наталья Реброва.

Художник: Олег Николаев.

Выставка работает до 11 сентября 2017 года.