Презентация 5-го сборника прозы ЛИТО "Точки"
«ТОЧКИ НЕПОСТИЖИМОГО» ‒ НОВЫЙ СБОРНИК ЛИТО «ТОЧКИ»
О презентации 5-го сборника прозы выпускников «Лита» и ВЛК
26 мая 2017 года в Шолоховском зале Правления Союза писателей России состоялась презентация пятого сборника прозы ЛИТО “Точки” при Совете по прозе СП России («Точки непостижимого»), вышедшего в московском издательстве «У Никитских ворот». В течение вечера в прекрасном исполнении артиста театра “Голос” Евгения Касаткина (тоже являющего автором сборника) звучали рассказы Натальи Ивановой «Люлька качалась мерно…», Екатерины Осориной «Офис № 13», Анны Пименовой (Левицкой) «Сердцеедка», Олега Надточея «Ходок».
Андрей Венедиктович Воронцов, писатель, доцент Литературного института им. Горького, руководитель ЛИТО «Точки», поздравляя авторов “Точек непостижимого”, отметил, что в сборнике представлено рекордное количество авторов ‒ 32. В свою орбиту ЛИТО “Точки” вовлекает всё больше и больше авторов. В “Точках непостижимого” представлены не только рассказы выпускников и студентов Литинститута, Высших литературных курсов (ВЛК) и Курсов литературного мастерства при ВЛК, но и других авторов. Среди них – Вадим Яр (Вадим Салеев) профессор, главный редактор белорусского журнала “Артэфакт”, который давно знаком с нашими сборниками и даже писал на них рецензии. Нам удалось выйти из границ московского пространства. Кроме Вадима Салеева к нам присоединился автор из Калининграда – Дмитрий Воронин, из Рязани – Лидия Терёхина, из Смоленска ‒ Екатерина Рогачева. Таким образом, география наших авторов ‒ от Калининграда до Тывы (Зоя Донгак) и Николаевска-на-Амуре (Юрий Жекотов), ‒ теперь ещё распространилась и на СНГ. Это важно, т.к. выйти за пределы своего региона авторам теперь порой очень нелегко.
В работе по редактированию и изданию сборника Андрею Венедиктовичу активно помогали участники ЛИТО Елена Яблонская, Алексей Контарь, Нина Кромина, Екатерина Осорина.
Важно было при отборе материалов и распределению их по рубрикам создать, при существующем творческом разнообразии, единство. Традиционно сложилось так, что этот сборник, как и предыдущие, состоит из четырёх разделов. Разделы сформировались органично и естественно, потому что авторы в своём творчестве уже определились и их произведения легко вложились в разделы, наименования которым дали названия рассказов: “Ночной пришелец”, “Офис №13”, “Ожидание чуда”, “ Разогрев души в микроволновке”.
Для А. В. Воронцова как руководителя литературного объединения важно, что авторы не просто выражают себя, а пытаются художественно осмыслить бытие. “Эти рассказы, - сказал он далее, - по-настоящему волнуют, пробуждают мысль, желание разобраться в том, что происходит в мире, который подчас не прост, трагичен. В результате получилась книга именно о непостижимом. Собственно, оно и есть та художественная жизнь, о которой мы так много говорим. О постижимом говорить не интересно, оно очевидно. Непостижимое же волнует, заставляет усомниться в справедливости постижимого. Именно так рождается феномен творчества. В новой книге нет ученических работ. Конечно, есть рассказы более сильные, есть более слабые. Для сборника это даже хорошо. Он не может состоять из одних шедевров ‒ тем самым мы слишком «балуем» читателя, притупляем его эстетическое чутье. А шедевру в сборнике должна предшествовать вещь не «шедевральная», хотя желательная, конечно, хорошая. Причем это обстоятельство актуально как для коллективного сборника рассказов, так и индивидуального, что прекрасно понимали, например, Чехов и Хемингуэй, умело перекладывая в своих сборниках шедевры более «легкими» рассказами.
В заключении А.В. Воронцов подчеркнул, что новая книга – всегда радость, а такая основательная, в 376 страниц, как “Точки непостижимого” – радость вдвойне.
Полина Гордиенко, слушательница Курсов литературного мастерства при ВЛК, дебютант сборников “Точки”, подчеркнула, что сборник выстроен так, что одна тема переходит в другую и читается как единое целое. После прочтения сборника у неё осталось ощущение хорошего послевкусия, и потом долго вспоминались некоторые рассказы (Игоря Чичилина“Лунный червь”, Екатерины Осориной“Офис № 13”, Татьяны Матягиной “Запас прочности”, Олега Надточея “Эта сука Мариванна”, Алексея Небыкова “В стране богомолов”). “Всегда интересна неожиданная концовка, оригинальный сюжет, сюжет с поворотом. «Именно таких рассказов хочется пожелать авторам”, - сказала в заключении П.Гордиенко.
Евгения Фахуртдинова, выпускница ВЛК, слушательница Курсов литмастерства, особенно выделила рассказ выпускницы Литинститута Натальи Ивановой “Люлька качалась мерно…”. Несмотря на параллель с рассказом А.П. Чехова “Спать хочется”, этот страшный и трогательный рассказ имеет самостоятельное содержание. Рассказ Алексея Небыкова “В стране богомолов” Евгения отметила за яркие, запоминающиеся образы, в рассказе Екатерины Осориной обратила внимание на образ улицы, «раздвоенной, как рогатка” и приёме повтора, который здесь очень уместен. Рассказ Бориса Миловзорова показался Евгении очень сценичным. Языком, жизнеутверждающей интонацией ей понравился рассказ Юрия Жекотова. Говоря о содержании сборника в целом, выделила его удачное построение, переход из темы в тему: так, раздел “Ночной пришелец”, благодаря рассказу Нины Кроминой “Одинокая звезда”, подготавливает переход к жизнеутверждению и ощущению полноты жизни. В целом Евгения охарактеризовала сборник как профессиональный.
Андрей Лисьев, выпускник Курсов литмастерства, дал оценку многим произведениям, вошедшим в сборник. Лучшим назвал рассказ Алексея Небыкова “В стране богомолов”. Однако покритиковал автора за название, раскрывшее загадку с самого начала. Отметил рассказ Галины Дубининой “Русалочья ночь” (“берёт за душу”), Полины Гордиенко “Пестробородый” (“красота мира”), Нины Кроминой “Одинокая звезда”, посетовал, что в рассказе Татьяны Рыбаловой изменили первоначальное выражение “простодыра” на два слова. Отметил авангардный рассказ А. Контаря “Беретка”, привлекший внимание неординарностью повествования. Глубокой тоской мужского одиночества тронул Андрея рассказ Игоря Чичилина “Лунный червь”, в рассказе же Натальи Ивановой “Люлька качалась мерно…” он не понял идеи. Рассказ “Ночной пришелец” Лидии Терёхиной показался ему женской «страшилкой». Сильное впечатление на Лисьева произвёл рассказ Елены Кондаковой “Странная”. В его тени оказался рассказ Екатерины Осориной “Офис №13”. В избушке Юрия Жекотова (рассказ “Домовые”) захотелось пожить. Вот он – реальный, прекрасный мир, где можно спрятаться. “Наш современный Пришвин” – так охарактеризовал оратор Юрия.
Далее Андрей Лисьев, перечисляя рассказы авторов, давал им ёмкую и краткую оценку. Более подробно остановился на рассказе Елены Яблонской “Запах виски”, заметив, что в нём в линии каждого героя чувствуется надрыв, а в кульминации происходит катарсис всех героев и этот рассказ – кульминация всего сборника. Давая оценку рассказу Екатерины Рогачёвой “Ожидание чувства", отметил сбалансированность и отточенность. Отметил рассказ Александра Хилько “Сережа”, рассказ Дмитрия Воронина “Страшный сон” (“шукшинская традиция”).
Тамара Пономаренко, выпускница ВЛК, слушательница Курсов литмастерства, отметила переход авторов к более высокому, внутреннему осмыслению жизни. “В целом же, - сказала Тамара,- сборник, имея многолоскутное содержание, представляет собой единое целое”. Более подробно остановилась на рассказах, которые дали названия разделам.
Гость ЛИТО “Точки”, литератор Олег Куимов из Калининграда, сказал, что презентация ему очень понравилась, выделил высокохудожественное чтение рассказов артистом театра “Голос” Евгением Касаткиным.
Елена Яблонская, староста ЛИТО ”Точки”, выпускница ВЛК, аспирантка Литературного института им. Горького, сказала, что поистине художественными в сборнике ей показались рассказы не более 14-15 авторов. Она выделила рассказы Игоря Чичилина “Лунный червь”, Нины Кроминой “Одинокая звезда”, Елены Кондаковой “Странная”, Евгения Касаткина “Театр начинается”, Олега Надточея “Эта сука Мариванна”.
В заключительном слове Андрей Венедиктович Воронцов, в частности, сказал, что главной целью, которую он ставит, работая с авторами «Точек» – это не столько сам факт их публикации, сколько продолжение того процесса творческого становления, который они начали когда-то, придя в стены Лита. За отсутствием регулярных занятий ничто так не способствует художественному самосовершенствованию выпускников, как прямое участие в литературном процессе, особенно учитывая то обстоятельство, что некоторые из них являются не только авторами «Точек», но и их редакторами.
На презентации присутствовали гости из Смоленска ‒ молодой прозаик из Смоленска Екатерина Рогачева с супругом. Напомним, что недавно состоялся первый крупный дебют Е. Рогачевой ‒ публикация повести «Город» в апрельском номере журнала «Москва» за нынешний год. Участники «Точек», год назад рекомендовавшие «Город» к публикации, еще раз поздравили Екатерину с этим важным событием.
Как всегда порадовали своей музыкой студенты Гнесинки, возглавляемые преподавателем училища, концертмейстером Ириной Аслановой. Особый интерес гостей и участников «Точек» вызвала партия фагота (см. на фото 7), с последующим рассказом юного музыканта Максимилиана Катенина об этом знаменитом старинном инструменте, которому, между прочим, обязан своим прозвищем один из персонажей «Мастера и Маргариты» Булгакова Коровьев. Максимилиан исполнил на фаготе «Сицилиану и аллегро» композитора Г. Гровле, а виолончелисты Даниил Логачев, Варвара Алхазова и Кен Канэда (Япония) ‒ «Экспромт» А. Дворжака, «Танец мавританских девушек» А. Мачавариани и «Полонез» Д. Поппера. Аккомпанировала на фортепиано И. Асланова.