Реставрация Литературного института имени Горького окончится в этом году

Видеосъемка 

В наступившем году должны завершить реставрацию исторических зданий Литературного института имени Горького. Восстановительные работы приходилось переносить несколько раз. Какими будут обновленные корпуса, где совершенствуются будущие писатели, расскажет в репортаже для "Новостей культуры" Юлия Кундрюкова.

Литинститут имени Горького на Тверском бульваре реставрируют с 2017 года. Два корпуса – уже готовы. Этот – под номером 6 – был хозяйским домом усадьбы Яковлева.

 «Рисунок остекления был соблюден тот же, который был при постройке этого участка здания в 1909 году», – заявил руководитель проекта АО «Главзарубежстрой» Антон Полонский.

В начале XIX века владельцами усадьбы стала семья писателя Александра Герцена. Студентам-первокурсникам Литинститута рассказывают одну легенду.

«Диван, который находится справа от меня, на котором вы сейчас сидели, это, собственно, диван, где по преданию родился Герцен. Мы этот миф не разрушаем, даже если это просто миф», – сообщил ректор Литературного института им. М. Горького Алексей Варламов.

В романе «Былое и думы» Герцен описывал эту усадьбу. Появившись на страницах книги, она стала притягивать писателей как магнит. Здесь бывали Гоголь, Тургенев. Позже – Есенин, Маяковский, Гумилев. Последнее выступление Блока в Москве было тоже здесь.

«Сейчас мы проходим в самую старую часть усадьбы и конкретно строения номер 6 – это так называемые каменные палаты. Период их постройки относится к концу XVII века. Ориентировочно 1685 - 1690 год», – добавил Антон Полонский.

Главный дом усадьбы начинался здесь, в подвале. Именно эти сводчатые потолки однажды вдохновили Михаила Булгакова – так на страницах «Мастера и Маргариты» появилось описание ресторана под сводами «У Грибоедова». К доломитовым ступеням центральной лестницы материал подобрали точно по цвету – теперь они выглядят так же, как в XIX веке. В этой поточной аудитории был домашний театр. Сцена – между колоннами, которые после реставрации – совсем как мраморные.

«Было отреставрировано покрытие оселкового мрамора. На самом деле это бревна штукатуренные, покрытые в технике оселкового мрамора. Это такая минеральная декоративная штукатурка историческая. Порядка трех месяцев мы затратили труд двух специалистов на воссоздание и реставрацию», – отметил Антон Полонский.

А это – «конюшни». Они здесь действительно были, но уже давно это здание – административное помещение. Просторный коридор под наклонной крышей и несколько аудиторий. Здесь же временно хранится портрет основателя Литинститута.

«Этот портрет заботливо перенесли из первого строения, где он стоял в помещении большого актового зала. И теперь мы его сохраняем здесь, чтобы переместить после окончания реставрации», – рассказал Антон Полонский.

Реставрация должна была закончиться в ноябре 2019-го, но в конце года стройка затихла. До этого времени успели убрать все перегородки, утеплили стены. Почти закончили работы в подвале. Здесь важно было защитить здание от подземных вод и сохранить красоту сводов.

«Максимально пытались сохранить историческую кладку, и, конечно, было большое количество вычинок. Вычинки выполняли профессиональные каменщики, реставраторы. Вычинки вели реставрационным кирпичом, на соответствующих растворах», – сообщила конструктор, реставратор Татьяна Обухова.

Стройку возобновили в феврале 2020-го и к концу этого года все работы должны быть закончены.

Юлия Кундрюкова
Новости культуры