Tik TALK #1. «Да не, танцуйте». На связи Сончи Рейв

В журнале POSTED вышло интервью с выпускницей Литинститута.


Привет, на связи Соня! Эта история началась на карантине, когда я заметила одинокую иконку TikTok в своем айфоне. И понеслась: сотни коротких видео, быстро сменяющих друг друга. Отрицание, раздражение, принятие. Мне пришлось пройти все три стадии прежде, чем понять, что на наших глазах появляется новая платформа, без которой мы в будущем не сможем представить своей рутины. «Кристина, нашему журналу срочно нужен аккаунт» — спустя пару дней я написала главному редактору POSTED. Действительно, а почему бы и нет? Но для начала предстояло разобраться, что это за сервис, и чем именно он привлекает молодое поколение. Так и родилась идея проекта «Tik TALK», в рамках которого я поговорю с местными обитателями, чтобы прояснить для нас, обычных инстаграмовцев, чего ожидать от этого приложения! Ну а героиней первого интервью стала искренне полюбившаяся мне Сончи Рейв — креативный консультант, писательница, просто умница. Мы поговорили об основных направлениях контента в ТикТоке, кринже Гудкова, феномене Малефистины и концепте хайпа. Там даже есть советы для молодых писателей и история про крещение в джакузи — читай скорее!

Сончи, привет! Впервые я увидела тебя именно в TikTok — и сразу влюбилась. Расскажи, как ты пришла к тому, чтобы стать частью коммьюнити? Причисляешь ли ты сама себя к «тиктокерам» или для тебя это просто прикладной способ привлечь аудиторию?

— Привет! Спасибо огромное. Это очень приятно и очень неожиданно. Я делала большую работу по юмору. Я уже несколько лет ей занимаюсь, изучаю малую визуальную форму комедии, то есть вайны. То, как они потом перешли в Instagram, как они меняются в зависимости от платформы. И мне нужно было сделать блок про социальные вайны как явление: какие там есть архетипы, почему это супер-кринж. И я пришла к ТикТоку. Сначала я была просто как исследователь, но втянулась, одновременно писала «Анти-ты», где тоже есть ТикТок. На самом деле, я просто монтировала видео для несчастного Instagram, где нет вообще никакой аудитории. И забыла нажать кнопку «приватное». Все. Я не планировала никакой ТикТок-карьеры. У меня бомбануло видео с комиксом, а самое крутое — мне начали задавать вопросы. И я втянулась! Я на это подсела, потому что увидела, что очень многим людям нужен образовательный контент, нужно пояснять какие-то классные штуки. Причисляю ли я себя к тиктокерам — наверное, да. Потому что я очень люблю эту платформу, искренне. Там очень крутая аудитория, там само построение контента очень крутое. Но меня сложно назвать тиктокером, потому что у меня очень узкий образовательный контент, у меня нет прогрева аудитории для чего-то, то есть я не предоставляю никакие курсы — только частные уроки, но это для тех, кто до меня доходит. Не знаю, я не волнуюсь о подписчиках, я вообще не волнуюсь об аудитории. Я волнуюсь о комментариях. Для меня нет большего счастья, чем люди, которые говорят, что это полезно, что им это помогает и тому подобное. То есть ТикТок стал таким моим способом преподавать. У меня была мечта стать преподавателем по мастерству прозы в рамках института. И я вот думаю, что когда буду туда проситься — в качестве резюме предоставлю свой ТикТок. На самом деле, мой ТикТок — одно большое резюме. (смеется)

А где именно ты изучаешь малую форму комедии? Сталкивалась ли ты с препятствиями со стороны преподавателей «старой закалки», которые, быть может, скептически относились к твоим научным интересам?

— Изначально я стала изучать метаиронию, чтобы поступить на факультет эстетики и философии в аспирантуру при институте. В итоге я решила, что поеду путешествовать. Но я читала лекции в лекториях по эволюции мемов, готовила материалы для книжки. Насчет преподавателей «старой закалки» — да! Это были даже не преподаватели, а долгая война с деканатом, потому что я публиковалась в редакции Mainstream, а это топовое издательство и не у всех, скажу честно, мастеров по прозе, которые преподают в Литинституте есть такой тираж, как у меня. Им это очень не нравилось. Я сталкивалась с людьми, которые не принимают ничего, кроме Достоевского в литературной тусовке. Но самое удивительное, что это были в основном студенты. А так у нас были более-менее лояльные преподаватели, очень приятные. Были специальные конференции по мемам с точки зрения лингвистики, но это, конечно, какая-то небольшая часть преподавателей, с которыми мне просто повезло. Я очень переживала, что меня отчислят. Но в итоге все сложилось хорошо.

Когда я смотрела твои видео, мне особенно запомнилось то, в котором ты классифицировала весь объем контента на платформе с точки зрения искусствоведения. Расскажи мне, как полному профану, какие сейчас существуют течения в ТикТоке, чем они отличаются друг от друга? И какие больше всего близки именно тебе?

— Если ты вспомнишь Instagram в начале своего существования — это было место, чтобы фотки с пляжа постить, котиков и завтраки. Только потом там начала развиваться какая-то культура: появились фитнес-блоггеры, появились социальные слои, типажи. С ТикТоком сейчас происходит то же самое. В хаотичную платформу, где были только танцы, стало приходить большое количество людей, и расслоение на направления стало очень естественным. Все пошло с Запада, в России своей собственной прослойки нет. Есть straight-tiktok: pov, lip-sync, танцы. То есть очень простой контент, заходящий на широкую аудиторию. Очень позитивный. Чтоб понять, что такое straight-tiktok надо смотреть на российских звезд. Из straight-tiktok появился alt-tiktok — альтернативный. Он уже намного сложнее, подразумевает под собой некую контекстуальность. Тиктоки по фендому, например, тот же самый косплей. Alt-tiktok изначально появился как способ противопоставить straight. Это действительно крутая съемка, это альтернативная комедия. Там задача создать уникальный, очень современный юмористический контент. Из alt-tiktok зародился deep-tiktok, который появился в апреле. И это очень здорово, он в принципе доказывает мою теорию по искусствоведению, потому что после каких-то ужасных событий — например, после Первой и Второй мировой войны появляется сюрреализм, дадаизм, появляются очень неявные формы. И deep-tiktok как раз появился в период карантина. Он в принципе повторяет путь с ютубом — на ютубе тоже были void-video, были крипипасты Вконтакте. Это естественное развитие любой социо-платформы. То есть сначала у нас есть реализм, потом у нас проявление интересов — это alt, более уникальный контент, и дальше происходит нечто такое же абсурдное. Все эти три направления я разделила по трем типам нарратива. Straight-tiktok ты можешь показать маме, там нет ничего постыдного, это поймет каждый, кто увидит. Дальше alt — тут уже специфические темы. Ты не каждому покажешь тикток про ведьм, не каждому покажешь какой-то косплей. И дальше мы спускаемся в deep — это интуитивные видео, там нет прямого высказывания. Deep разделяется на спектр. В американском сегменте есть целые настоящие культы. За этим очень интересно наблюдать. Самое интересное, что скоро контент deep-tiktok — я даю где-то полгода — можно будет продавать. Повторится та же самая история, что и с кринжем. До Гудкова никто не умел продавать какие-то продукты с помощью кринжа. А потом пришел Гудков и перевернул эту игру. И deep-tiktok у нас вырабатывает толерантность к этому контенту — скоро мы не будем его пугаться, а будем воспринимать, как что-то естественное. Его уже начинают немного заимствовать в рекламе. По моей схеме, я нахожусь на перекрестке между straight и alt — у меня контент по узкой тематике. Я беру темы, которые больше по контекстуальноcти — я немножко alt. Но все равно во мне частичка straight, потому что мои видео голосовые, иногда немножко показывающие, это чисто образовательный контент, особо без каких-то шуток. Если бы у меня была смелость делать юмористический контент или делать липсинги, я бы делала. Но я нашла себя в преподавании. Мне очень нравится смесь alt и deep — это синематик в тиктоке. В straight я иногда заглядываю по определенным личностям, просто чтобы исследования провести, посмотреть, как это все двигается.

<...>

Как думаешь, что самое важное для писателя? Посоветуй молодым литераторам, с чего начать, как не потерять себя по дороге.

— Не потерять себя по дороге — это очень верное замечание, потому что опять же: я пять лет отучилась в Литературном Институте, но я отучилась как переводчик. Так как я креативный консультант — раньше я работала над созданием продуктов. То есть консультации проходили для того, чтобы создать что-то конкретное. Сейчас появилось очень много запросов на обучение, причем на обучение очень разное. Я преподаю сторителлинг, писательство и есть очень много учеников, которые проходят один и тот же путь. Нужно лишиться снобизма. Снобизм сейчас вообще никому и ни в чем не поможет. Это правда. Потому что снобы — люди, которые за счет своих вкусов пытаются повысить важность себя. И они обрубают себе кучу источников информации и вдохновения. Меня писать книжки научили видеоигры. Видеоигры — лучший учебник о том, как писать сценарии, писать книги, и это может быть полезнее, чем тот же Достоевский. Изучать теорию и понимать, что теория — она не задавит творческий процесс, не бояться этого. Люди, которые не знают теорию, могут быть от природы талантливы, но если у них случится затык — они не будут иметь инструмента, чтобы его починить. Самое главное: что происходит с самооценкой у творческого человека. Фу-у-ух! Это жесть. Это ад. Как говорил Венсан Кальве: «Жизнь поэта — это постоянные колебания между радикальной уверенностью и достоверным сомнением». Реально, у всех людей, которые пишут, наступает этап, который я называю «трудно быть Богом». С ними происходит проф. деформация. Иногда начинается мания величия. И это нормально. Главное — комфортно это пережить и не наделать дел. Со мной такое было. Тут главное — взять ответственность. Мой внутренний манифест для начинающих писателей: понимать, что важно делать что-то не для того, чтобы доказать, что ты особенный, а показать другим, что они особенные. Иногда бывают такие произведения, которые ты читаешь, и тебе кажется: «Господи, это создали как будто для меня». Взяли какую-то мою параноидную мысль, которую я постоянно куда-то прячу и боюсь озвучить — и за меня ее озвучили. Таким произведениям ты говоришь спасибо, такие тебя трогают. А если это просто, извините меня, «самодрочево» — в этом нет особого смысла. А, ну и еще, для тех, кто боится писать, публиковаться и тому подобное. Пожалуйста, посмотрите, что сейчас попадает в бестселлеры. И дело вообще не в Пауло Коэльо. Спуститесь ниже Улицкой. Если что-то прочитаете — у вас страх пропадет напрочь. Я напоминаю, что мы живем в эпохе ТикТоков и в эпохе, где по фанфику о Гарри Стайлсе снимают фильм. Поэтому сейчас вообще нельзя стыдиться ничего. Тем более, если вы делаете что-то действительно с любовью, с ответственностью, с пониманием того, насколько это важно и круто. Если вы получаете от этого удовольствие — тогда это выстрелит. Если это еще и искренне, то это выстрелит — сто процентов.

Читать полностью в POSTED...