«Я бы хотела, чтобы человек спросил, могу ли я написать роман про него»: интервью с Александрой Шалашовой
Александра Евгеньевна Шалашова родилась в Череповце, в 1990 году. После школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. По окончании института работала учителем в школе, но вскоре занялась частной преподавательской деятельностью. Вокалистка и автор текстов группы «МореЖдет». Сейчас живет в Москве.
Дважды становилась лауреатом премии «Лицей» в номинации «поэзия» — второе место в 2019 году и первое место в 2020 году. Финалист Национальной литературной премии «Большая книга» 2023 года.
В разное время публиковалась в журналах «Знамя», «Юность», «Сибирские огни», «Нижний Новгород», TextOnly, «Цирк “Олимп”+TV», а также в альманахах «Артикуляция», «Формаслов», «Пятью пять», «Пролог». Как победитель премии «Лицей» участвовала в одноименных сборниках (третий и четвертый выпуски).
В 2020 году вышел авторский поэтический сборник Александры Шалашовой «Предприятие связи», а затем три крупных произведения в прозе – романы «Выключить мое видео» (2021 г.), «Салюты на той стороне» (2023 г.) и «Камни поют» (2023 г.).
– Александра, давайте начнем с разговора о вас. После Литературного института вы пошли работать в школу. Почему так? Работа учителя как-то больше ассоциируется с педагогическим институтом. И почему в итоге ушли в частную практику?
– Поступая в Литинститут, я видела себя как писателя, школа даже не предполагалась. Но так получилось, что меня пригласили работать в школу. Приняли учителем начальных классов с условием, что я пройду переквалификацию, и дали первый класс, в котором до меня успело смениться уже четыре учителя. Представляете, что там было? Но как-то я постаралась объединить детей, дать им необходимые знания. И параллельно еще занималась с ними театром. Мы даже поставили с ними мюзикл. Мои друзья написали музыку. В общем, все получилось. Но все-таки, если уж говорить о преподавательской деятельности, я больше видела себя учителем русского языка и литературы. И мне дали 6-7 классы. Это было здорово, но тоже не совсем «мое». Я думаю, что могу больше дать ученику, помочь ему раскрыться при более тесном общении, индивидуально, с глазу на глаз. Поэтому занялась частной практикой.