Александр Еременко: "На небеса взобравшийся старатель по уходящей жилке золотой"

Всю прошедшую неделю поэтическая Москва отмечала юбилей: Александру Еременко — 70 лет! Медийное пространство полнилось статьями в газетах, постами в социальных сетях, публикациями его стихов. Мы поздравляем поэта с замечательным Юбилеем, и расскажем о его творчестве.

Александр Ерёменко родился 25 октября 1950 года в деревне Гоношиха Алтайского края. Учился на заочном отделении Литературного института имени А. М. Горького.

Стихи публиковались в журналах: «Юность», «Знамя», «Урал», «Дети Ра», на порталах стихи.ру, modernpoetry.ru и других ресурсах Сети.

Автор поэтических сборников: «Добавление к сопромату», «Стихи», «На небеса взобравшийся старатель», «Горизонтальная страна», «Инварианты», «OPUS MAGNUM», «Поэты-метареалисты: Александр Еременко, Иван Жданов, Алексей Парщиков: Избранное», «Матрос котенка не обидит».

Издан сборник стихотворений других поэтов, посвященных Александру Еременко: «А я вам — про Ерёму».

«Король поэтов» — 1982 года. Творчество отмечено Премией Бориса Пастернака.

Живёт в Москве.


Поэзия Александра Еременко улавливает и направляет в будущее художественные тенденции. Предшествующие стили и узнаваемые стихотворные цитаты усиливают выразительность его текстов. Когда взгляд пробегает по узнаваемой цитате — словно по гиперссылке, интуитивно постигаешь глубинные замыслы поэта. А когда возвращаешься к чтению основного текста, то оказывается, что уже впитал в себя подсознательно! — суть лингвистического тропа. Очень часто в строфе или даже в строчке, являются слова, противоположные по смыслу, и которые несут в себе резкие контрасты парадоксальных образов.

Однако, Еременко вовсе не стремится сообщать читателю какую-либо окончательную истину — которой, в общем-то, нет. Посредством целенаправленного применения элементов звукового состава языка, то есть через просодию — поэт открывает своему читателю всю сложность метафоризации познаваемого мира:

...разворочена осень торпедами фар,
пограничный музей до рассвета не спит.
Лепестковыми минами взорван асфальт,
и земля до утра под ногами горит…
И вчерашнее солнце в носилках несут.
И сегодняшний бред обнажает клыки.
Только ты в этом тёмном раскладе — не туз.
Рифмы сбились с пути или вспять потекли.
Мимо Трубной и речки, завернутой в медь.
Кто упал, кто пропал, кто остался сидеть.
Вдоль железной резьбы по железной резьбе
мы поедем на А и на Б…

Значительный, и сокровенный Творческий вечер поэта прошел в театре «Мастерская Петра Фоменко» — на Старой сцене — видео.

Однажды Александр Петрович Межиров заметил: «Шестидесятникам досталось все, что недополучили поэты предыдущей эпохи». Александр Еременко с некоторым удивлением обнаружил, что шестидесятники каким-то непостижимым образом присвоили себе и часть будущего:

Гальванопластика лесов.
Размешан воздух на ионы.
И переделкинские склоны
смешны, как внутренность часов.

Направо белый лес, как бредень.
Налево блок могильных плит.
И воет пес соседский, Федин,
и, бедный, на ветвях сидит.

... И я там был, мед-пиво пил,
изображая смерть, не муку,
но кто-то камень положил
в мою протянутую руку…

Творчество Александра Еременко породило статьи, отклики, литературоведческие исследования.

Евгений Бунимович — поэт и общественный деятель, поздравил Юбиляра в «Новой газете»: «Александр Ерёменко, Ерёма — легенда поколения поэтов, «король поэтов», получивший в начале 80-х этот титул в честном состязании. И получивший его по праву. Безоговорочно.

Много позже, в 2010-м, к шестидесятилетию поэта, вышла книжка «А я вам — про Ерёму», вся состоящая из посвященных ему стихов.

Случай сам по себе уникальный в истории русской поэзии.

Игорь Иртеньев живописал там портрет поэта:

А он стоял Мужского рода
В своем единственном числе,
И непредвзятая свобода
Горела на его челе».

Елена Сафронова поэт, прозаик, историк-архивист, замечает: «Каждый интересующийся современной русской поэзией человек знает имя Александра Ерёменко... в ту пору он сильно увлекался реминисценциями (от латинского слова «воспоминание») и его стихи, написанные в этом русле, стали называть ереминисценциями...».

Павел Крючков, поэт и заместитель главного редактора «Нового мира», делится: «Перечитав сейчас эти … — не знаю, как сказать? — горящие, пылающие, обжигающие стихотворения легендарного поэта Александра Ерёменко, я вдруг сообразил: как же давно они написаны и впервые опубликованы!

Последняя четверть прошлого века.

Сменились эпохи, поколения и режимы, а они, посвященные «странноприимному» времени и всё подчиняющему себе языку, тревожат своей немыслимой энергетикой, своей беспощадно-благородной «радиоактивностью».

И — фантастически свежи, словно бы про наше сегодня...».

Ирина Сурат — исследователь русской поэзии, доктор филологических наук, написала: «Ерёменко цитирует почти всегда в открытую, ловко жонглирует цитатами, резко стыкует и перемешивает их с советскими штампами, помещает в парадоксальный контекст. Эта центонная манера оказалась заразительной...

Не вдаваясь ни в какие теории, а, напротив, выразив пренебрежение к ним в эссе «Двенадцать лет в литературе» Ерёменко сформулировал одну важную для него, но не для всех бесспорную творческую установку: «Язык — в прямом смысле слова живой организм, он существует по собственным законам. Нужна определенная смелость и даже честность, чтобы его не насиловать, а грамотно идти по тем направляющим, которые он подсказывает. Идти — куда повело. Тогда могут получиться живые стихи...».

И стихи — в этом могут убедиться наши читатели — действительно живые...

Читать дальше...