Чтения памяти Юрия Ивановича Минералова

Дата события: 
вторник, 22 мая, 2018 - 11:00
Место проведения: 
Литературный институт имени А.М. Горького

22 мая 2018 года в Литинституте пройдут чтения, посвящённые памяти профессора Юрия Ивановича Минералова. К участию приглашены литературоведы, искусствоведы, литераторы, преподаватели, аспиранты, студенты. Начало в 11:00.

Кафедра русской классической литературы и славистики Литературного института имени А.М. Горького проводит 22 мая 2018 года II Международную научную конференцию «Художественная словесность: теория, методология исследования, история», посвященную 70-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Юрия Ивановича Минералова.

Направления работы конференции определены научным и литературным наследием Ю.И. Минералова:

- классическая традиция в изучении русской словесности и новаторские подходы,

- история литературы в контексте культуры,

- славянская филология и сравнительное литературоведение,

- поэтика индивидуального стиля,

- методика и методология преподавания филологии в трудах Ю.И. Минералова,

- Ю.И. Минералов: литературное творчество и публицистика.


Программа

  • 10.30 — регистрация участников конференции (ауд. 35)
  • 11.00 — открытие конференции (ауд. 35)

 

Приветственное слово:

Варламов Алексей Николаевич, ректор Литературного института имени А.М. Горького, д.филол.н., профессор.

 

Открытие конференции:

Минералова Ирина Георгиевна, д.филол.н., профессор, Московский государственный педагогический университет.

Стояновский Михаил Юрьевич, к.филол.н., профессор, заведующий кафедрой русской классической литературы и славистики Литературный институт им. А.М. Горького.

 

Регламент выступления:
15 минут в пленарном заседании, 10 — в секционных

Пленарное заседание

  • Васильев Сергей Анатольевич (д.филол.н., профессор, Московский городской педагогический университет, Литературный институт им. А.М. Горького)
    Вопросы теоретической истории литературы в трудах Ю.И. Минералова.
  • Дворяшина Нина Алексеевна (д.филол.н., профессор, Сургутский государственный педагогический университет)
    Народно-поэтические традиции в прозе Ю.И. Коваля.
  • Аксенова Галина Васильевна (д.истор.н., профессор, Московский педагогический государственный университет)
    Текст, слово и иллюстрация в книге-путеводителе А.А. Суворина «Палестина».
  • Юрьева Ольга Юрьевна (д.филол.н., профессор, Иркутский государственный университет)
    Достоевский в творческом мире Ю.И. Минералова.
  • Борисова Валентина Васильевна (д.филол.н., профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы)
    Поэтика индивидуального стиля С.Т. Аксакова.
  • Злобина Надежда Федоровна (д.филол.н., профессор, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет)
    Что делает произведение писателя настоящим актом искусства.
  • Аникин Антон Андреевич (к.филол.н., доцент)

Опыт литературоведческого краеведения: Сергей Дурылин (1886–1954) в Обнинске.

  • Ганущак Николай Васильевич (к.филол.н., доцент, Сургутский государственный педагогический университет)
    Поэтика «новой прозы» Варлама Шаламова.
  • Минералова Ирина Георгиевна (д.филол.н., профессор, Московский государственный педагогический университет)
    Репутация как феномен в современном культурном и филологическом пространстве.

 

  • 13.00 — 13.40Чайная пауза, ауд. 43.
  • — работа секций

Секция 1

«История русской литературы
в свете методологических доминант Ю.И. Минералова»

Ауд. 35.

Руководитель секции – Дмитриевская Лидия Николаевна

Фомин Андрей Юрьевич (к.филол.н., доцент, Московский государственный гуманитарно-экономический университет)
Русская советская поэзия 1930-х гг. (эволюция в контексте эпохи).

Завгородняя Галина Юрьевна (д.филол.н., профессор, Литературный институт им. А.М. Горького).
Парафразирование: теория и художественная практика (три поэмы о протопопе Аввакуме).

Макарова Светлана Анатольевна (д.филол.н.).
«Русский Гейне» (переводы М.Ю. Лермонтова и вокальные интерпретации).

Карпушкина Людмила Александровна (к.филол.н., доцент, Литературный институт им. А.М. Горького)
Поэма Валерия Брюсова «Египетские ночи»: проблема имитации стиля.

Абашева Диана Владимировна (д.филол.н., профессор, Московский государственный педагогический университет)
Поэтика народной культуры в «Донских рассказах» М.А. Шолохова.

Дмитриевская Лидия Николаевна (д.филол.н., доцент, Литературный институт им. А.М. Горького)
«Сикстинская мадонна» в русской литературе ХХ века.

Ся Ицюнь (доцент, Хунаньский Коммерческий университет, Китай)
Образ Китая в поэзии Юрия Минералова: образ образа и образ идеи.

Угрюмов Владимир Евгеньевич (к.филол.н., Сибирский государственный индустриальный университет)
Поэтика «Воспоминаний» С.Т. Аксакова.

Степанова Мария Андреевна (к.филол.н., Дом-музей М.И. Цветаевой)
Образ Первой мировой войны в поэзии С.А. Есенина и Н.С. Гумилева.

Игнатьева Анастасия Владимировна (к.филол.н., доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)
Самобытность таланта В.Г. Распутина (Ранее творчество).

Колосова Светлана Николаевна (д.филол.н., профессор МЦРКПО)
Методика обучения старших школьников раскрытию индивидуального стиля автора через понимание «образа идеи» произведения.

Астащенко Елена Васильевна (к.филол.н., доцент, докторант Литературного института им. А.М. Горького)

Ирреализм и реализм: взаимодействие и взаимообусловленность в методологии  филологического исследования и стиле художников слова.

Дворяшин Юрий Александрович (д.филол.н., профессор, ведущий научный сотрудник Институт мировой литературы РАН)

Трагедия и очарование человека в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Барышникова Ирина Юрьевна (д.филол.н., доцент, Московский городской педагогический университет)
«Так кто же восклицает “Осанна!” и “Распни!”?» Семантика императивов евангельских стихов в поэтических интерпретациях русских поэтов.

Боровская Елена Раймондовна (к.филол.н., доцент Департамента методики обучения, Московский городской педагогический университет)
Образ скрипки в русской прозе о художнике.

Кудряшова Александра Артуровна (д.филол.н., профессор Департамента методики образования, Московский городской педагогический университет)
Методика преподавания филологии в трудах Ю.И. Минералова: подготовка студентов начального филологического образования.

Минералов Георгий Юрьевич (ст. преподаватель, Московский государственный лингвистический университет),

Зиновьева Елена Валерьевна (ст. преподаватель, Московский государственный лингвистический университет)

«Послушайте!» В.В. Маяковского: как слышит русского поэта французский читатель.

Моклецова Ирина Васильевна (д.филол.н., профессор, Московский государственный университет)
«Правда и вера»: К вопросу об общественном значении религиозности ученого.

Бондаренко Валентина Васильевна (старший преподаватель Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; ГБОУ «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия» ДЗМ)

Оживающая история в поэзии Юрия Минералова: традиция и современность.

Саленко Ольга Юрьевна (к.филол.н., доцент, Литературный институт им. А.М. Горького)

Реминисценции «чистого искусства» в стиле П. Васильева

Секция 2

«Научная молодежь: история литературы и филологические штудии Юрия Ивановича Минералова»

Ауд. 46

 

Руководитель секции – Завгородняя Галина Юрьевна

 

Стольников Григорий Андреевич (студент, Московский государственный педагогический университет).
«Зверинец» – символистский бестиарий В. Хлебникова.

Инькова Анна Викторовна (к.филол.н., преподаватель Гуманитарного колледжа РГГУ)

В.Верещагин: циклы живописных полотен и словесные комментарии к ним.

Клюкина Анастасия Владимировна (к.филол.н.)
Тема исторической памяти в творчестве В.Г. Бенедиктова.

Соболева Анна Александровна (к.филол.н., Московский финансово-юридический университет)
Образно-символическая параллель водная стихия – время в лирике Г.Р. Державина и Н.М. Языкова.

Балашов-Ескин Кирилл Михайлович (аспирант, Московский городской педагогический университет)
Теория предударной рифмы Ю.И. Минералова и ее применение в анализе поэтического мастерства В.А. Сосноры (на примере книги «Тиета»).

Казеева Ольга Сергеевна (аспирант, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского)
Реализация жанрово-стилистического подхода в трудах Ю.И. Минералова.

Лагоша Мария Александровна (аспирант, Московский городской педагогический университет)
Прерафаэлитизм Серебряного века.

Олюнина Маргарита Владимировна (аспирант, Московский государственный педагогический университет)
Способы создания портрета Анны Ахматовой в книге Юрия Анненкова «Дневник моих встреч. Цикл трагедий».

Гущина Дарья Александровна (студентка 5-го курса, Московский государственный педагогический университет)
Творчество Юнны Мориц для детей в контексте стиля эпохи.

Бондаренко Даниил Валерьевич (студент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, филологический факультет, кафедра зарубежной филологии)

Сравнительный анализ методических приемов преподавания теории литературы в трудах Ю.И. Минералова и других ученых с точки зрения «пользователя».

Чичинова Екатерина Владимировна (студентка 5-го курса, Московский государственный педагогический университет)
Образ революции и Гражданской войны в лирике Н. Асеева 1917–1921 гг.

Коваленко Мария Михайловна (к.филол.н., Московский педагогический государственный университет)
Методологические принципы изучения истории феномена, предложенные Ю.И. Минераловым, в рассмотрении динамики развития детской литературы.

Митрякова Софья Алексеевна (студентка 5-го курса Института филологии МПГУ)
Портрет и икона в малой прозе Бориса Зайцева.

Медкова Валерия Андреевна (студентка 5-го курса Института филологии МПГУ)
Дневник Бориса Шергина в лаборатории стиля писателя.

Харитонова Александра Андреевна (студентка 5-го курса Института филологии МПГУ)
Произведение и его иллюстрирование: вопросы анализа и перевода иллюстрацию из словесной живописи.

  • 16.30 — Круглый стол «Юбиляры-классики (Ф.И. Буслаев, В.Ф. Одоевский, А.Ф. Лосев и др.) в научном и художественном мировидении Юрия Ивановича Минералова»

 

Ведущие круглого стола: С.А.Васильев, И.Г. Минералова