Экфрасис в «Грозе» А.Н. Островского и русский театр XIX-XX вв.
Экфрасис (описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте) в драме – явление довольно редкое и поэтому чрезвычайно интересное.
Кульминационная сцена в «Грозе» Островского происходит под сводами старинного разрушенного храма с остатками фресок. Катерина кается в грехе под раскаты грома в разрушенном храме, глядя на фреску геены огненной. Такая сценография кульминации многозначна: она отсылает к древнегреческим трагедиям, формирует образ и историю России, вводит дополнительные смыслы в бытовую драму. Как называлась и кому была посвящена разрушенная церковь? Какие параллели с древнегреческой трагедией можно увидеть в драме «Гроза»? Как воплощался образ церкви и фресок в постановках ХIХ – начала ХХ вв. в ведущих театрах России?
Эти и другие вопросы мы обсудим на лекции. Будут показаны архивные материалы из фондов Малого театра.
Полное название лекции: Экфрасис в драме «Гроза» А.Н. Островского и его реализация в театральных постановках ХIХ – начала ХХ вв.