Дмитриевская Лидия Николаевна
Череповецкий государственный университет
Филолог. Преподаватель русского языка и литературы
2006–2017 – Московский институт открытого образования (смена должностей, внутреннее совместительство: научный сотрудник, старший научный сотрудник, доцент, профессор).
2010 – по настоящее время – доцент Литературного института имени А.М. Горького.
– Автор-разработчик сайта по поддержке семейного чтения с детьми «Читаем вместе»: www.wereadbooks.info
– Участник российских и международных проектов по поддержке семейного чтения.
– Организатор международного конкурса сказок 2020–2021 гг. (https://www.wereadbooks.info/blog/meropriyatiya/188-konkurs-skazok-v-literaturnom-institute-im-a-m-gorkogo
Словесная живопись в литературе. Синтез в русской и мировой художественной культуре. Сказка. Славянская литература.
Конференции Литературного института, посвященные П.Васильеву (2010), Н.С.Лескову (2011), А.И.Герцену (2012), Ю.И.Минералову (2013, 2018), Н.М.Карамзину (2016), детской литературе (2020), А.А. Фету (2020), А.П. Чехову (2020), Ф.М. Достоевскому (2021) и др.
Регулярный участник конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (МПГУ), «Национальный стиль русской литературной классики» (МПГУ).
2017 – участник конференции «Русский язык – мир без границ» в Пармском университете (Италия).
и другие конференции в России и за рубежом.
2004 – окончила аспирантуру Московского педагогического университета. Диссертация «З.Н. Гиппиус: прозаик и поэт (пейзаж и портрет в стиле рассказов 1890–1900-х гг.)». Научный руководитель: И.Г. Минералова.
2005 – вышла монография «Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н.Гиппиус)» (М., 2005).
2006–2017 – старший научный сотрудник, доцент, затем профессор в Московском институте открытого образования.
– Преподавала на факультете переподготовки педагогических кадров, а также читала авторские курсы по анализу художественных произведений и по новым технологиям преподавания литературы на повышении квалификации учителей.
– За время работы в МИОО была 1) организатором ежегодных конференций, в том числе «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» (2007–2015), 2) составителем сборников научных статей и коллективных монографий, 3) организатором Всероссийской олимпиады по литературе (региональный этап) (2006–2009) 4) организатором и экспертом ЕГЭ по русскому языку и литературе (2006–2017) и ОГЭ по литературе (2013–2018).
2010 – начало работы в Литературном институте им. А.М. Горького в качестве совместителя. Преподаёт курс устного народного творчества на очном и заочном отделениях.
2010 – составитель книги: Александр Башлачёв: исследования творчества / сост.: Л.Н.Дмитриевская. – М.: Русская школа, 2010.
2012 – вышла монография «Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина "Мы"» (М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2012).
2013 – вышла монография «Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты» (М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2013).
2013 – закончила докторантуру Литературного института им. А.М. Горького. Диссертация «Словесная живопись в русской прозе ХIХ – начала ХХ вв.» Научные консультанты: Ю.И. Минералов, Г.Ю. Завгородняя.
2015–2017 – председатель ОГЭ по литературе (9 класс) в г. Москве.
2016 – Руководитель проекта по поддержке семейного чтения с детьми «Читаем дома, читаем вместе». Является автором-разработчиком сайта www.wereadbooks.info (грант Президента).
2017 – штатный сотрудник Литературного института им. А.М. Горького. Читает курсы: устное народное творчество, теория драмы, ведет курсы для студентов заочного факультета и для аспирантов.
2017 – повышение квалификации в Российском государственном институте сценических искусств (Санкт-Петербург) по программе «Искусство драматургии» (72 а.ч.).
2017 – участник конференции «Русский язык – мир без границ» в Пармском университете (Италия). Доклад «Аллюзии на «Божественную комедию» Данте в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2019 – Мюнхен, Институт иностранных языков и переводчиков. Лекция с синхронным переводом для студентов-переводчиков «Дрезденская галерея и «Сикстинская мадонна» в русской истории и литературе ХХ века».
2020–2021 – организатор международного Конкурса сказок на базе Литературного института им. А.М. Горького.
Грамота Департамента образования «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса в свете современных достижений науки, техники, культуры и в связи с 15-летием кафедры филологического образования», 2010 год.
Монографии:
Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус). М., 2005.
Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы». М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2012.
Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2013.
Переиздания 2016 года:
– Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. М.: Издательство «Флинта», 2016. (https://e.lanbook.com/book/83896#book_name)
– Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы». М.: Издательство «Флинта», 2016. (https://e.lanbook.com/book/83824#book_name)
Избранные статьи:
Пейзаж в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как возможная аллюзия на «Божественную комедию» Данте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета // 2013, Т.76, №1, с.103–106.
Образ живописного портрета и пейзажа в русской прозе: экфрасис, мотив и художественная деталь // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) 2013. №9 (29). С.70.
«Сикстинская мадонна» в советской литературе // Успехи современной науки. Т.3 № 5. 2016. С.77–81.
Экфрасис в романах М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» // Успехи современной науки. Т.6 № 12. 2016. С.59–61.
Интерьер в романах М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» // Мир Шолохова. Научно-просветительский общенациональный журнал. №2 (8), 2017. С.49–56.
Элементы древнегреческой трагедии в «Грозе» Островского // Филологические науки. № 9, Ч.1. 2018. С.13–16.
Кульминация драмы А.Н. Островского «Гроза» в декорациях театральных постановок ХIХ–ХХ веков. // Литература в школе. № 6. 2019. С.8-13.
Художественные возможности букв в литературе. // Вестник Литературного института им.А.М.Горького. №2. 2020. С.85–92.
Феномен армяно-русской современной литературы о детях и подростках (на материале произведений Наринэ Абгарян, Мариам Петросян) // Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» (6–10 декабря 2021 года). Сборник материалов. В 3 ч. Ч. III. / М. Н. Русецкая (гл. ред.) ; М. А. Осадчий (отв. ред.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021. С.210–213. (в соавторстве с Е.Н. Денисенко)
Читаемые курсы

Книги
2022 |
2020 |
2015 |
2013 |
2013 |
2012 |
2005 |