Дмитриевская Лидия Николаевна
Череповецкий государственный университет
Московский педагогический государственный университет (аспирантура)
Литературный институт им. А.М. Горького (докторантура)
Филолог. Преподаватель русского языка и литературы
2002–2006 – Лаборант-исследователь, инженер Учебно-научного центра Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
2005 – методист Центра довузовской подготовки Московского лингвистического государственного университета (МГЛУ).
2006–2015 – Московский институт открытого образования (смена должностей, внутреннее совместительство: научный сотрудник, старший научный сотрудник, доцент, профессор).
2010 – по настоящее время – доцент Литературного института (с 2015 года – штатный сотрудник).
Автор сайта по поддержке семейного чтения «Читаем вместе»: https://www.wereadbooks.info
Художественная словесность: русская и славянская литература, УНТ.
В 2001 году я закончила Череповецкий государственный университет. Всегда с теплом вспоминаю моих педагогов и храню тетради с их лекциями. Профессор Р.М. Лазарчук была большим специалистом по ХVIII и первой трети ХIХ века, читала прекрасные лекции и много с нас спрашивала (за семестр мы учили или 60 стихотворений поэтов пушкинской поры, или всего «Евгения Онегина» наизусть). Диплом я посвятила символистскому роману, для его написания несколько раз приезжала в библиотеки Москвы.
Во время учебы (2001–2004 гг.) в аспирантуре Московского педагогического государственного университета, где писала диссертацию по пейзажу и портрету в прозе З.Н. Гиппиус, я работала в том же вузе в Учебно-научном филологическом центре. Этим центром, как и моим научным исследованием, руководила специалист по серебряному веку, профессор И.Г. Минералова. Дружным коллективом УНЦ мы помогали Ирине Георгиевне в организации и проведении нескольких ежегодных международных конференций, всероссийского праздника для студентов – студенческого фестиваля «Учитель русской словесности», затем издавали сборники материалов по итогам всех мероприятий и работали над своими научными трудами, так как все сотрудники УНЦ были аспирантами.
После защиты кандидатской диссертации моим местом работы стал Московский институт открытого образования, студентами которого были московские учителя – здесь они повышали квалификацию и проходили курсы профессиональной переподготовки. На кафедре филологического образования я преподавала русскую литературу и устное народное творчество, вела разные курсы повышения квалификации. Мне было важно читать учителям курс по пейзажу и портрету в русской литературе – так материал моих научных размышлений в аспирантуре и после нее нашел благодарного слушателя и был востребован, а не лег на полочку в библиотеке. Еще в МИОО я практически сразу начала работу над организацией конференций, изданием сборников статей, причем главной задачей было – привлечь к участию учителей-словесников. Помню учителей 2000-х годов, которые стеснялись сделать доклад и послать статью для печати, считая себя недостойными таких выступлений, и учителей 2010-х годов, которые с большим азартом делились своими практическим наработками на наших конференциях, их статьи из года в год становились все лучше. МИОО был вуз, через который Департамент образования г. Москвы держал связь с учителями, поэтому работа по организации ЕГЭ, ОГЭ, городских олимпиад, по обучению новым государственным образовательным стандартам и др. – все проходило через педагогов и научных сотрудников этого по-своему уникального вуза. Я была и научным сотрудником, и педагогом, экспертом ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, а еще какое-то время – председателем ОГЭ по литературе. Спать и есть было некогда. В МИОО работали известные филологи, ведущие методисты, авторы школьных учебников – знакомство с ними помогает мне сегодня в чтении курса Методика преподавания литературы.
Не знаю, как при неизменно авральной работе в МИОО я смогла родить сына и защитить докторскую диссертацию в Литературном институте им. А.М. Горького («Словесная живопись в русской прозе ХIХ – начала ХХ вв.», руководители Ю.И. Минералов, Г.Ю. Завгородняя). Сын родился в 2012, докторская – в 2013, а в 2015 году МИОО перестал существовать, и я окончательно перешла в Литературный институт, в котором с 2010 года работала совместителем (по средам третьей парой читала курс «Устное народное творчество» и вела спецкурс на заочном). До 2015 года Литературный институт был моей отдушиной – здесь я наслаждалась общением с молодежью, коллегами по кафедре, размеренной жизнью по четкому, казалось, раз и навсегда установленному расписанию.
В 2025 году будет 15 лет моего общего стажа в Литературном институте, и 10 лет, как я работаю только в нем и для него. Количество преподаваемых дисциплин с 2015 года увеличилось. Так в мою жизнь и в число научных интересов вошла славянская литература, а через нее и весь славянский мир, его история, современность, художественные открытия. Еще я читаю лекции по устному народному творчеству, методике, веду семинар и спецкурс по русской литературе. Такой разнообразный набор дисциплин помогает осваивать их с большей глубиной: разве можно понять славянскую литературу без знания фольклора и русской литературы? В настоящее время заканчиваю работу над учебным пособием, в котором предлагаю нашим студентам поразмышлять о художественном образе в литературе. Итоги моей работы в Литературном институте подводить рано – пока у меня больше планов.
Конференции Литературного института, посвященных
П. Васильеву (2010), Н.С. Лескову (2011), А.И. Герцену (2012), Ю.И. Минералову (2013, 2015, 2018, 2019, 2020, 2022), Н.М. Карамзину (2016), А.С. Пушкину (2019), детской литературе (2020), А.А. Фету (2020), А.П. Чехову (2020), Ф.М. Достоевскому (2021), И.А. Гончарову (2022), литературе Серебряного века (2022), литературе СССР (2022), А.Н. Островскому (2023) и др.
Грамота Департамента образования «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса в свете современных достижений науки, техники, культуры и в связи с 15-летием кафедры филологического образования», 2010 год.
Монографии:
- Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус). М., 2005.
- Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы». М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2012.
- Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2013.
Переиздания 2016, 2021 гг.:
- Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. М.: Издательство «Флинта», 2016, 2021.
- Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы». М.: Издательство «Флинта», 2016, 2021.
Учебное пособие:
Дмитриевская Л.Н. Словесная живопись в русской литературе. Практикум спецкурса. М.: Изд-во Литературного института. 2020. 76 с.
Статьи ВАК, Web of Science 2022–2023:
1. Дмитриевская Л.Н. Образы старого и нового мира. Пейзаж в романе Е. Замятина «Мы» // Искусство в школе, № 1, 2010, с.28–31.
2. Дмитриевская Л.Н. Портретные описания как способ создания образа мира и образов героев в романе Е.Замятина «Мы» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – 2011. – №3. – М.: Изд-во МГОУ, 2011. С.110-117.
3. Дмитриевская Л.Н. Образ сада в рассказе «Чёрный монах» А.П. Чехова: диалог с символистами // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. – Астрахань, 2011, № 4 (40). С.212-218.
4. Дмитриевская Л.Н. Мотив портрета в русской литературе как способ воплощения философского взгляда на искусство // European Social Science Journal / Европейский журнал социальных наук. – Рига, Москва, № 8, 2011, с.28–36.
5. Дмитриевская Л.Н. Мотив мистического портрета в русской литературе ХIХ – начала ХХ веков // ФИЛОLOGOS. – выпуск 13 (2). – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2012, с.39–48.
6. Дмитриевская Л.Н. Пейзажное живописное полотно как деталь в литературном произведении // Известия Волгоградского государственного педагогического университета // 2012, Т.72, №8, с.118-121.
7. Дмитриевская Л.Н. Пейзаж в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» как возможная аллюзия на «Божественную комедию» Данте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета // 2013, Т.76, №1, с.103-106.
8. Дмитриевская Л.Н. Образ живописного портрета и пейзажа в русской прозе: экфрасис, мотив и художественная деталь // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) 2013. №9 (29). С.70.
9. Дмитриевская Л.Н. «Сикстинская мадонна» в советской литературе // Успехи современной науки. Т.3 № 5. 2016. С.77–81.
10. Дмитриевская Л.Н. Экфрасис в романах М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» // Успехи современной науки. Т.6 № 12. 2016. С.59–61.
11. Дмитриевская Л.Н. Элементы древнегреческой трагедии в «Грозе» Островского // Филологические науки. № 9, Ч.1. 2018. С.13–16.
12. Дмитриевская Л.Н. Кульминация в драме А.Н. Островского «Гроза» в декорациях театральных постановок ХIХ–ХХ веков» // Литература в школе. № 6. 2019. С.8–13.
13. Дмитриевская Л.Н. Драмы Чехова как образная основа пьес «Любовь в Крыму» Славомира Мрожека и «Уход» Вацлава Гавела // Вестник славянских культур. 2022, Том 66. С. 224–237.
14. Дмитриевская Л.Н. Композиция, мотивы и образы народной сказки в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского // Литература в школе, 2023, № 1. C.9–17.
15. Дмитриевская Л.Н. Народная сказка как образная и сюжетно-композиционная основа романов Ф.М. Достоевского // Литература в школе. 2023. № 3. С. 28–42.
16. Тадеуш Ружевич – поэт в драме // Вестник славянских культур. 2023, Том 68. С. 225–234.
17. Дмитриевская Л.Н. Русские песни в путевом дневнике И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”» // Филологические науки. 2023. №6. С.149–155.
18. Дмитриевская Л.Н. Гипотеза С.Н. Дурылина о назначении северных лабиринтов: обряд очищения и моления ветра // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Т. 45, № 8. 2023. С.8–22.
Книги
2023 |
2022 |
2022 |
2022 |
2022 |
2020 |
2015 |
2013 |
2013 |
2012 |
2005 |