Дмитриевская Лидия Николаевна

Звание / должность 
Общий стаж работы: 
20 (с 2001 года)
Стаж работы по специальности: 
20 (с 2001 года)
Повышение квалификации (последнее): 
2020
Образование 

Череповецкий государственный университет

Квалификация (по диплому) 

Филолог. Преподаватель русского языка и литературы

Основная трудовая деятельность  

2006–2017 – Московский институт открытого образования (смена должностей, внутреннее совместительство: научный сотрудник, старший научный сотрудник, доцент, профессор).

2010 – по настоящее время – доцент Литературного института имени А.М. Горького.

Иные виды деятельности 

– Автор-разработчик сайта по поддержке семейного чтения с детьми «Читаем вместе»: www.wereadbooks.info

– Участник российских и международных проектов по поддержке семейного чтения.

– Организатор международного конкурса сказок 2020–2021 гг. (https://www.wereadbooks.info/blog/meropriyatiya/188-konkurs-skazok-v-literaturnom-institute-im-a-m-gorkogo

Профессиональные интересы 

Словесная живопись в литературе. Синтез в русской и мировой художественной культуре. Сказка. Славянская литература.

Участие в исследовательских проектах 

Конференции Литературного института, посвященные П.Васильеву (2010), Н.С.Лескову (2011), А.И.Герцену (2012), Ю.И.Минералову (2013, 2018), Н.М.Карамзину (2016), детской литературе (2020), А.А. Фету (2020), А.П. Чехову (2020), Ф.М. Достоевскому (2021) и др.

Регулярный участник конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре»  (МПГУ), «Национальный стиль русской литературной классики» (МПГУ).

2017 – участник конференции «Русский язык – мир без границ» в Пармском университете (Италия).

и другие конференции в России и за рубежом.

Биография 

2004 – окончила аспирантуру Московского педагогического университета. Диссертация «З.Н. Гиппиус: прозаик и поэт (пейзаж и портрет в стиле рассказов 1890–1900-х гг.)». Научный руководитель: И.Г. Минералова.

2005 – вышла монография «Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н.Гиппиус)» (М., 2005).

2006–2017 – старший научный сотрудник, доцент, затем профессор в Московском институте открытого образования.

– Преподавала на факультете переподготовки педагогических кадров, а также читала авторские курсы по анализу художественных произведений и по новым технологиям преподавания литературы на повышении квалификации учителей.

– За время работы в МИОО была 1) организатором ежегодных конференций, в том числе «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» (2007–2015), 2) составителем сборников научных статей и коллективных монографий, 3) организатором Всероссийской олимпиады по литературе (региональный этап) (2006–2009) 4) организатором и экспертом ЕГЭ по русскому языку и литературе (2006–2017) и ОГЭ по литературе (2013–2018).

2010 – начало работы в Литературном институте им. А.М. Горького в качестве совместителя. Преподаёт курс устного народного творчества на очном и заочном отделениях.

2010 – составитель книги: Александр Башлачёв: исследования творчества / сост.: Л.Н.Дмитриевская. – М.: Русская школа, 2010.

2012 – вышла монография «Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина "Мы"» (М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2012).

2013 – вышла монография «Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты» (М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2013).

2013 – закончила докторантуру Литературного института им. А.М. Горького. Диссертация «Словесная живопись в русской прозе ХIХ – начала ХХ вв.» Научные консультанты: Ю.И. Минералов, Г.Ю. Завгородняя.

2015–2017 – председатель ОГЭ по литературе (9 класс) в г. Москве.

2016 – Руководитель проекта по поддержке семейного чтения с детьми «Читаем дома, читаем вместе». Является автором-разработчиком сайта www.wereadbooks.info (грант Президента).

2017 – штатный сотрудник Литературного института им. А.М. Горького. Читает курсы: устное народное творчество, теория драмы, ведет курсы для студентов заочного факультета и для аспирантов.

2017 – повышение квалификации в Российском государственном институте сценических искусств (Санкт-Петербург) по программе «Искусство драматургии» (72 а.ч.).

2017 – участник конференции «Русский язык – мир без границ» в Пармском университете (Италия). Доклад «Аллюзии на «Божественную комедию» Данте в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2019 – Мюнхен, Институт иностранных языков и переводчиков. Лекция с синхронным переводом для студентов-переводчиков «Дрезденская галерея и «Сикстинская мадонна» в русской истории и литературе ХХ века».

2020–2021 – организатор международного Конкурса сказок на базе Литературного института им. А.М. Горького.

Достижения и поощрения (премии, награды, почетные звания) 

Грамота Департамента образования «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса в свете современных достижений науки, техники, культуры и в связи с 15-летием кафедры филологического образования», 2010 год.

Библиография 

Монографии:

Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус). М., 2005.

Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы». М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2012.

Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. М.; Ярославль: «ИПК Литера», 2013.

Переиздания 2016 года:

– Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. М.: Издательство «Флинта», 2016. (https://e.lanbook.com/book/83896#book_name)

– Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы». М.: Издательство «Флинта», 2016. (https://e.lanbook.com/book/83824#book_name)

Избранные статьи:

Пейзаж в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как возможная аллюзия на «Божественную комедию» Данте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета // 2013, Т.76, №1, с.103–106.

Образ живописного портрета и пейзажа в русской прозе: экфрасис, мотив и художественная деталь // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) 2013. №9 (29). С.70.

«Сикстинская мадонна» в советской литературе // Успехи современной науки. Т.3 № 5. 2016. С.77–81.

Экфрасис в романах М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» // Успехи современной науки. Т.6 № 12. 2016. С.59–61.

Интерьер в романах М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» // Мир Шолохова. Научно-просветительский общенациональный журнал. №2 (8), 2017. С.49–56.

Элементы древнегреческой трагедии в «Грозе» Островского // Филологические науки. № 9, Ч.1. 2018. С.13–16.

Кульминация драмы А.Н. Островского «Гроза» в декорациях театральных постановок ХIХ–ХХ веков. // Литература в школе. № 6. 2019. С.8-13.

Художественные возможности букв в литературе. // Вестник Литературного института им.А.М.Горького. №2. 2020. С.85–92.

Феномен армяно-русской современной литературы о детях и подростках (на материале произведений Наринэ Абгарян, Мариам Петросян) // Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» (6–10 декабря 2021 года). Сборник материалов. В 3 ч. Ч. III. / М. Н. Русецкая (гл. ред.) ; М. А. Осадчий (отв. ред.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021. С.210–213. (в соавторстве с Е.Н. Денисенко)

Участие в конференциях и круглых столах

Фотографии

Видеозаписи