«Ледяной ларец» Анатолия Королёва получил Премию города Перми в сфере культуры и искусства

среда, 16 ноября, 2022 - 08:45

Решением министерства культуры Пермского края писателю, руководителю семинара прозы в Литинституте Анатолию Васильевичу Королёву присуждена Премия в сфере культуры и искусства за 2021 год за сборник сказов о пещерном царе «Ледяной ларец». Церемония награждения лауреатов состоится 9 декабря 2022 в Перми в органном зале филармонии – традиционном месте чествования победителей.


Игорь Кондаков

Сказочный мир Анатолия Королева

Дупло

Когда выпускник Пермского университета Анатолий Королев «стал писателем», он, по его собственным словам, перестал видеть волшебные сны о Кунгурской пещере. Но зато стал перелагать свои чудные  видения в романы, пьесы и сказки, которые стали  достоянием его читателей, зрителей и слушателей. И эти затейливые рассказы вольно или невольно вытеснили реальности Пермского края, заменив их фантасмагорической реальностью параллельного мира, с его спутанным временем, ясновидящими героями, непредсказуемыми сюжетами и таинственными превращениями, причудливой игрой света и тени, добра и зла, красоты и ужаса… Все впечатления уральского детства будущего писателя превратились в сказочный мир, хозяином и властителем которого стал он сам. Мир забавный и страшный, притягивающий и отталкивающий…

До недавнего времени главным уральским сказочником слыл Павел Петрович Бажов, собравший из уральских самоцветов свою «Малахитовую шкатулку», а в сказе о Каменном цветке воссоздавший величественный и ужасный образ Хозяйки Медной горы – деспотической Родины-Мачехи, распоряжающейся судьбами своих мастеров. Выступая от имени как бы уральского пролетариата, сказочник Бажов, конечно, только прикидывался собирателем горнозаводского фольклора, переложенного в обоймы сталинского соцреализма. В подтексте сказов «дедушки Бажова» скрывалась жажда «тайной свободы» и бесконтрольного творчества «пленного духа» советской власти, ею опекаемого и хранимого.

Автор «Хрустальной шкатулки» – в какой-то мере наследник автора «Шкатулки малахитовой»: только его демиург не Хозяйка Медной горы, а Хозяин ледяной пещеры, на протяжении своих новых сказов автор созерцает невидимую власть Хозяина кунгурской Ледяной горы, беды и радости его невольных пленников, их сплетенных судеб и странных сближений – этот параллельный мир советской и постсоветской повседневности. И читателю совсем неясно, из которого мира – явного или тайного – ему бы хотелось скорее вырваться. Явь и навь слишком связаны между собой, перепутаны, перетекают одно в другое. Кунгурская киношка и блокадный Ленинград, мальчик в матроске на питерском балконе (уж не цесаревич ли великомученик Алексей?) и Снежная королева Марья Моревна, солдат из андерсеновского «Огнива» и утиное яйцо с Кощеевой смертью – все сказочные мотивы магически и виртуозно переплетены рукой современного мастера. Перед нами переливающаяся всеми яркими красками мозаика из мотивов Андерсена и Бажова, русских сказок Афанасьева и Алексея Толстого и немецких – братьев Гримм и Гауфа, и французских – Шарля Перро, и советских – «Трех толстяков» Олеши, и «Мальчиша Кибальчиша» Гайдара, пересказанная языком Андрея Платонова и Виктора Астафьева.

Думаю, новейшие сказы из льда дополнят радугу бажовского малахита.

Итак, в «Хрустальной шкатулке» Анатолия Королева сложены в образцовом беспорядке шедевры отечественного постмодернизма, в равной мере доступные и детям, и взрослым эпохи компьютера и интернета. Надо сделать всё возможное, чтобы эти филигранные игрушки стали достоянием всех, кто умеет читать, играть и мечтать, видеть волшебные сны и воплощать их в жизнь, сказку делать былью, какой бы сказочной она ни оставалась для нас.


Игорь Кондаков – культуролог, философ, литературовед, выпускник Пермского университета, профессор Российского государственного гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник государственного института искусствознания, академик РАЕН.

Теги: