Объяснение, интерпретации и понимание в изучении и преподавании русской литературы
6 марта 2019 филфак Воронежского государственного университета проведет методологический семинар совместно с Литинститутом.
В рамках совместного методологического семинара «Объяснение, интерпретации и понимание в изучении и преподавании русской литературы» планируется обсудить проблемы, связанные с методологическим разграничением анализа, интерпретаций и понимания в изучении русской литературы, в том числе при ее преподавании в современной высшей и средней школе. Многоголосицу «прочтений» произведений классики, ее рассмотрение в различных контекстах (от философских и эстетических до социологических и политических) необходимо соотносить с тремя исследовательскими актами (установками), различия между которыми с полной методологической отчетливостью выявились в мировой гуманитарной мысли уже в конце XIX – начале XX веков. Следует подчеркнуть, что речь далеко не всегда идет об «ошибочных» или, напротив того, «правильных» методологических установках: анализ, интерпретации, понимание являются абсолютно необходимыми познавательными актами, без которых любое адекватное изучение литературы представляется невозможным. Однако это все-таки принципиально различные установки, актуализирующие различные векторы исследовательского внимания. В рамках семинара планируется на конкретных примерах проиллюстрировать результаты и варианты подобных расхождений.
Семинар состоится при участии: доктора филологических наук, проф. Т.А. Никоновой (Воронеж), доктора филологических наук, проф. И.А. Есаулова (Москва), доктора филологических наук, проф. О.А. Бердниковой (Воронеж) и других.
Мероприятие проходит в рамках проекта, поддержанного РФФИ, № 18-012-90043 («Анализ, интерпретации и понимание как методологические установки в изучении наследия Достоевского»), руководитель И.А. Есаулов.
Также в Воронежском университете запланирована открытая лекция профессора Литинститута И.А. Есаулова «Новые принципы понимания русской классики: поэтика Державина».