Октябрьское заседание ЛИТО "Точки"

Руководитель семинара 
пятница, 28 октября, 2016 (Весь день)

«АВТОРЫ НОВЫХ КНИГ ‒ ВЖИВУЮ И ПО СКАЙПУ»

Об октябрьском заседании ЛИТО “Точки” при Совете по прозе

Союза писателей России

 28 октября в актовом зале Правления Союза писателей России состоялось очередное заседание ЛИТО «Точки» при Совете по прозе СП России, объединяющем выпускников Литинститута и ВЛК. Были представлены сразу две новых книги членов ЛИТО: Софии Мартынкевич (Софии Март)“Острая кромка” (Пятигорск: Бёркхаус, 2016) и Юрия Жекотова “Морошковый заяц” (Киев: Писатель в интернет-пространстве, 2016). Причем общение с Ю. Жекотовым, не сумевшим приехать из Николаевска-на-Амуре, осуществлялось по скайпу.

 

Андрей Венедиктович Воронцов (руководитель ЛИТО “Точки", доцент кафедры творчества Литературного института им. Горького):

Никогда мы еще с вами не обсуждали две новых книги сразу. Это – большое событие. Молодой прозаик София Мартынкевич, выпускник моего семинара прозы на ВЛК 2013 года, написала историю, типичную для студентов Литературного института и ВЛК, ‒ о молодом человеке, заброшенном в Москву. Тонкое видение мира, знакомые типажи, знакомые картины Москвы создают творческую атмосферу и ауру произведения. Попытки найти себя через противоречия окружающего преломляются в повести и показывают, как из впечатлений рождается проза, иногда успешно, иногда нет. Творческое пространство книги “Острая кромка” по мироощущению напоминает поэтику Констанина Паустовского, Юрия Казакова. Но при чтении повести “Острая кромка” становится очевидна необходимость таких литобъединений, как «Точки», потому что зачастую (как и в этой книге) авторы забывают то, чему их учили в Литинституте , ‒ например, сюжет и композицию. Дипломная работа Софии Мартынкевич была построена по законам прозы, в ней отсутствовали случайные ходы, необязательные персонажи, которые появились в этой книге. Некоторые важные для “Острой кромки” сюжеты обрываются и недостаточно используются. Создаётся впечатление, что повесть превратилась в большой лирический монолог, который временами достигает цели, временами – нет. Однако необходимо сказать, что автору удалось собрать разрозненные впечатления в книгу, наметился путь развития. У Софии Мартынкевич, благодаря выходу этой книги, появилась возможность диалога с читателями, что очень важно.

 

София Мартынкевич (выпускница ВЛК) подчеркнула, что ей очень важна обратная связь, отклик на её книгу, что эта книга, как и любой авторский текст, личная история, в которой автор ставит вопросы, передаёт те голоса, которые он слышит, откликается на те идеи, которые волнуют. Она пыталась показать необходимость поиска собственного пути в жизни, умения принимать самостоятельные решения. Это книга о свободе и одиночестве, жизни и смерти.

 

А. В. Воронцов посоветовал автору не называть героев именами прототипов, в противном случае может возникнуть ложное впечатление и недоверие к автору. Требуется отстранение от прототипа для создания собирательного образа героя.

 

Александра Сухотина (журналист, критик):

Главное в этой книге – сложные отношения главной героини с Москвой. Героиня входит в московскую жизнь, как в холодную воду. Сила воли удерживает её, и в какой-то момент она понимает, что вода уже не холодная, что она не только плывёт, но и помогает плыть тем, кто рядом с ней. Автор сочувствует и сострадает тем, кто утонул. Эта книга эмоциональная, смелая, честная. Понравился язык, которым написана эта повесть.

 

Варвара Алхазова  (музыкант) в короткой реплике отметила, что многие мечтают что-то сделать, но не делают, а только мечтают, говорят о задуманном, а София взялась за дело, довела его до конца и не побоялась сказать то, что хотела.

 

Светлана Павленко (журналист) сказала о том, что книга Софии Мартынкевич “Острая кромка” вызвала у неё противоречивые чувства. Это не традиционная проза, к которой все привыкли, это картина жизни, состоящая из множества пазлов. Искренняя, яркая.

 

Екатерина Осорина (выпускница ВЛК, участница ЛИТО “Точки”, член Союза писателей России):

С творчеством Софии Мартынкевич я была знакома ещё в Литинституте и читала “Острую кромку” раньше в электронном виде. Хорошо, что теперь эта книга появилась и в бумажном варианте. Эта книга близка мне, в главной героине я узнала себя. Это книга о любви, об одиночестве, о том, как молодой человек остаётся один на один с большим городом, что показано очень хорошо. Тема одиночества, отдельные сцены (знакомство с девушкой в кафе) прописаны убедительно. Перед нами ‒ хорошая молодёжная повесть. Однако, отсутствие сюжетной линии, пуанта, снижает её литературный уровень. Не хотела бы также, чтобы образ персонажа Дмитрия ассоциировался с судьбой Дмитрия Шостак.

 

Сергей Мартынкевич (отец Софии) сказал, что по жанру он относит это произведение Софии к повести и считает, что это дамская проза, которую он не мог бы рекомендовать для чтения взрослым мужчинам. Отметил отсутствие чёткой сюжетной линии. Адресованная сверстникам, эта повесть может быть интересна и более старшему поколению, так как рассказывает о жизни молодёжи, об их проблемах, одиночестве в городе, который не верит словам. Хорошо бы её прочитать молодым девушкам, собирающимся из провинции в столицу. Понравился язык повести. По сравнению с первой книгой, написанной Софией, это более профессиональная вещь.

 

Наталья Савицкая поблагодарила Софью за откровенность, интонации, живой голос, который слышится за каждой строчкой. Читать интересно, легко. У неё тоже период становления в столице был трудным. Пришлось заново открывать свои возможности, наполнять жизнь новыми смыслами. Откровенность автора помогает людям становиться более открытыми.

 

Во второй части вечера, посвященной презентации новой книги Юрия Жекотова «Морошковый заяц», Андрей Венедиктович Воронцов сообщил:

Екатерина Осорина установила прямую связь по скайпу с Николаевском-на-Амуре, и, несмотря на то, что там сейчас три часа утра, автор будет участвовать в презентации и общаться с нами.

Для нас важно не только то, что Юрий Жекотов своим творчеством расширил географическое пространство “Точек” до Тихого океана, а в том, что ввёл нас своим творчеством в пространство природы, тайги, трав, цветов. В смысле у нас даже стала наблюдаться литературная конкуренция, чего раньше не бывало! Так, в «Точках» -4 опубликован рассказ Юрия “Васькины куплеты”, заслуживший много одобрительных отзывов со стороны участников “Точек”, но этом вызвавший, помнится, чувство литературного соперничества у  нашего коллеги Виктора Петровича Слинько, который тоже любит описывать рыбалку. И это хорошо!

Красивая обложка сборника рассказов “Морошковый заяц” сразу же привлекает внимание. Стихия языка, его народность, не искусственность, а исконный стиль тех людей, которых описывает Юрий, разнообразие палитры сразу располагает к себе читателя.

А теперь передаю слово Юрию Жекотову из Николаевска-на-Амуре.

 

Юрий Жекотов (писатель, член ЛИТО «Точки»):

Приветствия всем! Вижу зал, знакомые лица, книжки, всех благодарю. Немного о себе: я родился в 1964 году в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края, где живу и в настоящее время. Окончил в 1987 г. Приморский сельскохозяйственный (зооинженерный факультет) и в 1994г. Иркутский педагогический (дефектологический факультет) институты.  Работаю учителем в школе.

    В 2007 году вышла моя первая книжка «Зов белухи». Я был ей бесконечно рад, а сейчас мне стыдно её открывать: как же в ней всё топорно и неладно! Главное, что мне помогало, это все-таки не моя настырность, а знакомство с удивительными и талантливыми людьми, которые протягивали мне руку помощи, подсказывали, помогали…

   Важным свершением своей творческой жизни считаю принятие в литературное объединение «Точки» – так «катастрофически» для моей будущности закончилось  знакомство на фестивале «Славянские традиции» с прекрасными представительницами «Точек»: Еленой Яблонской, Ниной Кроминой, Татьяной Рыбаловой, Галиной Стеценко!

    Уважаемые ТОЧКИ, разрешите предположить: лучшее, из того что у меня получается на бумаге – это рассказы о природе. Наверное, виноват в этом далёкий от столиц, богатый растительным и животным миром, неповторимый и неподражаемый родной мне Дальний Восток!  

  Надеюсь, что при дружеском участии нашего лучшего в мире творческого объединения «Точки», помощи всех без исключения его талантливых членов,  поддержке умеющего пророчески заглядывать в будущее мудрого руководителя Андрея Венедиктовича Воронцова творчески смогу дальше развиваться и я. Верю, что мои сегодняшние рассказы и очерки из сборника «Морошковый заяц» с вашей помощью смогу со временем воспринимать, как «смешные и неуклюжие».

 

Елена Яблонская (выпускница ВЛК, староста ЛИТО «Точки», член СП России) рассказала о знакомстве с Юрием на фестивале “Славянские традиции” в 2014 г., где он занял третье место в номинации “Малая проза”. “Морошковый заяц” – третья книга Юрия Жекотова. Михаил Пришвин, Виталий Бианки, Георгий Скребицкий, из современных авторов – Михаил Тарковский: вот авторы, которые близки Юрию. Однако, при сравнении с Михаилом Тарковским удивляет иное восприятие мира. Если у Тарковского мир показан исключительно через восприятие автора, то, читая Жекотова, об авторе забываешь, он весь вовне, в природе родного края и в своих героях. Скромность, внимание Юрия к другим людям – удивительные его качества как человека и писателя.

 

Татьяна Рыбалова (выпускница ВЛК, член ЛИТО «Точки»):

Только имея удивительный природный дар, можно так писать о природе, как это делает Юра. Мы живем в эпоху постмодернизма, когда описания природы либо полностью отсутствуют в произведении, либо автор обходится несколькими строками. И удивительно, и хорошо, что есть энтузиасты, готовые писать о природе, несмотря ни на что. Описания природы в книге «Морошковый заяц» отличаются необычайной красотой языка. Его герои часто говорят просторечными словами и выражениями: «Ты чего осерчал-то?», «Сейчас тебе подсоблю», «тыкался – мыкался», «видно отсель».

А вот картина грозы в рассказе «Грозовая чага»: «Нерв неба оголился, обнажился и вспыхнул золотом – огненная стрела впилась в землю, да так, что задрожала земля, и, выказав свою недюжинную силу, непобедимость, громогласно захохотал за тучами могучий владыка».

Однако я не стала бы характеризовать тематику рассказов новой книги, как исключительно «природа и человек». Этот период им пройден. В сборнике «Морошковый заяц» Юрий Викторович поднимает такие важные темы, как патриотизм, малая родина, нравственные аспекты современной жизни. Центральная идея рассказа «Затерянная деревенька» - утраченная связь поколений, когда современные люди становятся «Иванами, не помнящими родства».

Мне, как читателю, больше всего понравился рассказ «Грозовая чага» о современном жителе большого города. Год за годом его жизнь проходит в городской суете и заботах, за которыми, порой, уходит на задний план ее смысл.

 Юрия Жекотова вполне можно считать продолжателем традиций, которые заложили в нашей литературе такие писатели, как М. Пришвин, Константин Паустовский и Виталий Бианки. Новый сборник Юрия Жекотова – это не только новый рубеж в его творчестве, но и показатель того, что творчество наших членов литературного объединения очень разнообразно и многогранно. Как говорил Мао Цзэдун, «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».

В заключении видеосвязи Юрий Жекотов поблагодарил Андрея Венедиктовича Воронцова и всех участников встречи.

Завершая вечер, Андрей Венедиктович Воронцов сказал, что сейчас, когда наблюдается территориальная и духовная оторванность регионов от центра, очень важно личное участие в преодолении изолированности людей друг от друга. Сегодня у нас это получилось! Хотелось бы, чтобы и дальше “Точки” прирастали участниками, новыми книгами и именами.

В финале презентации София Мартынкевич и Юрий Жекотов дарили участникам свои книги.

В вечере принимал участие артист театра “Голос”, член ЛИТО “Точки” Евгений Касаткин. Он прочитал отрывок из книги Софии Мартынкевич “Острая кромка” и отрывок из рассказа Юрия Жекотова “Морошковый заяц”.

Музыкальное оформление – группа “Обними кота” (Евгения Рыбакова, Наталья Волегова, Владимир Иванцов); музыкальный квартет учащихся Специальной Музыкальной школы им. Гнесиных: Алхазова Варвара, Логачёв Денис, Канеда Кен (Япония), Резвых Артёмий; партия фортепиано – Ирина Асланова.