Плотникова А.Г. Русские писатели и ранний кинематограф: стратегии взаимодействия

15 декабря 2023 доцент Литературного института и зав. отделом изучения и издания творчества А.М. Горького ИМЛИ РАН Анастасия Геннадьевна Плотникова выступила в Новгородском гуманитарном университете с лекцией «Русские писатели и ранний кинематограф: стратегии взаимодействия». Видеозапись и подробный репортаж подготовлены пресс-службой Гуманитарного института НовГУ:

Свою третью, заключительную лекцию в Антоново старший научный сотрудник ИМЛИ РАН Анастасия Плотникова посвятила вкладу русских писателей в ранний кинематограф

По словам Анастасии Плотниковой, к раннему кинематографу относятся фильмы, снятые с 1896 года до начала 1920-х годов, в так называемую «доэйзенштейновскую эпоху». Изначально кинематограф был просто модной технической новинкой, а не видом искусства, однако по мере его развития всё больше усиливались эстетическая и повествовательная составляющие. Литература, как более старшее искусство, стала для кинематографа опорой. В свою очередь, и литераторы старались изучить и понять кинематограф, наладить с ним взаимодействие. Так, первым русским кинокритиком считается Максим Горький. А больше всех для включения кинематографа в художественную парадигму сделал, пожалуй, Леонид Андреев, который придумал термин «великий немой» и предвидел его развитие на много лет вперёд.

Очень быстро писатели и сами стали объектами изображения в кино.

— Писатели в начале XX века – это практически рок-звёзды, люди, собиравшие большие аудитории, игравшие не последнюю роль в формировании умов, — пояснила Анастасия Плотникова. — Кинематографисты быстро поняли, что, если показать писателя на экране, это вызовет огромный интерес. Первым, кого засняли на киноплёнку, стал, конечно, Лев Толстой. И фильм «Уход великого старца», посвящённый Толстому и снятый уже после его смерти, пользовался не меньшей популярностью, чем документальная съёмка. А вот Горький на Капри категорически отказался сниматься, и его пришлось практически подкарауливать, чтобы сделать несколько кадров.

Очень быстро кинематограф интегрировался в искусство и повседневность, сами писатели уже стали рассматривать его как способ увеличить собственную популярность. Всё чаще стали появляться экранизации литературных произведений, которые уже тогда можно было разделить на несколько типов: псевдоэкранизация, экранизация-иллюстрация, интерпретация, переложение

— Этот период и происходившие тогда творческие процессы, на мой взгляд, изучены недостаточно, — отметила Анастасия Плотникова. — Есть отдельно киноведы, которые изучают свой объект, и отдельно литературоведы, для которых работа писателей в кино – это какой-то побочный эффект. Между тем, этот экспериментальный процесс в театре, в литературе, в кинематографе нужно изучать комплексно. На этом этапе возникло очень много совершенно неожиданных новаций, некоторые из которых потом станут общим местом, а некоторые уйдут в небытие, но, тем не менее, как пробы пера они очень интересны.

Ранее в рамках цикла Анастасия Плотникова выступила в Гуманитарном институте НовГУ с лекциями «Классическая литература: как и зачем её издают сегодня» и «Мифы об А. М. Горьком».