Александр Чистяков: «Я умею загадывать желания»

Замечательному поэту Александру Чистякову исполняется 50 лет. Юбилей – самое время подвести промежуточные итоги.

– В литературном сообществе ты известен во многих ипостасях. Как думаешь, что Чистяков-критик мог бы сказать Чистякову-поэту?

– Ну, критик Александр Чистяков сказал бы, наверное, что поэт «спёкся». И я бы на него за это даже не обиделся, потому что действительно, как говорил поэт Александр Межиров, «до тридцати поэтом быть солидно, и мрак кромешный после тридцати». В литературе взрослому мужику есть что сказать не только в рифму. И, наверное, давно пора издаваться в прозе – выстрелить каким-нибудь большим романом или сборником рассказов. Но мой сборник рассказов на стадии подготовки. А пока моя основная работа – организация больших литературных мероприятий (форумов, фестивалей) – отнимает всё время. В этом плане я даже завидую Максиму Замшеву, который умудряется возглавлять самую авторитетную в стране «Литературную газету» и периодически, раз в два-три года, выдавать качественный роман.

– У тебя есть рассказ про книгу, которую тебе когда-то подарил Мастер Литературного института Владимир Иванович Фирсов. Что это за история?

 – История не совсем такая. В рассказе Мастер подарил словарь не мне, а моей однокурснице. Это легенда, которую придумал я. На самом деле никому, конечно, Владимир Иванович ничего такого не дарил, просто хотелось написать небольшой рассказик «Привет от Мастера» в память о своём учителе Владимире Ивановиче Фирсове. Таким вот интересным сюжетом сохранить память о нём.

– А что вообще тебе дал Литинститут?

– В Литинститут я поступал человеком взрослым. К тому времени у меня уже вышла первая книжка, я лет пять как тусил в ЦДЛ и с некоторыми преподавателями Литинститута был на «ты». Но Фирсов меня убедил поступать, когда сказал: «Здесь не преподаватели, здесь стены учат». И я действительно приобрёл новый взгляд на литературный процесс. С 3-го курса я уже не ходил почти к нашему Мастеру, зато с удовольствием посещал семинары Лобанова, Гусева, Есина, Волгина – старался почерпнуть многое от разных Мастеров.

– А молодым талантливым начинающим поэтам ты бы сейчас порекомендовал поступить в Литинститут? Что сейчас им это может дать?

– Совершенно неподходящая для творческих вузов система ЕГЭ, конечно, сильно подрывает потенциал Лита… Мы поступали на заочку, имея уже высшее образование какое-то, поступали людьми взрослыми и знали, чего хотим от этого вуза, и понимали, что уже связали свою жизнь с литературой. А молодые ребята, вчерашние школьники… Им ещё и сказать-то миру нечего, они ещё упражняются. Будут ли они писателями или нет, ещё непонятно. За последние десять лет я не знаю ни одного такого выпускника Литературного института. Хотя самый осведомлённый человек в современной, именно молодой литературе, потому что 16 лет занимаюсь Всероссийским фестивалем «Мцыри».

 – Какой из больших литературных проектов самый любимый?

– Как раз «Мцыри». И мне уже кажется, что он становится главным делом жизни. Хотя этот проект мне денег не приносит, а скорее наоборот – он высасывает из меня все силы. Но остановиться нельзя. Фестивалю 16 лет, это уже традиция. Его каждый год ждут не только молодые поэты, его ждут даже наши Мастера. Они с удовольствием (я подчёркиваю, всегда бесплатно) работают с молодыми поэтами фестиваля. Состоявшиеся литераторы встречаются с молодыми талантливыми ребятами, которых мы собираем по всей России. И встречаются не для того, чтобы определить, кто лучше пишет стихи, и даже не всегда чтобы кого-то чему-то научить, а чтобы пообщаться поэтам разных поколений.

 – Кого из поэтов можешь назвать любимыми?

 – Из современных люблю творчество Лёши Шмелева, кстати, лауреата фестиваля «Мцыри». Очень люблю творчество Максима Замшева. Кто оказал влияние? Не буду говорить банальностей про классиков, по моему литературному почерку понятно, что стилистика идёт от Есенина, Рубцова и Высоцкого. А из менее известных мастеров XX века в первую очередь это Пётр Вегин, наверное…

– Несколько лет назад ты создал Русское литературное общество. Зачем? В твоём обществе состоят литераторы – то есть ты помогаешь конкурентам?

– Нет! В последнее время я скорее литературный работник, литературный менеджер, нежели писатель. Вокруг меня много хороших, талантливых авторов. И каждому из них в силу своих возможностей хочется помочь: помочь издаться, выступить, помочь с публикацией рецензии на новые книги. Давно сотрудничаю с Московским городским профсоюзом работников культуры, и его председатель Надежда Тихоновна Чапарова мне предложила создать такую литературную ячейку. Со временем нас стало много, и мы зарегистрировали Ассоциацию литературных работников «Русское литературное общество».

– Как ты относишься к социальным сетям? Многие авторы используют их для раскрутки своих произведений.

– Для меня социальные сети – неизбежное зло. Литератор должен писать книги, книги – как единое литературное произведение, и неважно, это сборник стихов, рассказов или большой роман. И представлять на суд читателя писатель должен законченное произведение. А социальная сеть – это средство общения, способ напомнить о себе.

– Человек – существо социальное. И каждый из нас хочет что-то в своей жизни изменить.

– Я счастливый человек, всю жизнь занимаюсь тем, что мне нравится. А мне за это ещё и деньги платят. Очень люблю путешествовать, и в молодости я работал в сельскохозяйственном бизнесе только для того, чтобы иметь возможность кататься по стране за счёт работы. Став литературным деятелем, я стараюсь выбирать такие проекты, чтобы тоже можно было путешествовать. Это и мастер-классы фестиваля «Мцыри», и круглые столы проекта «Настоящее прошлое». Так что в своей жизни ничего особо менять не хотел бы.

– О какой сверхспособности ты мечтаешь?

– Да ни о какой. Я умею загадывать желания так, чтобы они исполнялись…


Источник: Литгазета