Андрей Чемоданов: "...И приходит ай-ай со своим коготком"

Поэт Чемоданов не называет себя ни богом, ни царем, ни героем. Он видит психоз в белесом венчике, возникающий от той самой знаменитой "белочки" - то есть когда "шишел мышел нам боком"... Но чудесным образом его стихи манят и завораживают, и совсем непростым оказывается нарочитый примитив форм и образов...
Андрей Чемоданов родился в 1969 году в Москве. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Работал курьером, снабженцем, дворником, сторожем, помощником режиссера, рецензентом, преподавателем, продавцом гжели и книг. Стихи поэта печатались в журналах и альманахах: «Новый мир», «Кольцо А», «Абзац», «Рец», «Слова», «Мансарда», «Алконостъ», «Юность», «Terra Nova» (Сан-Франциско), в газетах «Московский комсомолец», «Общая газета», «Книжное обозрение» и др. Автор стихотворных сборников: «Совсем как человек», «а. чемоданов», «Я буду всё отрицать», "Ручная кладь".Лауреат литературных премий: «Звёздный фаллос» в номинации «Поэзия», «Лучшая книга года» - «Московский счёт» (2012 г.)

Сыграл роль в художественном фильм «Чёрный таксист» (2011 год, режиссёр Анастасия Белокурова).

Стихи поэта положены на музыку Сергеем Трухановым, Олегом Лубягиным, Алексеем Тиматковым, Владимиром Розановым.

Член редколлегии альманаха "Алконостъ".

Андрей Чемоданов продолжатель традиций Лианозовском школы, считает себя последователем Холина. Школа эта - даже в самый период своего, так сказать, расцвета, то есть в годы оперативной её разработки - которая и дала школе название, все же имела некоторые эклектические тенденции, то есть копировала весьма давнюю стилистику.

Думается, что в пространственно-временном континууме, это даже до-литературное явление, которое заходит далеко за пушкинские времена - когда природным, исконным соц-артом были песенки юродивых у дороги, на паперти - обращенные к шествующему мимо барину, или проезжающему Государю с шутом Балакиревым на колках.

Десакрализация, демифологизация, культура бескультурья, - на путях и поисках свободы! - укореняющаяся в языковом ареале и пространстве, наперекор и вопреки всем запретам - вот истоки поэзии Андрея Чемоданова.

Стихи поэта семантически обживают текущее время -

В обыкновенном ожиданьи чуда,
Опять c утра, с устатку, слегонца,
Там та же принимается посуда,
И те же пропиваются сердца.

Сама приземленность его строф является просветительской, и это предопределяет их легкую запоминаемость и долгую живучесть. Когда-то подобное уже случалось с ленинградским направлением примитивистов, с Владленом Гаврильчиком, творчество которого представлено сейчас и в Русском, и во многих других музеях, справочниках и словарях.

Вечный памфлет юродивых, ставший опять поэтическим жанром, и который не заткнуть никакими салтыковскими ссылками в Вятку - творчество Чемоданова и его "нелепые" стихи перекликаются и с обериутами - пародией на обывательский здравый смысл.

Псевдо-надутость, инфантильный фольклор, якобы дилетантизм с нарочитым новаторством, оборачивается вдруг, грохнувшись о землю, у Чемоданова искусством.

Читать дальше...