Дарья Ильгова: "Три моих языка нервно топчутся в тупике"

Воплощение обыденной жизни в образах, в простых сюжетах, безо всяких лексических средств художественной выразительности, производит на читателя Дарьи Ильговой – благодаря своей простоте и естественности - сильнейшее впечатление.

Дарья Ильгова родилась в селе Ольховатка Воронежской области. Окончила Московский государственный психолого-педагогический университет и Литературный институт имени А. М. Горького.

Стихи печатались в журналах: «Москва», «Подъем», «Литературная учёба», «Дети Ра», «Плавучий мост», «Аргамак», «Артбухта», «Слово/Word»; в антологиях: «Русской поэзии XXI века», «Воронежские поэты — XXI век»; опубликованы на многих ресурсах Интернета.

Автор поэтических сборников: «Расстояния», «Молчание», «Снимки», «Оригами».

Творчество отмечено премиями: конкурса имени Кубанёва, Поддержка талантливой молодежи - Президента Российской Федерации, «Словенское поле», «Золотой Витязь», поэтического журнала «Плавучий Мост».

Живет и работает в Москве.

Просодия, фоническая оркестровка стихов Дарьи Ильговой полна внутренней силы. Она пишет просто — о сложном и глубоком, о тревожащем душу — сдержанно, о значительном — безо всякого пафоса. Даже паузы, даже цезуры в ее строфах смысловые. Ильгова сосредоточена на собственном внутреннем мире, который вмещает и историю России.

«Перерастание деревни в город путём её индустриализации» о чем век назад твердили и насильственно затевали большевики, так и не удалось.

Как и Дарья Ильгова, моя мать, Александра Сергеевна Горемычкина, тоже родилась в деревне Мартынцево Кимрского уезда Тверской области. И в 9-ть лет ей пришлось зимой в морозы, держась за руку свой матери — моей бабушки, после раскулачивания дойти пешком от Твери до Москвы. Стало быть, и я деревенский выходец —только во втором поколении. И потому меня до сердца трогают стихи Дарьи Ильговой, приехавшей в Москву в 16 лет:

Стоишь и смотришь вдаль, окружена
Печалью вековой, печалью древней.
Над тусклой вымирающей деревней
Рассветная нависла тишина.
Махнуть и позабыть бы разум рад!
Да только здесь твой дед, отец и брат…

Чему служили век, не заслужив
Ни почестей, ни звания, ни чина
Твоей семьи великие мужчины,
Отечества достойные мужи…

Вручая премию Дарье Ильговой — сертификат на издание нового сборника стихов -председатель Жюри поэтического журнала «Плавучий Мост» и наш автор Надежда Кондакова процитировала строчки Александра Межирова «До тридцати поэтом быть почетно, и срам кромешный — после тридцати».

Однако, думается, что быть поэтом сейчас— особенно женщине — это подвиг. Хотя уже и «коней на скаку» не остановишь из-за их полного в деревнях отсутствия, да и избы не горят — отсырели с 18-го века. И нам остается следовать за Дарьей Ильговой, и верить ей:

Не поддаваясь тлению — цвести,
Сменив решетки города на степи.
А то, что страшно вслух произнести,
Бумага стерпит.

Не помнить зла, не лгать, не сожалеть
О зимах ускользающих и веснах.
И вера, что прекрасны жизнь и смерть,
Спасет нас.

О ее творчестве вышло много статей в журналах, и в Сети.

Поэт Геннадий Красников, руководитель семинара в котором Дарья Ильгова училась в Литературном Институте, благословляет свою ученицу: «... Ильгова беспощадно исповедальна и открыта — свое желание делиться даже самым сокровенным, только бы перебороть тишину равнодушия», - декларирует она свою цель в поэзии…

Можно цитировать практически каждое стихотворение Дарьи Ильговой. Попавшись на первых же тактах мелодики её стихов, ты уже не можешь освободиться пока не пройдёшь сквозь вихри и паузы её ритмов, интонаций, сквозь выверты и вывихи её синтаксиса.

В её характере - упрямство и упорство летящей стрелы, кажется, до конца даже и не знающей пока своего истинного предназначения, насквозь пробивающей бумажные игрушечные мишени, чтобы однажды попасть в какую-то пока неведомую таинственную точку, цель...

Пока в её мире только Он и Она, да две-три подруги, да мама и ангел-хранитель... Не так уж и много. Но и не мало. Этого могло бы хватить на целый человеческий век, не будь Ильгова поэтом. Но поэту принадлежит весь мир, даже история принадлежит ему, как заметил незабвенный Александр Сергеевич. А жизнь, внешний мир – ещё нарастут и деталями, и красками, и цитатами из вечных и не вечных книг, из современного мусора культуры, - но это уже будет другая ступень её поэзии, её пути...».

Владимир Коркунов — поэт и критик, уверен: «Книги Дарьи Ильговой останутся на моей полке... в стихах — нотка публичности… это не те слова, что прячешь под подушку, охраняя блуждающую и мифическую душу.

В ритме, в плетении строк/строф... площадная поэзия, душа нараспашку, если что болит — нате, на первый план, аверсом по реверсу!

Метаморфозы языка видны. Но — все вызревает в положенный срок.»

Новая и очень живая форма «он-лайн» критики: поэт Ирина Митрофанова отзывается на совершенно необычные ракурсы лирического взгляда Дарьи Ильговой: «…что значит «быть сильнее». Начнем с того, что лирическая героиня в принципе сильная личность, то есть это человек, которому любимый человек нужен не для защиты себя... мы вырабатываем свой способ выживания, стойкости.

А когда в нашей жизни появляется кто-то еще, возникает сомнение, а подходит ли для двоих этот твой индивидуальный способ держаться... о доверии - когда идет постоянная трансформация души, человек невольно становится другим, но еще не понимает каким именно, и может быть, действительно, и ему не следует видеть её прежней, когда она уже другая...

Это ещё не ты, но уже не я - ну вот, наверное, для этого и надо быть сильнее, суметь помочь стать «крылатым» или хотя бы не мешать процессу «окрыления». Что понимать под этим «стать крылатым» — это каждый чувствует по-своему.

Удивительное ощущение какой-то молодой мудрости. Вроде бы, парадокс, мудрость не может быть молодой. Она приходит с опытом, годами. А у лирической героини мудрость врожденная, которая совсем не мешает ей быть молодой. Это здорово, и так неожиданно. В хорошем смысле ломает стереотип. И заставляет думать о том, что жизнь больше, чем кажется, больше наших представлений о ней. Жизнь и больше и свободнее».


Читать дальше в Новых Известиях >>>