Ибрагим Торшхоев — «Искры очага»

Ингушская поэзия ХХ века оставила богатое литературное наследие и подарила первостепенные таланты, словно горные пики: Джемалдин Яндиев, Хамзат Осмиев, Салман Озиев, Саид Чахкиев, Магомед Вышегуров, Ибрагим Торшхоев, Али Хашагульгов. Каждый из них в отдельности образует большой самостоятельный и органичный мир со своей поэтической индивидуальностью. А за ними — новые горные ландшафты и безбрежные хребты: Джабраил Албаков, Султан Шадиев, Амир Плиев, Азамат-Гирей Угурчиев, Сали Арчаков, Бадрудин Горчханов...

К числу имен в ингушской поэзии, которые занимают свое особое место, смело можно отнести Ибрагима Исмаиловича Торшхоева. Его поэзия самобытна, таков же его творческий путь.

Дай постичь,
Чтобы вольным пареньем
Мне кружить
И кружить над землей,
Чтоб, внимая,
Заслушался пеньем
Отчий край, прославляемый мной!

Ибрагим Исмаилович родился 1 мая 1942 года в селе Альтиево Назрановского района Чечено-Ингушской АССР в простой ингушской крестьянской семье. После окончания сельской школы работал учителем, а впоследствии стал одним из немногих ингушей, окончивших Литературный институт имени Горького. С 1963 года поэт проживал в Москве. Работал литературным сотрудником журналов «Дружба народов», «Сельская молодёжь». В 1980 году вышел в свет его первый сборник «Безама гургалаш» на ингушском языке. В 1981 году издательством «Современник» был издан его первый сборник на русском языке «Искры очага». В 1983 году вышел сборник стихов «Седкъий лар», затем — сборники стихов «Путь к себе» (1986 г.), «Дагалоаттам» (1987 г.), «Бумеранг» (1991 г.).

Ибрагима Исмаиловича я знал лично. Хотя со времени его кончины прошло без малого двадцать семь лет, в моей памяти он остался большим юмористом, который любил подразнить и в то же время был очень деликатен. Он вырос в сложной и тяжелой обстановке в казахстанской депортации, и, может быть, это повлияло на особую судьбу поэта.

В 1964 году Торшхоев был принят на работу в московское «закрытое оборонное» предприятие. В напряженном труде, живя в очень скромно обставленной комнатушке, как и полагается комнате рабочего, он успел попасть в поколение «поэтов из рабочих». Бродский, Высоцкий, поэты семидесятых — на пике внимания, их поэзия оказывает свое влияние и на творчество молодого Ибрагима. Конечно, Всевышний нередко посылает миру таких людей, как Торшхоев, но не многим удается, особенно в периоды творческого становления, сразу охватить то, что нужно именно в данный момент. Ибрагим это смог сделать, хоть и со второй попытки, но добился своего, и в 1984 году московские писатели принимают Ибрагима Торшхоева в Союз писателей СССР. В восьмидесятые годы он весело настроен, полон жизни и энергии. Его жизненный оптимизм всегда производил на меня огромное впечатление. Наивно думать, что настоящая поэзия пришла к Торшхоеву сама собой. С жаром и увлечением он уходил в поэтическую работу целиком, работал не щадя себя, и в тяжелые периоды острой болезни он не знал ни минуты отдыха. Отдавался сочинительству с утра до поздней ночи, и из-под его пера выходили многочисленные стихи, посвященные его малой родине — Ингушетии, матери, героизму. Прошло много лет, прежде чем, подходя к лихолетью девяностых, в московских издательствах стали выходить последовательно сменявшие друг друга сборники его стихов.

Его всестороннее знакомство не только с поэтами Москвы заслуживает всяческого уважения. Не проходило и дня, чтобы в его московской квартире не появлялись столичные поэты, многие из них искали возможность познакомиться с «кавказским дарованием». Помимо общего интереса к обстановке, царившей на Северном Кавказе, а именно в Назрани, его интересовало все, что происходит в стране. Несмотря на загруженность работой и невзирая на усталость, всегда охотно беседовал с приезжими земляками. Его лучшие качества — вселять веру в жизненные силы, раскрывать в человеке его лучшие качества.

Читать дальше: «Ингушетия» - интернет-газета