Ирина Горюнова. «Как написать бестселлер. Мастер-класс для писателей и сценаристов»

Основатель литературного агентства и писатель Ирина Горюнова рассуждает о том, почему одни сочинители становятся известными, получают высокие гонорары и престижные литературные премии, а другие — нет; о причинах успеха книг и киносценариев; рассказывает, как научиться хорошо писать и правильно представлять себя и свою книгу; и даже как создать свой литературный бренд. Представляем отрывок из новой книги.

Ирина Горюнова. «Как написать бестселлер. Мастер-класс для писателей и сценаристов»

Многие начинающие писатели очень плохо представляют происходящее на современном книжном рынке и витают в облаках, тешат себя иллюзиями о скорой славе, больших тиражах и высоких гонорарах. Некоторые из авторов, особенно те, которым довелось жить и расти в эпоху СССР, не могут или не хотят понимать, что сфера книгоиздания из идеологической и патриотической давно уже стала на рельсы коммерции и бизнеса.

Издатели принимают к изданию те рукописи, которые, по их мнению, могут стать потенциальными бестселлерами. Но что такое «бестселлер» и каковы его потенциальные признаки и составляющие – знают и понимают далеко не все писатели, а порой и издатели тоже.

На сегодняшний день любой интересующийся может посмотреть на сайтах книжных магазинов и Интернет-магазинов списки «Бестселлеров продаж», а некоторые газеты и журналы регулярно публикуют списки самых успешных и продаваемых книг года в разных жанрах. Рейтинги продаж – самый беспристрастный способ создания списков новинок-бестселлеров, поскольку не является персональным мнением кого-либо из литературных критиков, литературоведов, издателей. Здесь люди голосуют своим кошельком, отдавая предпочтение при покупке той или иной книге.

Как правило, это книги, которые отражают ценностные предпочтения, «золотой стандарт» общекультурных ценностей максимально широкой целевой аудитории. Или становятся бестселлерами за счет интереса к скандальным и вызывающим шок темам, как, например, «Лолита» Набокова или «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс. Наиболее коммерческие жанры в художественной литературе — остросюжетная проза, сентиментальная литература, фэнтези. В жанре нон-фикшн это книги по психологии, саморазвитию, эзотерике, маркетингу и т.п. Начинающему писателю следует помнить, что читательский спрос порождает предложение, а не наоборот. Если автор пишет издателю в своем письме о том, что ничего подобного до сих пор в литературе не было и не издавалось, то эффект от подобного аргумента окажется обратным желаемому.

Разумеется, каждому жанру соответствует своя читательская аудитория с определенными жизненными ценностями, интересами и запросами. Поэтому каждому писателю необходимо четко представлять, для кого именно он пишет и что ожидает его потенциальная аудитория получить в идеале, каковы ее предпочтения и запросы.

Сугубо развлекательная, легкая литература изначально будет иметь больше шансов на успех и дополнительные тиражи, чем серьезная, «большая», «премиальная» литература, но и тут не все так просто. Во-первых, обилие на российском рынке литературных премий, пропагандирующих «интеллектуальную» прозу, достаточно велико. Во-вторых, любой кризис, экономическая и политическая нестабильность государства способствуют тому, чтобы человек стал задумываться над какими-то фундаментальными вопросами: зачем он живет, как ему жить дальше, что сделать для того, чтобы изменить свою судьбу к лучшему, какие жизненные установки и ценности помогут ему переформатировать собственное сознание, мышление, мировоззрение, чтобы стать успешным, богатым, независимым и счастливым.

Давайте посмотрим на рейтинги популярности, представленные «Литрес» (электронные книги): «Лучшие книги по продажам за 2015, 2016 год». В списках отечественных бестселлеров сентиментальная проза от Олега Роя – роман «Перышко», детективный роман от Татьяны Устиновой «Шекспир мне друг, но истина дороже», серьезная проза о жизненных ценностях и непростых судьбах от Людмилы Улицкой «Лестница Якова» и от Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Дальше идут уже известные многим читателям такие авторы как Мария Метлицкая, Борис Акунин, Александра Маринина, Татьяна Полякова, Сергей Тармашев, Виктор Пелевин, Дмитрий Глуховский, Екатерина Вильмонт. Популярность «легкого чтива» многими вполне справедливо объясняется тем, что современный среднестатистический читатель хочет отдохнуть от большого количества забот, проблем и трудностей реального мира и на время забыться, погрузившись в иной, отчасти сказочный мир мелодрамы или захватывающего триллера. Причем «забыться» могут желать люди разных социальных статусов, возраста, семейного положения…

В топах продаж книг отечественных авторов по экономической тематике книги: Николая Старикова «Кризис: как это делается», Игоря Прокопенко «Великая тайна денег», К. Петрова, Е. Перельмана «Куда вложить деньги для чайников», Р. Аргашокова «Деньги есть всегда. Как правильно тратить деньги, чтобы хватало на все и даже больше». Судя по этим рейтингам, состояние кризиса действительно вызывает желание среднестатистического читателя и жителя России найти выход из состояния экономической нестабильности и научиться тому, как привлечь фортуну и направить денежный поток в собственный, а не в чужой карман.

Можно посмотреть рейтинги профессионального книжного сайта «Pro-books», в котором среди самых востребованных за первую половину 2015 г. (более поздних рейтингов, увы, нет) значатся: Борис Акунин «Бох и Шельма», Захар Прилепин «Обитель», Дина Рубина «Блудный сын», Татьяна Устинова «Чудны дела твои, Господи!», Макс Фрай «Слишком много кошмаров», Сергей Минаев «Духless 21 века. Селфи», Александра Маринина «Казнь без злого умысла», Михаил Веллер «Бомж» и сборник рассказов Виктории Токаревой «Муля, кого ты привёз?».

Но современный книжный рынок (особенно это касается коммерческих жанров) постоянно нуждается в новых проектах, потенциальных бестселлерах и новых именах, поскольку их популярность ограничена по времени и сюжеты подобных бестселлеров быстро забываются в отличие от бестселлеров серьезной, «премиальной» литературы, оказывающей на читателя, его сознание и мышление более глубокое воздействие. Именно такие книги остаются на книжных полках читателей гораздо дольше, о них охотнее пишут критики и литературоведы, их чаще переводят и издают на других языках иностранные издательства.

Шансы на коммерческий успех книги увеличивает удачная экранизация, получение престижной литературной премии, отзывы в прессе от известных в той или иной области звезд. Больше вероятности стать бестселлером у новинки от уже известного и популярного автора, хотя исключения бывают (например, уже упомянутый выше роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»). Кроме этого есть еще один интересный, не просчитываемый на основе потенциальных признаков бестселлерности фактор, такой как персональная судьба книги, ее фортуна, если хотите. Но о нем говорить бессмысленно, поскольку удача у каждого своя – на нее можно только уповать и надеяться, что она не подведет.

Читать дальше...