Мария Ватутина: "Не бывает ненастоящих поэтов"

Год назад Мария Ватутина пришла во МХАТ имени М. Горького в качестве участника проекта «Сезон стихов» и… не смогла расстаться с театром. В начале осени она поступила на службу в литературную часть. О творческой кухне – театральной и собственной – поэт рассказала «ЛГ».

– В одном из постов в «Фейсбуке» вы признались, что с 10 лет мечтали работать в театре. И вот мечта сбылась... Расскажите о вашей работе. Чем занимается редактор литературной части?

– МХАТ имени Горького сейчас заново рождается благодаря Эдуарду Боякову. Он не только воскрешает настоящий русский национальный театр, но и формирует команду. Это процесс тяжёлый и не однодневный. Работа литературной части тесно сплетена со всеми другими частями театра: с информационной службой, с постановочной... Мы всё время на прогонах, на репетициях: смотрим пьесы, читаем пьесы. Чистка, уточнение текста могут продолжаться и в процессе приближения к постановке: мы говорим о стилистических, грамматических и даже психологических нюансах. Можем подсказать авторам, если чего-то не хватает с точки зрения театрального видения, когда пьесу уже читают артисты, или дать советы просто с литературной точки зрения. Но работаем мы не только с пьесами. Эдуард Владиславович сказал мне, когда я поступала служить во МХАТ: «Вы отвечаете за все тексты, за все «буквы», которые есть в театре».

 – В прошлом году в театре стартовал замечательный проект «Сезон стихов», в рамках которого состоялся и ваш спектакль. Что даёт чтение стихов вслух поэту и зрителям? Почему это важно?

– Это важно по многим причинам. Во-первых, стихи в любом случае предполагают не только гармонию смысла, слова, формы, но и гармонию звука. Когда ты читаешь стихотворение вслух, это уже не просто стихотворение. Это звуковое, театральное произведение. Его нужно подать. Ты должен донести свою эмоцию до зрителя, а не просто озвучить текст. Но это только одна причина. А вторая – социальная. Мы сейчас все «короткопишущие», «короткочитающие», очень быстрые. Нам проще увидеть, услышать, а не прочесть. Может быть, это одна из причин, по которой люди сегодня отходят от поэзии. А в театр – благодаря декламации известных актёров, зрелищности – можно вновь привлечь нашего читателя. Кроме того, в «Сезоне стихов» присутствует куратор, который знакомит зрителей с особенностями поэтики автора. Моя мечта – чтобы через театр мы смогли вернуть читателя к поэзии и познакомить его с современными крупнейшими авторами: на Третьей сцене уже читали стихи Чухонцев, Кушнер, Кублановский, Рейн, Волгин...

Поэтов надо знать. Они мучаются над своими сочинениями, отдают творчеству всю жизнь, и если их не узнают, если их стихи не найдут пути к читателю, это значит, что они прожили напрасно. Созданные ими произведения попросту канут в Лету…

– Первым профессиональным поэтом в нашей стране стал Пушкин: тогда это означало возможность зарабатывать на жизнь литературным трудом… Что является мерилом профессионализма поэта сегодня?

– Не бывает осетрины второй свежести: есть либо поэт, либо не поэт. А если перед вами – поэт, вы можете сделать выбор: ваш или не ваш это автор. Но если в стихах нет особой материи и они не становятся чем-то большим, чем простая сумма слов, – речь о поэзии не идёт. Когда вы понимаете, что стихи, лежащие перед вами, – живой организм, который существует сам по себе, преломляя свет, открывая смыслы и предлагая новые возможности языка и т.д., а главное, существует художественная гармония и состоятельность текста как произведения, в таком случае уже не важно, «ваш» это автор или «не ваш». Вы всё равно знаете, что это поэт.

Бывают, конечно, и «любители» – их огромная армия. С некоторых пор я думаю: пускай они существуют. Это облагораживает человечество, облагораживает мир. Но писание стихов – ещё не всё. Поэт – это всегда судьба, биография, служение…

Мне кажется, что в человеческом мозгу есть что-то такое, что позволяет отличать хорошие стихи от плохих, особенно если человек развит культурно, интеллектуально. Своеобразный «usb-вход», к которому может подсоединиться только настоящая поэзия.

– Интересно наблюдать, как меняется отношение к литературной учёбе. Было время, когда многие высказывали скептическое отношение даже к Литературному институту, объясняя это тем, что «научить писать нельзя». Теперь же, напротив, произошло массовое помешательство на различных курсах, школах и мастер-классах. Вы в своё время окончили Литературный институт, посещали студию Игоря Волгина «Луч»… Что даёт литературная учёба писателю? Нужна ли она?

– У меня была возможность наблюдать разные манеры ведения мастер-классов. Многое зависит от опыта преподавания, от интеллектуального багажа, от таланта человека, в том числе таланта передавать знания. Настоящие мастера выкладываются по полной, разбирая стихи, показывая ошибки, приводя примеры, знакомя студентов с историей и теорией литературы… Так, например, учил нас Игорь Волгин. Но сегодня существует много мастерклассов и школ, в качестве которых я не уверена. Тем, кто туда поступает, стоит обращать внимание на то, кто преподаёт, читать отзывы на форумах…

Но Литературный институт – это совсем другое. Там ты получаешь широкое профильное образование, профессию литературного работника. Кстати, я только сейчас поняла, что наконец-то работаю по специальности! (Смеётся.) Где ещё вам дадут старославянский, эстетику, теорию литературы, стилистику – огромное количество предметов и помимо этого – семинары! В Литинституте преподают и Евгений Рейн, и Олеся Николаева, и Витя Куллэ, и Игорь Волгин. Им есть что передать. В вузе закладываются методы многих фундаментальных наук, принципы профессии, формируется психология отношения к делу. За короткий срок научить этому невозможно.

Читать дальше на сайте Литературной газеты...